Решение по делу № 2-177/2017 от 14.03.2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>                                    07 июня 2017 года

Тункинский районный суд Республики Бурятия в составе:

судьи Торгобоева Д.С.,

с участием представителя органа опеки и попечительства МО «<данные изъяты>» ФИО4,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Тункинского районного суда гражданское дело по иску ФИО1 к АМО «<данные изъяты>» о понуждении органа опеки и попечительства АМО «<данные изъяты>» поставить на учет в качестве сироты, нуждающегося в обеспечении жильем,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратилась в районный суд с иском к АМО «<данные изъяты>» о понуждении органа опеки и попечительства АМО «<данные изъяты>» поставить на учет в качестве сироты, нуждающегося в обеспечении жильем.

Исковые требования мотивированы тем, что с ДД.ММ.ГГГГ после смерти матери является круглой сиротой, с этого же времени проживает в <данные изъяты> РБ. ДД.ММ.ГГГГ постановлением АМО «<данные изъяты> над ней установлена опека ФИО5 таким образом, она обрела право на обеспечение жилым помещением по категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени истец не поставлена на учет нуждающихся в обеспечении жильем, чем нарушены ее жилищные права. ФИО1 имеет в собственности жилой дом, приобретенный по сертификату материнского капитала. Просит суд удовлетворить исковое заявление.

В судебном заседании истец ФИО1 настаивала на удовлетворении иска, просила обязать орган опеки и попечительства муниципального образования «<данные изъяты>» поставить её на учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений.

Представитель органа опеки и попечительства ФИО4 иск не признала, пояснив, что в связи со смертью родителей в ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней ФИО1 была установлена опека (попечительство). Опекуном была назначена ее тетя. Как следует из материалов дела, ФИО1 с заявлением о постановке на учет с целью предоставления жилого помещения как лицу из числа детей-сирот, до <данные изъяты> в компетентные органы не обращалась. Таким образом, поскольку на момент обращения в суд истец достигла <данные изъяты>, меры по социальной поддержке, установленные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на истца не распространяются.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.1 ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или жилищного фонда.

Частями 1-3 статьи 52 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст.1 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ), к лицам, которые в соответствии с данным законом имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Как следует из преамбулы указанного Закона, а также вышеприведенной ст.1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. В силу п.1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно 2.6.1 Административного регламента Республиканского агентства по делам семьи и детей по предоставлению государственной услуги по постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений (Приказ Республиканского агентства по делам семьи и детей РБ от ДД.ММ.ГГГГ N 78-о/д), для постановки на учет заявитель в орган опеки и попечительства по месту жительства или в МФЦ представляет следующие документы:

а) заявление законного представителя детей-сирот либо заявление лица из числа детей-сирот по форме согласно приложению N 2 к Административному регламенту;

б) копию документа, удостоверяющего личность законных представителей, подавших заявление о постановке на учет;

в) акты органов опеки и попечительства об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей под надзор в образовательные учреждения, учреждения социального обслуживания населения, учреждения системы здравоохранения и иные учреждения, создаваемые в установленном порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под опеку или попечительство (при наличии);

г) копии свидетельств о рождении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

д) копии паспортов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, старше 14 лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

е) акты органов опеки и попечительства об устройстве детей-сирот под надзор в образовательные учреждения, учреждения социального обслуживания населения, учреждения системы здравоохранения и иные учреждения, создаваемые в установленном законом порядке для детей-сирот, или об устройстве детей-сирот под опеку или попечительство (при их наличии);

ж) копии документов, подтверждающих утрату в несовершеннолетнем возрасте родительского попечения:

- копию свидетельства о смерти родителей (в случае смерти одного (обоих) родителей);

- справку органов записи актов гражданского состояния, подтверждающую внесение сведений об отце в запись о рождении ребенка на основании заявления матери ребенка (в случае, когда отцовство в законном порядке не установлено);

- копии решений судов о лишении родительских прав (ограничении в родительских правах), безвестно отсутствующими или умершими (в случае лишения и (или) ограничения одного (обоих) родителей в правах, признания безвестно отсутствующими или умершими одного (обоих) родителей);

- копии решений суда о признании родителей недееспособными (ограниченно дееспособными) (в случае признания недееспособными и (или) ограниченно дееспособными одного (обоих) родителей);

- копии решений судов об установлении факта оставления детей без попечения родителей (в случае установления факта оставления детей без попечения одного (обоих) родителей);

з) документы, подтверждающие невозможность проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях:

- вступившие в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилых помещений, право пользования которыми по договорам социального найма имеют лица, лишенные родительских прав (при наличии) (если проживают на любом законном основании в таких жилых помещениях лица, лишенные родительских прав в отношении этих детей-сирот);

- справки учреждений здравоохранения о наличии тяжелой формы хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным федеральным законодательством, у лиц, проживающих в жилых помещениях, нанимателями или членами семьи и нанимателя по договору социального найма либо собственниками жилых помещений которых являются дети-сироты (при наличии) (если проживают на любом законном основании в таких жилых помещениях лица, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно);

- справки о составе семьи с указанием общей площади жилого помещения по последнему месту регистрации и по всем адресам его перерегистрации, начиная с адреса сохраненного за ним жилого помещения (при наличии). Справки принимаются в течение 3 месяцев с даты выдачи;

- документов, подтверждающие правовые основания владения и пользования жилым помещением, нанимателями или членами семьи нанимателя по договору социального найма либо собственниками жилых помещений которых являются дети-сироты (при наличии).

Согласно ч.3 и 5 ст.57 Жилищного кодекса РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Такие решения служат основанием для заключения договора социального найма. Жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства общей площадью на одного человека по нормам предоставления.

В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждено, что ДД.ММ.ГГГГ, на основании постановления главы <данные изъяты> , ФИО5 была назначена попечителем ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Паспортом гражданина Российской Федерации серии от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что ФИО1, родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> <адрес>.

На основании свидетельства о заключении брака I-АЖ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 присвоена фамилия ФИО1.

Согласно отзыву главного специалиста органа опеки и попечительства ФИО7 ФИО1 не состояла на учете лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья и нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

На основании исследованных доказательств судом установлено, что право на дополнительные гарантии по социальной поддержке имеют лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от <данные изъяты>. На момент обращения ФИО1 с заявлением о постановке на учет и рассмотрения дела в судебном порядке истцу ФИО1 исполнилось <данные изъяты>, а для реализации своего права на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма ей следовало до достижения возраста <данные изъяты> обратиться в орган местного самоуправления по месту жительства с письменным заявлением о постановке на учет как нуждающейся в жилом помещении с приложением необходимых документов, что последним сделано не было.

Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Постановка на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий для обеспечения во внеочередном порядке жилым помещением носит заявительный характер. Вместе с тем, истцом ФИО1 не представлено суду доказательств, свидетельствующих о том, что до достижения возраста <данные изъяты> своевременно обращалась в орган опеки и попечительства по месту жительства с письменным заявлением о постановке на учет в целях предоставления жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей.

При таких обстоятельствах суд приходит к убеждению, что истцом не приведены достаточные доказательства, свидетельствующие о бездействии органа опеки и попечительства и лишения его гарантированного законодательством права на получение социального жилья.

В силу ст.1.3 вышеуказанного Административного регламента Республиканского агентства по делам семьи и детей по предоставлению государственной услуги по постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений, органы местного самоуправления, наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями (далее - переданные полномочия) на неопределенный срок.

Оценивая в совокупности представленные по делу доказательства, суд считает установленным, что ФИО1, относящаяся к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения возраста <данные изъяты> с письменным заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в органы местного самоуправления по месту жительства не обращалась, что не оспаривается истцом, следовательно, она утратила право на льготное обеспечение жилым помещением как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, в связи с тем, что он перестал относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Таким образом, у органа опеки и попечительства администрации МО «<данные изъяты>» не возникло обязанности поставить её на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Тем самым, суд считает необходимым ФИО1 в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия органа опеки и попечительства и понуждении поставить на учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений, отказать.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 к АМО «<данные изъяты>» о понуждении органа опеки и попечительства АМО «<данные изъяты>» поставить на учет в качестве сироты, нуждающегося в обеспечении жильем.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца через Тункинский районный суд со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Тункинского районного суда                               Д.С. Торгобоев

2-177/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
МУНКОНОВА С.А.
Ответчики
АМО ОКИНСКИЙ РАЙОН
Суд
Тункинский районный суд Республики Бурятия
Дело на странице суда
tunkinsky.bur.sudrf.ru
14.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.03.2017Передача материалов судье
17.03.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.04.2017Подготовка дела (собеседование)
14.04.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.05.2017Судебное заседание
07.06.2017Судебное заседание
12.06.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.07.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.07.2017Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее