№ 2-924/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 декабря 2017 г. |
г. Кострома |
Костромской районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи О.В. Гурьяновой,
при секретаре судебного заседания Носовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Артамонова П.Н. к Кдряшову А.А., администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области о признании незаконными постановлений администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области от ДДММГГГГ №, от ДДММГГГГ №, аннулировании записи в едином государственном реестре недвижимости о праве собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Артамонов П.Н. обратился в суд с иском к Кудряшову А.А., администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района о признании незаконным постановлений администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области от ДДММГГГГ №, от ДДММГГГГ №, аннулировании записи в едином государственном реестре недвижимости о праве собственности на земельный участок. Требования обосновывает тем, что он является собственником земельного участка, кадастровый №, общей площадью ***** кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: (адрес), на территории которого возведен одноэтажный деревянный жилой дом в глубине жилых домовладений № и №. Земельный участок, расположенный между домами № и №, являлся землями общего пользования, никем из собственников соседних домов не был огорожен, использовался ПАО «МРСК Центра» для эксплуатации ЛЭП, являлся проездом истца к дому № на личном автомобиле, местом для подвоза строительных материалов на грузовом автомобиле и складирования снега в зимнее время, администрация сельского поселения содержала этот участок для технического разворота пожарных автомобилей в случае пожара. Ответчику Кудряшову А.А. принадлежат дом и земельный участок по адресу: (адрес). Он желал приобрести вышеуказанный земельный участок в собственность. Истец же не хотел лишаться возможности пользоваться своим домом в полной мере, и на его обращение администрацией поселения был дан ответ, что спорный земельный участок не может быть разделен или передан в частную собственность. В ДДММГГГГ ответчик Кудряшов А.А. отгородил часть спорного земельного участка забором и сообщил всем соседям, что он купил отгороженную им часть земли, и проезд к дому истца для грузовых автомобилей закрыт. Администрацией поселения были проведены кадастровые работы, спорный земельный участок площадью ***** кв. м, расположенный (адрес), изъят из общего пользования, вид разрешенного использования определен как «огороды». При проведении кадастровых работ согласований с собственниками смежных земельных участков не производилось, ОАО «МРСК Центра» в ДДММГГГГ не согласовывал предоставление в собственность указанного земельного участка, поскольку на его территории расположена опора ЛЭП, принадлежащая ОАО «МРСК Центра», и участок ограничен в хозяйственном пользовании. Отдел архитектуры и градостроительства КМИиА администрации Костромского муниципального района в своём заключении указывал, что в случае удовлетворения требований Кудряшова А.А. могут быть затронуты интересы истца. Однако на основании постановления администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района №1 от 11.01.2016 спорный земельный участок предоставлен Кудряшову А.А. для огородничества, чем было ограничено право истца в пользовании его земельным участком. Просит признать незаконными постановление администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района № от ДДММГГГГ «Об организации торгов в форме аукциона по продаже земельного участка в (адрес)» и постановление администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района № от ДДММГГГГ «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка», поскольку они нарушают его право пользования принадлежащими ему земельным участком и домом, а также требования ст. 67 Федерального закона №123-ФЗ в части обязанности администрации и застройщиков оборудовать тупиковые проезды площадками для разворота пожарной техники размером не менее 15х15 м, то есть нарушают правила обеспечения противопожарной безопасности смежных со спорным участком домовладений; аннулировать запись в реестре о праве собственности Кудряшова А.А. на земельный участок общей площадью ***** кв. м, расположенный (адрес).
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Комитет имущественных и земельных отношений, архитектуры и градостроительства администрации Костромского муниципального района, ПАО «МРСК-Центра».
В судебном заседании истец Артамонов П.Н. исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в иске. Пояснил, что к нему приезжала представитель администрации Шунгенского сельского поселения К.О.М., предлагала оставить проезд шириной 3,5 м, но он согласия своего не дал, отказался что-либо подписывать. Считает, что администрация Шунгенского сельского поселения не имела права подготавливать данный земельный участок к кадастровым работам, он подал иск не только в защиту своих прав, но и в защиту прав других собственников домов № и №, все дома должны иметь сквозной проезд. Интересы смежных собственников нарушены тем, что раньше на указанном месте была разворотная площадка для трактора, который разгребал снег в зимнее время; в случае пожара жители дома№ не имеют выезда, соседям невозможно подъехать к своим домам, развернуться. В ДДММГГГГ к нему приезжала кадастровый инженер, просила подписать межевание, но он подписывать отказался, считает, что угол границы земельного участка увеличен. Считает, что Кудряшов А.А. незаконно забрал себе в собственность спорный земельный участок, чем нарушил права истца. Процедуру проведения торгов не оспаривает, он знал, что земельный участок выставлен на торги. Не приносил возражения при проведении кадастровых работ, так как считал, что всё уже решено. Не участвовал в торгах, поскольку был уверен, что порядок пользования указанным земельным участком сложился, и территория общего пользования не может быть отмежевана.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Шунгенского сельского поселения Фесенко И.Г. исковые требования не признала.
Ранее в ходе рассмотрения дела представитель ответчика Васина И.Н. пояснила, что первый раз от Кудряшова А.А. поступило заявление в администрацию Шунгенского сельского поселения о перераспределении земельного участка в 2015 году. Заявление было направлено в администрацию Костромского муниципального района. При проверке документов о передаче Кудряшову А.А. земельного участка, было подготовлено заключение отдела архитектуры и градостроительства администрации Костромского муниципального района №, в котором указано, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами «Ж-3». Основным видом разрешенного использования территории в указанной зоне является строительство отдельно стоящих односемейных домов с участками. При предоставлении испрашиваемого земельного участка могут быть затронуты интересы соседей, в частности владельцев дома №. После этого заключения решили, что может возникнуть спор, и было принято решение о проведении торгов, были проведены кадастровые работы по формированию земельного участка. Письмо о согласовании границ было направлено Артамонову П.Н., но оно вернулось обратно отправителю. После этого, кадастровый инженер разместил извещение о проведении согласования местоположения границ земельного участка в газете «Волжская новь». Когда кадастровый инженер приехал согласовать с истцом границы, он подписывать согласование отказался, но не указал, что у него есть претензии. Процедура торгов проведена без нарушений, все соблюдено. Статья 67 Федерального закона № 123-ФЗ, на которую ссылается истец, утратила силу. Истец в своих пояснениях ссылался на письмо администрации Шунгенского сельского поселения. Данное письмо адресовано К.Г.А. Между истцом и К.Г.А. были напряженные отношения, истец выставил старые спинки от кровати в общий проезд, и К.Г.А. не могла подъехать к своему дому. После этого случая она обратилась в администрацию Шунгенского сельского поселения с заявлением о разъяснении, кому принадлежит земельный участок. В данном случае здесь старая застройка, на которую новые нормы законодательства не распространяются. Считает, что в данном случае не затрагиваются интересы истца, поскольку данный дом стоит отдельно, и имеет отдельный подъезд. В случае возникновения пожара, или необходимости привезти дрова собственник дома № сможет с другой стороны, где имеется огромное поле. На фотографиях видно, что ширина подъезда составляет 5,2 м, там могут развернуться и встать две машины. На землях общего пользования не может сложиться порядок пользования. Раньше ПАО «МРСК-Центра» не согласовывали границы данного земельного участка, так как там проходит ЛЭП, потом они свое мнение изменили. Их мнение не зависит от позиции администрации Шунгенского сельского поселения. Просила в удовлетворении исковых требований Артамонову П.Н. отказать.
Ответчик Кудряшов А.А. в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что является собственником домовладения и земельного участка по адресу: (адрес). В 2015 ДДММГГГГ он обращался в администрацию Шунгенского сельского поселения с заявлением о перераспределении земельного участка, но ему было отказано. После этого он приобрел указанный земельный участок на торгах. При проведении кадастровых работ спорного земельного участка кадастровый инженер приходила к истцу, объясняла ситуацию, однако Артамонов П.Н. не сал разговаривать с кадастровым инженером и пописывать согласование. На кадастровой карте видно, что к дому истца имеется ещё один большой подъезд.
Представители третьих лиц Управления Росреестра по Костромской области, Комитета имущественных и земельных отношений, архитектуры и градостроительства администрации Костромского муниципального района в судебном заседании не присутствуют, просили рассматривать дело без их участия.
Третье лицо ПАО «МРСКА-Центра», извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились. С учетом положений ч. 3 ст. 167 ГПК РФ и мнения сторон, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав истца Артамонова П.Н., ответчика Кудряшова А.А., представителей ответчика администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области Васину И.Н., Фесенко И.Г., свидетеля А.С.Ю., исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем признания права, пресечения действий, нарушающих право.
Согласно подп. 4 п. 2 ст. 60 Земельного кодекса российской Федерации (далее- ЗК РФ) действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ст. 64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Одним из объектов земельных отношений, согласно подп. 2 п. 1, п. 3 ст. 6 ЗК РФ, является земельный участок, являющийся недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии со ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Объектами земельных отношений согласно п. 2 ч. 1 ст. 6 ЗК РФ, являются земельные участки. Согласно ст. 261 ГК РФ земельные участки являются объектом права собственности.
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В силу ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Согласно п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района.
Согласно п. 1 ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участком находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляете на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Если единственная заявка на участие в аукционе по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности подана лицом, которое соответствует указанным в извещении о проведении аукциона требованиям к участникам аукциона, и заявка на участие в аукционе которого соответствует указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона, либо если только один заявитель признан единственным участником аукциона или в аукционе принял участие только один его участник, продажа такого земельного участка осуществляется указанному лицу.
Образование земельного участка для его продажи путем проведения аукциона по инициативе органа государственной власти или органа местного самоуправления и подготовка к проведению аукциона осуществляются в порядке, предусмотренном подп. 1 п. 3 ст. 39.11 ЗК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее - Закон N 221-ФЗ) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно ч. 3 ст. 40 Закона N 221-ФЗ, если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись.
На основании ч. 8 ст. 39 Закона № 221-ФЗ в случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по адресу электронной почты и (или) почтовому адресу, по которым осуществляется связь с лицом, право которого на объект недвижимости зарегистрировано, а также с лицом, в пользу которого зарегистрировано ограничение права или обременение объекта недвижимости, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости в соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 9 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», с уведомлением о вручении (при наличии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости) либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования.
Судом в ходе судебного разбирательства установлено, что истцу Артамонову П.Н. на праве собственности принадлежат жилой дом и земельный участок, кадастровый №, общей площадью ***** кв. м, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенные по адресу: (адрес) (л.д. 6-7).
Ответчику Кудряшову А.А. на праве собственности принадлежит жилой дом и земельный участок, кадастровый №, общей площадью ***** кв.м, разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенные по адресу: (адрес) (л.д. 23-24).
Кудряшов А.А. в ДДММГГГГ обратился в администрацию Шунгенского сельского поселения с заявлением о предоставлении ему спорного земельного участка площадью ***** кв.м., примыкающего к принадлежащему ему земельному участку (л.д. 31).
В связи с тем, что на испрашиваемом земельном участке расположена опора ЛЭП, земельный участок ограничен в хозяйственном использовании охранной зоной ЛЭП, администрацией был направлен запрос начальнику Костромской РЭС дать заключение о возможности предоставления земельного участка в испрашиваемых целях. Ответом от ДДММГГГГ начальник Костромского РЭС филиала ПАО «МРСК Центра - «Костромаэнерго» согласовал предоставление в собственность указанного земельного участка без строительства зданий и сооружений в охранной зоне ВЛ (л.д. 34).
Постановлением главы Шунгенского сельского поселения № от ДДММГГГГ было решено провести публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования «для огородничества» земельного участка, расположенного (адрес), общей площадью ***** кв.м (л.д. 33). Постановлением от ДДММГГГГ в п. 1 постановления № слова «для огородничества» заменены словами « на огород» (л.д. 30).
Итоги публичных слушаний о проведении аукциона были опубликованы в установленном законом порядке.
ДДММГГГГ на основании итогового документа публичных слушаний от ДДММГГГГ постановлением главы Шунгенского сельского поселения за № постановлено: предоставить Кудряшову А.А. разрешение на условно разрешенный вид использования «для огородничества» земельного участка общей площадью ***** кв.м, расположенного (адрес) (л.д. 32). В дальнейшем постановлением от ДДММГГГГ внесены изменения в пункт 1: слова «для огородничества» заменены на слова «огороды» (л.д. 29).
Постановлением администрации Шунгенского сельского поселения от ДДММГГГГ № утверждена схема расположения указанного выше земельного участка (л.д. 28). Далее было проведено межевание земельного участка, участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен соответствующий номер.
На основании постановления главы администрации Шунгенского сельского поселения от ДДММГГГГ № принято решение о проведении торгов в форме аукциона открытого по составу участников и по форме подаче заявки по продаже спорного земельного участка, с установлением его начальной цены, вида разрешенного использования, категории земель, извещение о проведении торгов опубликовать в информационном бюллетене «Шунгенский вестник», а также разместить на официальных сайтах Российской Федерации и администрации Костромского муниципального района Костромской области, что и было выполнено (л.д. 36, 38-41, 56).
ДДММГГГГ от Кудряшова А.А. поступила заявка на участие в аукционе по продаже земельного участка для огорода (л.д. 63). В этот же день с администрацией Шунгенского сельского поселения заключено соглашение о задатке (л.д. 62). Иных претендентов на земельный участок заявлено не было.
ДДММГГГГ администрацией Шунгенского сельского поселения с Кудряшовым А.А. заключен договор купли-продажи земельного участка (л.д. 60). Договор зарегистрирован в управлении Росреестра по Костромской области. Кудряшов А.А. получил свидетельство о государственной регистрации права на спорный земельный участок.
Извещение о проведении согласования местоположения границы земельного участка было направлено кадастровым инженером Артамонову П.Н. ДДММГГГГ заказной почтой с уведомлением, но не было получено адресатом, что подтверждается конвертом, возвращенным отправителю с отместкой «истек срок хранения», а также пояснениями свидетеля А.С.Ю. После чего данное извещение было опубликовано в газете «Волжская новь» № от ДДММГГГГ (л.д. 51).
Таким образом, требования, предъявляемые ст.ст. 11.10, 39.11 ЗК РФ к процедуре образования земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для его продажи путем проведения аукциона по инициативе органа местного самоуправления, подготовки к проведению аукциона, его организации, соблюдены.
Кроме того, саму процедуру проведения торгов, как пояснял в ходе рассмотрения дела истец, он не оспаривает, знал, что земельный участок выставлен на торги.
Доводы истца Артамонова П.Н. о нарушении прав и законных интересов его и собственников смежных с ним земельных участков внимания не заслуживают.
Как видно из заключения территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы Костромского и Красносельского районов управления МЧС России по Костромской области подъезд специализированной пожарной техники к домам (адрес) возможен.
Данный факт не оспаривался в ходе рассмотрения дела истцом Артамоновым П.Н., подтвержден пояснениями ответчика Кудряшова А.А., представителей администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района.
Филиал ПАО «МРСК Центра»- «Костромаэнерго» письмом ДДММГГГГ согласовал предоставление в собственность земельного участка с кадастровым номером №, на котором расположена воздушная линия электропередач 0,4 кВ, расположенного по адресу: (адрес), без строительства зданий и сооружений в охранной зоне воздушной линии электропередач.
Тот факт, что Кудряшову А.А. было отказано главой администрацией Шунгенского сельского поселения в 2015 году в заключении соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, принадлежащего ему, не препятствовал в дальнейшем предоставлению спорного земельного участка в собственность за плату с соблюдением требований ЗК РФ.
При таких обстоятельствах, исковые требования о признании незаконным постановлений администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области от ДДММГГГГ №, от ДДММГГГГ №, аннулировании записи в едином государственном реестре недвижимости о праве собственности на земельный участок не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске Артамонову П.Н. к Кдряшову А.А., администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области о признании незаконным постановлений администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области от ДДММГГГГ №, от ДДММГГГГ №, аннулировании записи в едином государственном реестре недвижимости о праве собственности на земельный участок отказать.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд Костромской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
О.В.Гурьянова |
Решение суда в окончательной форме
изготовлено 19 декабря 2017 г.