РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12.12.2017 город Карпинск
Карпинский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Базуевой В.В.,
при секретаре судебного заседания Афанасьевой А.В.,
с участием заместителя прокурора города Карпинска Худорошковой Е.Г.,
представителя ответчика – Администрации Волчанского городского округа Клементьевой Ю.П., действующей на основании доверенности,
третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Фоминой М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Карпинска, действующего в интересах Кудрявцева Юрия Николаевича, к Администрации Волчанского <адрес> о возложении обязанности по предоставлению в собственность жилого помещения, о расторжении договора социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Карпинска, действующий в интересах Кудрявцева Ю.Н., в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в Карпинский городской суд с данным иском, указав в нем, что по результатам проведенной проверки установлено нарушение жилищных прав Кудрявцева Ю.Н.. Так, многоквартирный дом по адресу: <адрес>, в котором находилась квартира, принадлежащая Кудрявцеву Ю.Н. на праве собственности (1/2 доли), был снесен. Ответчиком не предприняты меры по оценке жилого помещения и предоставлению жилья в собственность Кудрявцеву Ю.Н.. Истец был включен в качестве члена семьи нанимателя в договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>, предоставленного взамен аварийного по постановлению главы Волчанского городского округа №419 от 10.07.2009. После уточнения исковых требований в порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просит суд возложить на ответчика обязанность предоставить Кудрявцеву Ю.Н. в собственность жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим нормам и правилам, взамен снесенного и ранее расположенного по адресу: <адрес>, и исключить Кудрявцева Ю.Н. из договора социального найма от 10.07.2009 в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
Заместитель прокурора города Карпинска Худорошкова Е.Г. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Истец Кудрявцев Ю.Н. в судебное заседание не явился, по имеющимся в деле сведениям в настоящее время находится в местах лишения свободы. Имеется заявление Кудрявцева Ю.Н., в котором он настаивает на восстановлении его жилищных прав и просит прокурора города Карпинска представлять его интересы в суде.
Представитель ответчика – Администрации Волчанского городского округа Клементьева Ю.П. в судебном заседании исковые требования прокурора признала частично, пояснив, что в связи со сносом аварийного многоквартирного дома по адресу: <адрес>, предоставлено другое благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарно-техническим нормам, общей площадью 40,8 кв.метров по адресу: <адрес> по договору социального найма жилого помещения №90 братьям ФИО13, которые были зарегистрированы по прежнему адресу. На этот момент Кудрявцев Ю.Н. находился в местах лишения свободы, но после освобождения 30.07.2010 он был включен в договор социального найма в качестве члена семьи нанимателя. Администрацией была допущена ошибка - заключен договор социального найма. Причину не предоставления жилого помещения в собственность Кудрявцеву Ю.Н. установить не представляется возможным. Планируется расторгнуть договор социального найма в отношении квартиры по <адрес> и предоставить ее взамен аварийного собственнику Кудрявцеву Ю.Н. на праве собственности.
Третье лицо Фомина М.П. в судебном заседании разрешение спора оставила на усмотрение суда, указав, что жилое помещение по адресу: <адрес> настоящее время также признано аварийным и непригодным для проживания, в связи с чем предоставление этого жилого помещения ранними сроками на праве собственности не отвечает интересам Кудрявцева Ю.Н..
Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В соответствии с пунктом 1 части 2 данной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
При этом, законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит жилое помещение.
Заключением межведомственной комиссии №11-МК/11 от 01.11.2011 многоквартирный жилой <адрес> городе Волчанск, <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Истец Кудрявцев Ю.Н. является собственником жилого помещения -квартиры, расположенной по адресу: <адрес>5, на праве общей совместной собственности по договору передачи квартиры в собственность граждан (справка отдела «Карпинское БТИ» №233 от 11.07.2016).
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в соответствующую адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. Кроме того, законодатель, предусматривая правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, одновременно предписывает осуществлять переселение граждан из аварийного жилищного фонда не по своему усмотрению, а в соответствии с жилищным законодательством (часть 3 статьи 16).
В силу пункта 3 статьи 2 данного Федерального закона под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32 и 86 Жилищного кодекса Российской Федерации в равной мере.
По смыслу статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения допускается как путем заключения соглашения о выплате выкупной цены за изымаемое жилое помещение, так и путем заключения соглашения с собственником жилого помещения о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения.
Включение аварийного дома в адресную программу является самостоятельным основанием для предоставления жилья собственникам жилых помещений при переселении из аварийного жилищного фонда.
Во исполнение Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» Постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2013 №330-ПП утверждена государственная программа Свердловской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Свердловской области до 2020 года» (подпрограмма 3 - Повышение качества условий проживания населения Свердловской области).
В рамках данной программы Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 16.10.2014 №161 утвержден Перечень аварийных домов, признанных таковыми в установленном порядке до 01.01.2012, подлежащих расселению до 01.09.2017, по срокам переселения.
В соответствии с этим перечнем дом по <адрес> включен в региональную программу, где также содержатся сведения о количестве расселяемых жилых помещений, находящихся в частной собственности граждан. При этом, выкуп жилых помещений у собственников в указанном доме программой не предусмотрен (строка 19).
Учитывая указанные обстоятельства, суд находит исковые требования прокурора города Карпинска в интересах Кудрявцева Ю.Н. о возложении обязанности предоставить в собственность жилое помещение взамен аварийного, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд полагает, что предоставление истцу в связи с аварийностью дома, включенного в региональную адресную программу, другого жилого помещения в собственность является единственным способом защиты нарушенных жилищных прав и права собственности. При этом, предоставление жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует истцу условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Таким образом, предоставление Администрацией Волчанского городского округа Кудрявцеву Ю.Н. взамен имевшегося в собственности жилого помещения, располагавшегося в многоквартирном доме признанном аварийным и снесенном, только права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма без соответствующей компенсации утраченного объекта права собственности, не соответствует приведенным требованиям законодательства.
Одновременно, суд приходит к выводу о необходимости исключения Кудрявцева Ю.Н. из числа членов семьи нанимателя по договору социального найма от 10.07.2009 в момент фактического предоставления ему ответчиком жилого помещения в собственность взамен аварийного.
Согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, ответчик – Администрация городского округа Карпинск, являясь органом местного самоуправления, освобождена от уплаты государственной пошлины и с нее не может быть взыскана государственная пошлина.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 196 – 199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Карпинска, действующего в интересах Кудрявцева Юрия Николаевича, к Администрации Волчанского <адрес> о возложении обязанности по предоставлению в собственность жилого помещения, о расторжении договора социального найма удовлетворить.
Обязать Администрацию Волчанского городского округа предоставить в собственность Кудрявцеву Юрию Николаевичу жилое помещение соответствующее санитарным и техническим нормам и правилам, взамен снесенного и ранее расположенного по адресу: <адрес>5.
Обязать Администрацию Волчанского городского округа исключить Кудрявцева Юрия Николаевича из числа членов семьи нанимателя по договору социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в момент предоставления в собственность жилого помещения взамен снесенного и ранее расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловский областной суд с подачей жалобы через Карпинский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Дата изготовления решения в окончательной форме – 18.12.2017.
Судья: