Дело № 2-2389/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Логинова С.С.,
при секретаре Семененко Н.Л.,
с участием представителя истца Снетковой Д.В.,
представителя ответчика Зеленцова Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте
19 июля 2018 года гражданское дело по иску Чупровой Л.И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми об обязании зачесть периоды в общий трудовой стаж для определения пенсионного капитала, произвести перерасчет пенсии,
у с т а н о в и л:
Чупрова Л.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми (далее по тексту - ГУ-УПФР в г. Ухте Республики Коми) об обязании включить периоды прохождения курсов повышения квалификации с 07 сентября 1994 года по 26 октября 1994 года, 06 апреля 1998 года по 28 апреля 1998 года в общий трудовой стаж для определения пенсионного капитала, произвести перерасчет пенсии с <...> г.. В обоснование требований указала, что с <...> г. является получателем пенсии по старости, при оценке пенсионных прав по подсчетам ответчика с 01 января 2002 года назначен стажевый коэффициент 0,55 с уменьшением на отношение неполного стража к требуемому 0,87625000, что соответствует 17 годам 06 месяцам 09 дням общего трудового стажа. С конвертацией пенсионных прав не согласна, поскольку ответчиком в общий трудовой стаж работы для определения пенсионного капитала, не были включены периоды направления работодателем на курсы повышения квалификации с 07 сентября 1994 года по 26 октября 1994 года, 06 апреля 1998 года по 28 апреля 1998 года, где за ней сохранялся средний заработок. С учетом спорных периодов стаж работы до 01 января 2002 года составит 17 лет 08 месяцев 20 дней, что соответствует стажевому коэффициенту 0,55 с уменьшением на отношение неполного стажа к требуемому 0,88611111, в связи с чем, образовалась существенная недоплата страховой части пенсии
Истец Чупрова Л.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в исковом заявлении просит рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель истца Снеткова Д.В. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, подтвердив доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика ГУ-УПФР в г. Ухте Республики Коми Зеленцов Д.В., выступая в суде, исковые требования не признал, полагал, что спорные периоды обоснованно были не включены в общий стаж работы истца.
По правилам ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие истца.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В силу п. 1 ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно подп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего на момент назначения трудовой пенсии истцу, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Судом установлено, что Чупрова Л.И. является получателем трудовой пенсии по старости, назначенной в соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с <...> г.
Из материалов пенсионного дела № .... следует, что общий трудовой стаж истца в календарном исчислении на 01 января 2002 года составил 17 лет 6 месяцев 09 дней. Стажевый коэффициент, исходя из продолжительности общего трудового стажа, установлен в размере 0,55 с уменьшением на отношение неполного стража к требуемому 0,87625000.
При этом, как следует из материалов пенсионного дела, в подсчет общего трудового стажа для определения пенсионного капитала не учтены периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с 07 сентября 1994 года по 26 октября 1994 года, 06 апреля 1998 года по 28 апреля 1998 года, что ответчиком не оспаривалось.
В соответствии с положениями ст. ст. 14, 29.1, 30, 30.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер трудовой пенсии по старости зависит, в том числе, от продолжительности общего трудового и специального стажа пенсионера, в том числе сверх требуемой для назначения пенсии.
В соответствии с ч. 1, ч. 4 ст. 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Действовавший до 01.01.2002 Закон РФ № 340-1 от 20.11.1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации» содержал понятие «общий трудовой стаж», от продолжительности которого зависело право на пенсию. Природа и содержание понятий «общий трудовой стаж», «страховой стаж» различны, но порядок доказывания трудового стажа, приобретенного до и после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», установленный ст. 96 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», аналогичен порядку, установленному ст. 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
На основании п. 6, п. 41 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 № 555, действовавших до 01.01.2015, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее именуется - трудовая книжка); записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку.
Как усматривается из трудовой книжки истца, надлежащая копия которой была представлена при назначении пенсии, а также истцом в материалы дела, Чупрова Л.И. в период с 17 октября 1990 года по 31 декабря 2004 года состоял в трудовых отношениях с ЯМУ «Городская больница № ....» в должности .....
В периоды трудовой деятельности в ЯМУ «Городская больница № ....» истец находилась на курсах повышения квалификации в периоды с 07 сентября 1994 года по 26 октября 1994 года, 06 апреля 1998 года по 28 апреля 1998 года, о чем работодателем издавались соответствующие приказы.
Трудовым законодательством (ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 года № 185-ФЗ) предусмотрено, что в случае направления работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы; при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции от 1 февраля 2002 года) в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
В соответствии со ст. 173 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции от 1 февраля 2002 года) работникам, направленным на обучение работодателем, или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
По смыслу Рекомендаций Международной организации труда № 418 от 24 июня 1974 года «Об оплачиваемых учебных отпусках», период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других прав, вытекающих из трудовых отношений.
Учитывая требования действующего законодательства, не включение в общий стаж периодов нахождения работников в учебных отпусках, на курсах повышения квалификации, являющимися периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, влечет необоснованное ограничение их пенсионных прав.
Принимая во внимание, что истец в период с 1990 по 2004 годы работала в ЯМУ «Городская больница № ....», где ей предоставлялись учебные отпуска, связанные с профессиональным обучением (повышением квалификации) с сохранением прежнего места работы и среднего заработка, что подтверждается представленными в материалы дела выпиской и справкой № .... от 16.07.2018, выданными ГБУЗ Республики Коми «Городская поликлиника № ....» , то периоды нахождения на курсах повышения квалификации, также подлежат включению в общий стаж её работы.
В связи с чем, требования Чупровой Л.И. об обязании включить в общий трудовой стаж для определения пенсионного капитала периоды обучения на курсах повышения квалификации с 07 сентября 1994 года по 26 октября 1994 года, 06 апреля 1998 года по 28 апреля 1998 года, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При таких обстоятельствах, при оценке пенсионных прав истца с 01.01.2002 по правилам Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с учетом подлежащих включению в общий трудовой стаж истца спорных периодов, стажевый коэффициент истца определяется в размере 0,55 с уменьшением на отношение неполного стража к требуемому 0,89569444 (пропорция неполного стажа (факт. / треб.) : 17 лет 10 месяцев 29 дней / 20 лет).
В связи с этим размер пенсии истца подлежит перерасчету с даты назначения пенсии.
В силу ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Как следует из материалов дела, истец Чупрова Л.И. обратилась за юридической помощью в Центр оказания услуг «Юрист плюс», оплатила его услуги, общая стоимость которых составила 1500 руб., что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру № .... от 16.03.2018.
При определении размера расходов на оплату услуг представителя суд полагает необходимым исходить из характера спора, длительности судебного разбирательства, количества судебных заседаний с участием представителя (два судебных заседания – <...> г., <...> г.), объема проделанной работы (консультации, составление иска в суд, участие в суде), сложности спора, удовлетворения заявленных требований, принципа разумности и справедливости.
С учетом этих обстоятельств, суд считает, что с ответчика в пользу истца следует взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере 1500 руб., так как эта сумма при указанных конкретных обстоятельствах дела, характеризующих объем проделанной представителем работы по данному делу, является разумной и не чрезмерной, а также соответствует сложившимся в Республике Коми тарифным ставкам на услуги, оказываемые адвокатами.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Чупровой Л.И. удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми включить в общий трудовой стаж Чупровой Л.И. для определения пенсионного капитала периоды обучения на курсах повышения квалификации с 07 сентября 1994 года по 26 октября 1994 года, 06 апреля 1998 года по 28 апреля 1998 года, произвести перерасчет размера страховой части пенсии Чупровой Л.И. с <...> г. с учетом стажевого коэффициента 0,55 с уменьшением на отношение неполного стажа к требуемому 0,89569444.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми в пользу Чупровой Л.И. в счет возмещение судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 1 500 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 24.07.2018.
Судья С. С. Логинов