РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Безенч 16 сентября 2019 года
Безенчукский районный суд Самарской области в составе:
Председательствующего судьи Штырлиной М.Ю.,
при секретаре Горбачевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-7442/2019 по иску Администрации муниципального района Безенчукский Самарской области к Ахметовой ФИО8 о взыскании излишне полученной социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности,
УСТАНОВИЛ:
Администрация м.р.Безенчукский Самарской области обратилась в Безенчукский районный суд Самарской области с иском к Ахметовой А.Р. о взыскании излишне полученной социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности - трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в размере 92 324,61 рублей.
Представитель Администрации м.р.Безенчукский Самарской области Василенко Е.Г., действующая на основании доверенности № от 21.01.2019г., поддержала исковые требования в полном объеме и просила их удовлетворить.
Ответчик Ахметова А.Р. в судебном заседании признала исковые требования в полном объеме, не возражала против их удовлетворения.
Представитель Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явился, направил в суд отзыв на исковое заявление, в котором просил иск удовлетворить в полном объеме, дело рассмотреть без участия представителя Министерства.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 №1544 внесены изменения в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 №717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» (далее – Постановление).
Приложением №1 Постановления утверждено Типовое положение устанавливающее порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее соответственно - социальные выплаты, гражданин, молодая семья, молодой специалист) (далее - Типовое положение).
В соответствии с Типовым положением право на получение социальных выплат имеют граждане Российской Федерации, проживающие в сельской местности, в том числе молодые семьи и молодые специалисты, проживающие и работающие на селе, либо изъявившие желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.
Гражданин имеет право на получение социальной выплаты при соблюдении в совокупности следующих условий: постоянное проживание в сельской местности (регистрация по месту жительства); работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности; наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 13 настоящего Типового положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 18 настоящего Типового положения; признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, не являющимся ценной бумагой (далее - свидетельство). Выдача свидетельства получателю социальной выплаты осуществляется органом исполнительной власти, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - орган исполнительной власти) (п.12 Положения).
Расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. метра - для одиноко проживающих граждан, 42 кв. метра - на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек), и стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в сельской местности на территории субъекта Российской Федерации, утвержденной органом исполнительной власти на очередной финансовый год исходя из фактической стоимости строительства (приобретения) жилья в рамках мероприятий, указанных в пункте 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусмотренных приложением № к Государственной программе, за предыдущий год с учетом прогнозного уровня инфляции, установленного в субъекте Российской Федерации на очередной финансовый год, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на I квартал очередного финансового года (п.13 Типового Положения).
Пунктом 15 Типового положения установлено, что, в случае, если фактическая стоимость 1 кв. метра общей площади построенного (приобретенного) жилья меньше стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, определенной органом исполнительной власти, размер социальной выплаты подлежит пересчету исходя из фактической стоимости 1 кв. метра общей площади жилья.
В случае, если общая площадь строящегося (приобретаемого) жилья меньше размера, установленного для семей разной численности, но больше учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, размер социальной выплаты подлежит пересчету исходя из фактической площади жилья.
Согласно пунктам 17, 18 Типового положения определение размера социальной выплаты производится органом исполнительной власти в соответствии с пунктами 13 - 16 Типового положения. При этом получатель социальной выплаты вправе осуществить строительство (приобретение) жилья сверх установленного пунктом 13 настоящего Типового положения размера общей площади жилого помещения при условии оплаты им за счет собственных и (или) заемных средств стоимости строительства (приобретения) части жилья, превышающей указанный размер.
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области от 29.01.2018 №-п утверждена стоимость 1 кв.м общей площади жилья в сельской местности на территории Самарской области в 2018 году для расчета размера социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам в размере 29 469 рублей.
В соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении государственной программы Самарской области «Устойчивое развитие сельских территорий Самарской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2021 года» установлено, что субсидия расходуется органами местного самоуправления муниципальных образований на предоставление социальных выплат молодым семьям, молодым специалистам в размере, не превышающем 70 процентов от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определенной в соответствии с пунктом 13 Типового положения.
Соглашением о предоставлении в 2018 году субсидий за счет средств областного бюджета местному бюджету в целях софинансирования расходных обязательств муниципального образования в Самарской области по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов от 05.04.2019г. №, Соглашением № от 06.08.2018г. заключенными между Министерством сельского хозяйства и продовольствия <адрес> и Администрацией муниципального района Безенчукский Самарской области из бюджета Самарской области в 2018 году бюджету Безенчукского муниципального района предоставлены субсидии на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий, граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
В соответствии с Постановлением Администрации м.р.Безенчукский Самарской области от 01.07.2016г. № Ахметова А.Р. (составом семьи из трёх человек) принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с отсутствием жилья.
ДД.ММ.ГГГГ Ахметова А.Р. обратилась в Администрацию м.р.Безенчукский Самарской области о включении её в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие села на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по категории – молодой специалист. Жилищные условия Ахметова А.Р. планировала улучшить путём приобретения жилого помещения в с.Васильевка м.р.Безенчукский Самарской области.
В соответствии с письмом Министерства сельского хозяйства и продовольствия от ДД.ММ.ГГГГ № Администрация района уведомила Ахметову А.Р. о том, что она является участником государственной программы Самарской области «Устойчивое развитие сельских территорий Самарской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» в 2018 году.
Ахметовой А.Р., как участнику подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Программа Российской Федерации), государственной программы Самарской области «Устойчивое развитие сельских территорий Самарской области на 2014-2017 годы и плановый период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – программа Самарской области), была предоставлена социальная выплата на приобретение жилья в сельской местности на семью из трёх человек в размере 1 113 928,20 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета в размере 39 323,03 руб., средств бюджета субъекта Российской Федерации 1 058 676 руб., средств местного бюджета в размере 15 929,17 руб., исходя из произведенного расчета: 54 кв.м * 29 469* 70% = 1 113 928,20 руб.
По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ семьей Ахметовых из трех человек общую долевую собственность приобретены земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 900 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства, кадастровый № и расположенный на нем жилой дом площадью 76 кв.м. Объекты недвижимости согласно договора приобретены за 2 122 801,20 руб., из них 68 783 руб. – стоимость земельного участка; 2 054 018,20 руб. – стоимость жилого дома.
Оплата стоимости приобретённых объектов недвижимости произведена в следующем порядке: 1 113 928,20 руб. – за счёт бюджетных средств по свидетельству о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности № от ДД.ММ.ГГГГ, оставшаяся сумма – за счёт заёмных и личных средств покупателя.
Фактическая стоимость приобретенного ответчиком 1 кв.м. жилья составила 27 026,55 руб. (2 054 018,20 руб. / 76 кв.м).
Таким образом, размер субсидии, рассчитанной в соответствии с пунктом 15 Типового положения, должен был составить 1 021 603,79 рублей (2 054 018,20 - стоимость приобретенного жилого помещения / 76 кв.м - фактическая площадь приобретения * 54 кв.м – норма предоставления общей площади на семью из трех человек)*70%.
Ахметовой А.Р. с составом семьи из трёх человек полагалось 54 кв.м. общей площади жилья, приобретено 76 кв.м.
Излишне полученная ответчиком социальная выплата составила 92 324,61 руб. (1 113 928,20 руб. – 1 021 603,49 руб.).
Ответчиком договор купли-продажи жилого помещения от 07.11.2018 года заключен на условиях, при которых ответчик неосновательно, вне установленного Типовым положением порядка, сберег часть полученной социальной выплаты в размере 92 324,61 руб.
В связи с тем, что фактическая стоимость 1 кв.м общей площади приобретенного ответчиком жилья меньше средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья, утвержденной органом исполнительной власти субъекта РФ, в соответствии с пунктом 15 Типового положения, размер социальной выплаты подлежит перерасчету исходя из фактической стоимости 1 кв.м. общей площади приобретенного жилья.
Ахметова А.Р., как участник Программы, ознакомлена с её условиями, согласно которым участнику предоставляется субсидия на приобретение жилья в сельской местности, исходя из рыночной цены в данной местности. Если участник приобретает жилье ниже рыночной стоимости, то разница между рыночной и фактической стоимостью он должен вернуть обратно.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией м.р.Безенчукский Самарской области в адрес Ахметовой А.Р. было направлено предложение № о возврате излишне полученной социальной выплаты, Ахметова А.Р. отказалась вернуть денежные средства в добровольном порядке.
В соответствии со ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Согласно п.4 ст.1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
Денежные средства в виде социальной выплаты передавались истцом ответчику в соответствии с существующим обязательством, основанном на положениях Государственной программы и Программы Самарской области.
Таким образом, ответчиком договор купли-продажи жилого помещения от 07.11.2018 заключен на условиях, при которых ответчик неосновательно, вне установленного Типовым положением порядка, сберег часть полученной социальной выплаты в размере 92 324,61руб., в связи с чем излишне полученные денежные средства подлежат возврату ответчиком истцу.
Признание ответчиком иска, как предусмотренное ст. 173 ГПК РФ, является самостоятельным основанием для удовлетворения заявленного по делу иска.
Заявленный по делу иск, как основанный на положениях действующего законодательства, подлежит удовлетворению.
Поскольку истец освобожден от уплаты гос. пошлины при подаче иска в суд, гос. пошлина пропорционально размера удовлетворенных исковых требований в сумме 2 969,74 руб. на основании п.1 ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика в доход государства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 1102 ГК РФ, 173, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Администрации м.р.Безенчукский Самарской области к Ахметовой ФИО9 удовлетворить.
Взыскать с Ахметовой ФИО10 излишне полученную социальную выплату на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 92 324 (Девяносто две тысячи триста двадцать четыре) руб. 61 коп., из них: 91 004,37 руб. – средства федерального и областного бюджета; 1 320,24 руб. – средства местного бюджета, которые перечислить по реквизитам: УФК по <адрес> (Управление финансами Администрации муниципального района Безенчукский Самарской области) р/с 40101810822020012001 Отделение Самара г.Самара БИК 043601001 ИНН 6362011639 КПП 636201001 ОКТМО 36604000, КБК 91221805030050000150 (для средств федерального и областного бюджета) КБК 91211302995050000130 (для средств районного бюджета).
Взыскать с Ахметовой ФИО11 госпошлину в доход государства в размере 2 969 (Две тысячи девятьсот шестьдесят девять) руб. 74 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме в Самарский областной суд через Безенчукский районный суд Самарской области.
Мотивированное решение суда изготовлено 17 сентября 2019 года.
СУДЬЯ М.Ю. Штырлина