Мировой судья Разумов В.Е. Дело №12-17/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Сергиевск 18 апреля 2018 года
Сергиевский районный суд <адрес> в составе председательствующей судьи Носковой О.В., при секретаре Сидоровой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Сервисная коммунальная компания» на постановление № мирового судьи судебного участка № Сергиевского судебного района Разумова В.Е. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 14.1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Сервисная коммунальная компания»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № Сергиевского судебного района от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо ООО «Сервисная коммунальная компания» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 140 000 рублей.
Общество с ограниченной ответственностью «Сервисная коммунальная компания» обратилось в Сергиевский районный суд с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ отменить.
В судебном заседании представитель ООО «СКК» Мельникова Л.М. (по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ) жалобу поддержала, пояснив, что в силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Судом было установлено, что в ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом, специалистом, Государственным жилищным инспектором <адрес> Бастиным И.В. в отношении юридического лица ООО «Сервисная коммунальная Компания» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренный ч.2 ст. 14.1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 45 минут нарушены лицензионные требования в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, а именно: отсутствует доска объявлений с информацией. На основании Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № « некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии с Приказом Государственной жилищной инспекции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, исключен из реестра управляющих компаний.
Согласно Приказа №-ПР Государственной жилищной инспекции <адрес> «О государственном контроле за подготовкой жилищного фонда на территории <адрес> к сезонной эксплуатации» собственникам необходимо утверждать план текущего ремонта многоквартирного дома на текущий год протоколом общего собрания собственником многоквартирного дома в пределах тех средств, которые оплачивают жители. Считают, что указанное правонарушение не повлекло за собой каких-либо негативных последствий. Указанные в протоколе нарушения юридического лица в своей деятельности по управлению многоквартирным домом, не являются нарушением именно лицензионных требований, которые вменяются данным протоколом ООО «СКК». Лицензионные требования по управлению многоквартирным домом указаны в ст.193 ЖК РФ, которые не указаны в протоколе об административном правонарушении и к ним не относятся требования по надлежащему содержанию имущества многоквартирного дома, так как являются общими в жилищной сфере и обязательными для всех субъектов, вне зависимости от наличия лицензии.
Под несоблюдением лицензионных требований подразумевается, в частности, нарушение требований ч.2 ст.162 ЖК РФ - невыполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома. Требования к порядку осуществления таких работ содержатся именно в Правилах содержания и ремонта жилого дома, нарушение которых и было выявлено административным органом. Кроме того, разграничение составов административных правонарушений по ст.7.22 КоАП РФ и по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ проводится именно по признаку наличия либо отсутствия соответствующей лицензии.
В соответствии с ч.1 ст.192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта РФ. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Согласно ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит лицензированию (пункт 1) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами. Федеральным законом от 21.07.2014 года № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» на управляющие организации возложена обязанность получения лицензии.
В данном случае обществу 18.02.2016 года выдана лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» утверждено Положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными, и согласно п.3 Положения о лицензировании, лицензионными требованиями лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона № 99-ФЗ, являются: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч.2 ст.162 ЖК РФ, в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ.
Следовательно, к лицензионным требованиям отнесено соблюдение правил,
предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, согласно которой при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. Подпункт «б» указанного пункта Положения о лицензировании к лицензионным требованиям относит исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ, в соответствии с которой по данному договору одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны собственников помещений и т.д.) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
То есть лицензионными требованиями, административная ответственность за нарушение которых установлена частью 2 статьи 4.1.3 КоАП РФ, является оказание всех услуг и (или) выполнение работ по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме управляющей организацией, надлежащее содержание имущества дома, что также предполагает и соблюдение Правил №.
Кроме того, Законом № 255-ФЗ изменено содержание части 7 статьи 20 ЖК РФ, которая в редакции, действующей с ДД.ММ.ГГГГ, устанавливает, что государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление. С указанного момента в отношении управляющих компаний, имеющих лицензии, органами государственного жилищного надзора осуществляется лицензионный контроль, направленный на предупреждение, выявление и пресечение нарушении лицензионных требований (ч.2 ст.196 ЖК РФ). Следовательно, инспекция, являясь лицензирующим органом, имеет право в отношении организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами на основании выданной лицензии, проводить только лицензионный контроль, и, соответственно, по его итогам привлекать данные организации за осуществление деятельности с нарушением условий лицензии, а именно по ст.14.1.3 КоАП РФ. Часть 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ в рассматриваемой части является специальной правовой нормой (применяется только в отношении лицензиатов), которая имеет приоритет над общей нормой, установленной в статье 7.22 КоАП РФ (применяется ко всем лицам, ответственным за содержание общего имущества в многоквартирном жилом доме по итогам жилищного надзора).
огам жилищного надзора). Поэтому просят постановление мирового судьи отменить.
Представитель Государственной жилищной инспекции <адрес> в судебное заседание не явился, в отзыве просят дело рассмотреть без участия их представителя, указав, что Управляющая компания – общество с ограниченной ответственностью «Сервисная коммунальная компания» является лицензиатом и имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами № от ДД.ММ.ГГГГ. Лицензионные требования к лицензиату установлены в ч.1 ст.193 ЖК РФ.
В ходе внепланового инспекционного обследования, проведенного ДД.ММ.ГГГГ с участием представителя управляющей компании - заместителя генерального директора ООО «СКК» С.В.Майорова, установлено, что в подъездах многоквартирного <адрес> в <адрес> отсутствуют доски объявлений с информацией, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах». По результатам контрольного мероприятия составлен акт проверки и в отношении юридического лица - ООО «СКК» составлен протокол об административном правонарушении по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований).
Корчагин А.С. в судебное заседание не явился, согласно ходатайства, просит дело рассмотреть в его отсутствие.
Суд, выслушав представителя ООО «СКК», исследовав материалы и доказательства по делу об административном правонарушении, приходит к следующему.
В соответствии со ст.24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст.26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, на основании распоряжение № Сер-54100 от 09.01.2018 года заместителя руководителя государственной жилищной инспекции Самарской области – руководителя Северо-Восточного управления жилищного надзора Петрова В.Д, 15 января 2018 года была проведена внеплановая выездная проверка Общества с ограниченной ответственностью «Сервисная коммунальная компания», в ходе которой установлено нарушение лицензионных требований: отсутствуют доски объявлений с информацией. 16 января 2018 года в отношении юридического лица ООО «Сервисная коммунальная компания» был составлен протокол № Сер-54100 об административном правонарушении (л.д.3-4).
Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со ст.7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Частью 1 ст.192 ЖК РФ установлено, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Лицензионные требования определены в ч.1 ст.193 ЖК РФ и в п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110.
Согласно подпункту «а» пункта 3 Положения лицензионными требованиями к лицензиату являются соблюдение требований, предусмотренных ч.2.3 ст.161 ЖК РФ, согласно которой при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Исходя из вышеприведенных правовых норм, следует, что осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В силу положений ч.1 и ч.6 ст.198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе.
Исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном ст.200 настоящего Кодекса.
Статьей 200 ЖК РФ предусмотрено, что лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до установленного в этой статье дня (часть 3).
Следовательно, ненадлежащее исполнение обязанности по управлению многоквартирным домом лицензиатом после исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.7.22 Кодекса РФ об административных нарушениях.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Государственной жилищной инспекции <адрес>, из реестра лицензий управляющих компаний <адрес> исключены сведения о многоквартирном доме по адресу: <адрес>, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат Общество с ограниченной ответственностью «Сервисная Коммунальная компания».
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ ООО «СКК» обязано было осуществлять деятельность по управлению данным многоквартирным домом не на основании лицензии, а на основании требований статьи 200 Жилищного кодекса РФ.
ООО «СКК» вменяется нарушение лицензионных требований ДД.ММ.ГГГГ, то есть после того, как ООО «СКК» осуществляло деятельность по управлению названным многоквартирным домом не на основании лицензии.
При таких обстоятельствах следует, что в деянии ООО «СКК» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановление мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать законным и обоснованным, и оно подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 ч.1 п.3, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
Жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Сервисная коммунальная компания» – удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № Сергиевского судебного района <адрес> Разумова В.Е. от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Сервисная коммунальная компания» по ч.2 ст.14.1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу с момента его вынесения.
Судья: О.В. Носкова