Судья: Качур С.В. Дело № 33-11357/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 апреля 2017 года г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Палянчук Т.А.,
судей Башинского Д.А., Бендюк А.К.,
по докладу судьи Башинского Д.А.,
при секретаре < Ф.И.О. >15
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края по доверенности < Ф.И.О. >16 на решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 13 декабря 2016 года,
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Истцы просят суд обязать ответчиков выдать истцам государственный жилищный сертификат без предъявления обязательства о расторжении договора социального найма на квартиру <...>.
В обоснование иска указывают, что составом семьи два человека, супруги < Ф.И.О. >23 (истцы) с 16.05.2013г. состоят на учете по <...> как нуждающиеся в жилом помещении в списке "Эвакуированные из зоны отселения в связи с катастрофой на ЧАЭС" под <...>. Данное обстоятельство подтверждается изданным Постановлением администрации <...> <...> от <...>.
Истцами в отдел по учету граждан указанной категории в департамент городского хозяйства администрации <...> была представлена выписка из лицевого счета, согласно которой в квартире <...>, где они проживают, зарегистрированы еще другие челны семьи нанимателя, а именно: сын < Ф.И.О. >1, <...> невестка < Ф.И.О. >2, <...> внук < Ф.И.О. >3, <...> внучка < Ф.И.О. >4, <...>., сваха < Ф.И.О. >5, <...> дочь свахи < Ф.И.О. >6, <...> зять свахи, < Ф.И.О. >7, <...> внук < Ф.И.О. >8, <...> внучка < Ф.И.О. >9, <...> внучка < Ф.И.О. >10, <...>
Жилое помещение, в котором они все зарегистрированы и проживают, является однокомнатной квартирой, общей площадью 31,6 кв.м, жилой 17,8 кв.м. Нанимателем указанной квартиры, является < Ф.И.О. >17, квартира является муниципальной собственностью.
До момента регистрации и переезда в <...>, они с супругой проживали в селе Михайловка, Краснодарского края, жилое помещение им ранее не предоставлялось.
Решением Центрального районного суда <...> от 21.08.2015г. был установлен факт проживания в указанной квартире разных семей. Данное решение суда вступило в законную силу.
Согласно ст.1 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы" установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В соответствии с п.24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы" утвержденных Постановлением (далее "Правила") в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Они с женой изъявили такое желание и обратились с письменным заявлением о получении ими жилищного сертификата. Как пояснили в отделе городского хозяйства администрации <...>, его учетное дело было направлено в Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края для рассмотрения заявления о возможности предоставления ему и его жене жилищного сертификата в 2016г.
По итогам рассмотрения пришло разъяснение о том, что в соответствии с п. 16.3 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы в случае если гражданином-участником подпрограммы и членами его семьи не принято обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого жилого помещения, выдача сертификата указанному гражданину не производится.
Таким образом, было отказано в выдаче жилищного сертификата по тем основаниям, что до тех пор, пока зарегистрированные в квартире № <...>, где истцы (супруги) проживают, не освободят квартиру, они не имеют права на получение жилищного сертификата.
Вместе с тем считают, что нельзя согласиться с выводами как департамента Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, так и городского хозяйства администрации <...> по следующим основаниям.
Квартира <...> в доме <...> по <...>, была предоставлена их свахе < Ф.И.О. >17 на состав ее семьи в 1976 г., которая проживает в ней до настоящего времени, является их единственным жильем. Указанная квартира является муниципальной собственностью и не приватизирована. В квартире проживают дочь и внуки < Ф.И.О. >18
Более того, решением суда <...> от 21.08.2015г. был установлен юридический факт проживания в одной квартире разных семей.
Кроме того, согласно п.6 ч.1 ст.13 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в числе других, граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 г. из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 г. и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.
В силу п.7 ст.17 вышеуказанного Закона РФ гражданам, указанным в п.6 ч.1 ст.13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, в числе которых предусмотрено и обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
В соответствии с ч.2 ст.22 Закона гражданам, переселившимся после 30.06.1986 г. на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные соответственно статьями 20 и 18 настоящего Закона; этим гражданам (за исключением граждан, указанных в п. 6 ч.1 ст.13 настоящего Закона) в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные ст.17 настоящего Закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы.
Истцы являются пенсионерами по возрасту. < Ф.И.О. >12 является ветераном труда, что подтверждается выданным ей удостоверением серии <...>. Истцы зарегистрированы в <...> с <...>, по указанному выше адресу.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 г. № 1582 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" данная территория была отнесена к зоне отселения.
В соответствии с пп.6.2 п.6 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 г. № 1038, Минстрой России в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности, в частности, при осуществлении функций государственного заказчика (государственного заказчика-координатора) федеральных целевых программ, имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения но вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Минстроя России.
В силу данных разъяснений предоставление государственных жилищных сертификатов гражданам, переселившимся в период с 30.06.1986 г. по 01.01.1994 г. на постоянное место жительства в зону проживания с правом на отселение, а также родившимся в данной зоне в указанный период, может осуществляться только после достижения ими пенсионного возраста с учетом его уменьшения в соответствии со ст.33 Закона.
Так, ответчики в своих отказах ссылаются на п.16.3 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153. Поскольку если все зарегистрированные в данной квартире жильцы не сдадут квартиру, то случае неисполнения гражданами указанной обязанности нарушается право федеральной собственности на жилое помещение.
Согласно ч.1 ст.7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Истцы указывают, что квартира, в которой они проживают и зарегистрированы, является муниципальной собственностью, и не может быть изъята в федеральную собственность у нанимателя и членов его семьи, которые постоянно проживают в указанной квартире и не имеют другого жилья. Более того, истцы были включены в списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях составом семьи 2 человека, а не всех зарегистрированных в спорном жилом помещении.
Ответчиком министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края представлен отзыв на иск, согласно которому просит в иске отказать.
В обоснование возражений указывает, что в соответствии с Положением о министерстве топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, утв. постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.12.2015 г. № 1310, министерство реализует мероприятия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий, определенных федеральными нормативными правовыми актами.Обеспечение жильем граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненных к ним лиц, осуществляется в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (далее - подпрограмма) в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы (далее - Правила), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. № 153.
Согласно пп."б" п.16.1 Правил, гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения.
Обязательство о расторжении договора социального найма подписывается гражданином, заключившим договор социального найма, и всеми совершеннолетними членами семьи (п.45 Правил).
В случае если гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи не принято обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения, выдача сертификата указанному гражданину не производится (п. 16.3 Правил).
Договор социального найма квартиры по адресу; <...> заключен с < Ф.И.О. >17 Всего в данном жилом помещении зарегистрировано 12 человек. Согласно Выписке из лицевого счета жилого помещения муниципального или государственного жилищного фонда от <...> <...> истцы - < Ф.И.О. >19 и < Ф.И.О. >12 указаны в качестве членов семьи нанимателя указанной квартиры.
В соответствии с ч.4 ст.69 ЖК РФ, если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи.
Для получения государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы, гражданин - участник подпрограммы представляет документы, определенные п.44 Правил, в том числе обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения (найма специализированного жилого помещения) и об освобождении занимаемого жилого помещения либо о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (жилых помещений) в государственную (муниципальную) собственность по форме согласно приложению № 6 Правил (пп."ж" п.44 Правил).
Таким образом, указанная норма правил соответствует положениям жилищного законодательства Российской Федерации и направлена на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления государственного и муниципального жилья.
Исполнение обязательства о сдаче или безвозмездном отчуждении имущества должно осуществляться в 2-месячный срок после приобретения гражданином жилого помещения за счет предоставленной ему социальной выплаты (п.45 Правил).
В соответствии с п.44.1 Правил, в случае непредставления или неполного представления документов, указанных в п.44 Правил, а также выявления недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, государственный жилищный сертификат не выдается.
Согласно письму администрации <...> от <...> <...>, обязательство о расторжении договора социального найма на указанную квартиру < Ф.И.О. >19 и < Ф.И.О. >12 не предоставлен.
Необходимо отметить, что участие в подпрограмме носит добровольный характер. В заявлении о включении в состав участников подпрограммы гражданин ставит свою подпись об ознакомлении с условиями подпрограммы и обязуется их соблюдать.
В случае, если граждане - участники подпрограммы не согласны с указанными условиями подпрограммы и отказываются от процедуры отселения, предусмотренной подпрограммой, они имеют право на улучшение жилищных условий на общих основаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании истцы и их представитель требования иска поддержали.
Представители ответчиков департамента городского хозяйства администрации <...>, администрации <...> иск не признали.
Третьи лица без самостоятельных требований, наниматели и члены семьи нанимателя <...>.5-6 по <...>, в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению дела по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Решением Центрального районного суда <...> Краснодарского края от <...> частично удовлетворены исковые требования < Ф.И.О. >11 и < Ф.И.О. >12
Суд обязал Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края выдать < Ф.И.О. >11 и < Ф.И.О. >12 составом семьи 2 человека государственный жилищный сертификат без предъявления обязательства о расторжении договора социального найма на квартиру <...>.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края по доверенности < Ф.И.О. >16 просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, принятым с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав < Ф.И.О. >11, < Ф.И.О. >12, просивших решение районного суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, представителя < Ф.И.О. >11, < Ф.И.О. >12 на основании ст. 50 ГПК РФ < Ф.И.О. >20, просившего решение районного суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не усмотрела.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Положением о министерстве топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, утв. постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.12.2015г. № 1310, министерство реализует мероприятия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий, определенных федеральными нормативными правовыми актами.
В этой связи ответчики департамент городского хозяйства администрации <...>, администрация <...> не несут обязательств перед истцами, а потому требования к ним удовлетворению не подлежат.
Обеспечение жильем граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненных к ним лиц, осуществляется в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (далее - подпрограмма) в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы (далее - Правила), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006г. № 153.
Поводом для отказа истцу в предоставлении государственного жилищного сертификата послужило невыполнение условий пп."ж" п.44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы", утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153, согласно которого для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения либо о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (жилых помещений) в государственную (муниципальную) собственность.
Действительно, вышеназванное законодательство определяет обязательное условие для получения государственного жилищного сертификата, передачу муниципальному образованию жилье, которое участники подпрограммы и члены их семьи имеют на праве собственности, либо занимают на условиях договора социального найма.
Единственным основанием для освобождения от исполнения указанных выше условий закона является факт отсутствия у гражданина и членов его семьи жилого (жилых) помещения для постоянного проживания.
< Ф.И.О. >19 и < Ф.И.О. >12 (супруги) составом семьи два человека с <...> состоят на учете по <...> как нуждающиеся в жилом помещении в списке "Эвакуированные из зоны отселения в связи с катастрофой на ЧАЭС" под <...>. Данное обстоятельство подтверждается изданным Постановлением администрации <...> <...> от 07.11.2013г.
Согласно пп."б" п. 16.1 Правил, гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения.
Договор социального найма квартиры по адресу: <...> заключен с < Ф.И.О. >17 Всего в данном жилом помещении зарегистрировано 12 человек, в том числе и истцы. Согласно Выписке из лицевого счета жилого помещения муниципального или государственного жилищного фонда от <...> <...> истцы - < Ф.И.О. >19 и < Ф.И.О. >12 указаны в качестве членов семьи нанимателя указанной квартиры.
Между тем, решением Центрального районного суда <...> от <...> по гражданскому делу по заявлению < Ф.И.О. >11, < Ф.И.О. >12 об установлении факта проживания в квартире двух разных семей установлен факт проживания в однокомнатной квартире <...> <...> разных семей - семьи < Ф.И.О. >19 и < Ф.И.О. >12 и семьи < Ф.И.О. >1
Принимая во внимание тот факт, что требования закона о сдаче или безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную или муниципальную собственность распространяются на граждан, проживающих в жилом помещении по договору социального найма жилого помещения, по договору специализированного жилого помещения либо в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности, истцы (составом семьи 2 человека) не являются членами семьи иных лиц, занимающих по договору социального найма квартиру <...>, то сохранение права пользования жилым помещением по договору социального найма иными лицами не является препятствием в выдаче государственного жилищного сертификата по мотиву невозможности сдачи или безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную или муниципальную собственность, то оснований для отказа истцам в выдаче государственного жилищного сертификата не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, неправильному толкованию действующего законодательства, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 13 декабря 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края по доверенности < Ф.И.О. >16 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: