№2-402/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 августа 2017 года г.Новозыбков
Новозыбковский городской суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Поповой И.С.,
при секретаре судебного заседания Борисенко С.Н.,
с участием представителя ответчиков - администрации г.Новозыбкова и Комитета имущественных и земельных отношений администрации г.Новозыбкова - Кабовой И.П., действующей на основании доверенностей №5 от 22 марта 2017 года, №2 от 23 января 2017 г.,
представителя третьего лица - государственного автономного профессионального образовательного учреждения (ГАПОУ) «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени Героя Советского Союза М.А.Афанасьева» Кузиной А.А., действующей на основании доверенности от 22 марта 2017 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мишиной О.В. к Управлению имущественных отношений Брянской области, администрации города Новозыбкова Брянской области, Комитету имущественных и земельных отношений администрации города Новозыбкова Брянской области о признании права собственности на жилое помещение, признании договора найма жилого помещения договором социального найма жилого помещения,
установил:
Мишина О.В. обратилась в суд с указанным иском к ответчикам.
В обоснование заявленных требований указала, что занимаемое ею жилое помещение №, состоящее их двух комнат, общей площадью 30,0 кв.м., в доме № по <адрес>, было предоставлено во временное пользование и владение ее отцу Фролову В.М., состоявшему в трудовых отношениях с заводом «Индуктор», и членам его семьи - Фроловой В.Н. (умерла ДД.ММ.ГГГГ) и Мишиной (Фроловой) О.В. на основании решения администрации завода «Индуктор» в связи с нуждаемостью в жилье. Несмотря на изменение трудовых отношений, данная комната с 13 апреля 1993 года по настоящее время находится в ее пользовании. В 2005 году между семьей истца и МКП «Жилье» был заключен бессрочный договор найма жилого помещения, на основании которого она по настоящее время владеет спорным жилым помещением, содержит его в пригодном для проживания состоянии, производит оплату коммунальных услуг, т.е. фактически был заключен договор социального найма жилого помещения. При реорганизации завода «Индуктор», здание общежития было передано в собственность субъекта РФ Брянской области и находится в настоящее время в оперативном управлении ГАПОУ «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени Героя Советского Союза М. А. Афанасьева». В настоящее время она обратилась с заявлением к ответчикам о передаче в собственность спорного жилого помещения в порядке приватизации, однако получила отказ по тем основаниям, что занимаемое ею помещение является специализированным жилищным фондом и приватизации не подлежит. Считает свои права нарушенными и просила удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В судебное заседание истец и ее представитель, надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения дела, не явились, в заявлении просили о рассмотрении дела в их отсутствие, на требованиях настаивают.
Представитель ответчиков - администрации г.Новозыбкова и Комитета имущественных и земельных отношений администрации г.Новозыбкова - Кабова И.П. заявленные требования не признала и показала, что общежитие по <адрес> в <адрес>, находится в государственной собственности Брянской области и в оперативном управлении ГАПОУ БТЭиР имени Героя Советского Союза М.А.Афанасьева, в состав муниципальной собственности общежитие никогда не входило, а следовательно, приватизации не подлежит. Действительно, здание общежития было возведено заводом «Индуктор», как подрядной организацией, для учебного заведения, по имеющимся документам, оно имело статус студенческого общежития, вселение работников завода «Индуктор» было произведено на определенный временной период, т.е. до получения в порядке очередности своего жилья. В иске просит отказать.
Представитель ответчика - Управления имущественных отношений Брянской области, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в заявлении просил о рассмотрении дела в их отсутствие, в удовлетворении требований отказать.
Представитель третьего лица - ГАПОУ «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени Героя Советского Союза М.А.Афанасьева» Кузина А.А., заявленные требования не признала и показала, что в собственность Брянской области на основании распоряжения Правительства Российской федерации № 1565-р от 03.12.2004 г., постановления администрации Брянской области № 675 от 32.12. 2004 года «О приеме в ведение Брянской области государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования» было передано ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 20». В составе имущественного комплекса ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 20» общежитие, расположенное по <адрес> в <адрес>, было передано в собственность Брянской области. Согласно свидетельству от государственной регистрации права от 17.06.2005 года, общежитие передано в оперативное управление ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 20».
В 2012 году ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 20» было реорганизовано в ГБПОУ «Новозыбковский промышленный техникум», а в 2016 году - в Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени Героя Советского Союза М.А.Афанасьева». Таким образом, общежитие по <адрес> в <адрес>, находится в государственной собственности Брянской области и в оперативном управлении ГАПОУ БТЭиР имени Героя Советского Союза М.А.Афанасьева.
В силу того, что жилые помещения в общежитиях на основании ст. 92 ЖК РФ отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, принятие дополнительного решения об отнесении данных жилых помещений к определенному виду специализированного жилищного фонда не требуется.
В соответствии с ч.2 ст. 102 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" государственные и муниципальные образовательные организации, закрепленные за ними на праве оперативного управления или находящиеся в их самостоятельном распоряжении объекты (здания, строения, сооружения) учебной, производственной, социальной инфраструктуры, включая жилые помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного, социального, культурного назначения, общежития, а также клинические базы, находящиеся в оперативном управлении образовательных организаций или принадлежащие им на ином праве, приватизации не подлежат.
Сведений о том, что общежитие строилось заводом «Индуктор» для нужд работающих на заводе, не имеется, наоборот - изначально оно по документам является студенческим общежитием, в которое были вселены нуждающиеся семьи работающих на заводе «Индуктор» на срок три года с последующим предоставлением им жилья. В муниципальную собственность спорный объект недвижимого имущества не передавался.
Представители третьих лиц - Правительства Брянской области, ОАО «Новозыбковский машиностроительный завод», надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Суд полагает возможным в силу ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Мишина О.В. занимает комнату № в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, в которой она зарегистрирована с 1993 года. Данное жилое помещение предоставлено отцу истца Фролову В.М., состоявшему в трудовых отношениях с заводом «Индуктор», и членам его семьи - Фроловой В.Н. (умерла ДД.ММ.ГГГГ) и истцу Мишиной (Фроловой) О.В. на основании решения администрации завода «Индуктор», который относился к федеральной собственности Российской Федерации.
При этом, согласно п.п.1 договора №1 от 31.08.1998 г. ОАО «Новозыбковский завод «Индуктор» завод арендовал у ПУ-20 часть общежития для проживания 24 семей своих работников. Согласно договору аренды жилого помещения № от 01 июня 2004 года, заключенному между ГОУНПО «Профессиональный лицей №20» и МКП «Жилье», последние приняли в пользование часть общежития для учащихся с отдельным входом в пятиэтажном здании общежития по указанному адресу 01 января 2005 года между семьей истца и МКП «Жилье» был заключен договор найма жилого помещения.
В соответствие со статьей 672 Гражданского кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения, только из жилых помещений, находящихся в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования.
Объект недвижимого имущества - общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, находится в государственной собственности Брянской области и закреплен на праве оперативного управления за ГАПОУ «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени героя Советского Союза М.А. Афанасьева».
Спорный объект недвижимого имущества был возведен при участии завода «Индуктор» (находившегося в государственной собственности) в 1987 году. С момента введения объекта в эксплуатацию он имел статус общежития для СПТУ-20, то есть общежития для проживания студентов образовательного учреждения. В 1992 году на основании приказа директора завода «Индуктор» № 124 от 28.10.1992 года, здание СПТУ было передано на баланс Управления по образованию при администрации Брянской области, общежитие СПТУ-20 оставлено на балансе завода, при этом его статус студенческого общежития не изменился.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2004 года № 1565-р, постановления администрации Брянской области от 31 декабря 2004 года № 675 «О приеме в ведение Брянской области государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования» указанный объект недвижимого имущества был передан в государственную собственность Брянской области в составе имущественного комплекса ГОУНПО «Профессиональный лицей №20».
В соответствии с частью 3 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 4 Закона Российской Федерации № 1541-1 от 04 июля 1991 года «О приватизации жилищного фонда в РФ» … жилые помещения в общежитиях приватизации не подлежат.
Согласно разъяснениям п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право на бесплатную приватизацию жилья имеют только граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде.
В силу статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Здание, расположенное по адресу: <адрес>, является собственностью субъекта Российской Федерации - Брянской области, имеет статус общежития, и находится в оперативном управлении ГАПОУ «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени героя Советского Союза М.А. Афанасьева».
Администрация города Новозыбкова Брянской области, ГАПОУ «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени героя Советского Союза М.А. Афанасьева» отказали Мишиной О.В. в даче разрешения на приватизацию занимаемой жилой площади в общежитии по указанному выше адресу, по тем основаниям, что занимаемое жилое помещение расположено в здании, имеющем статус общежития.
Из чего следует, что особый статус инфраструктуры, закрепленный на праве оперативного управления за государственными образовательными учреждениями, к которым относится ГАПОУ «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени героя Советского Союза М.А. Афанасьева», в силу действующего законодательства не позволяет приватизировать спорные жилые помещения в общежитии, находящемся на его балансе.
В соответствии с п.13 ст. 39 Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", действовавшего в период регистрации истца в спорном помещении, государственные и муниципальные образовательные учреждения, закрепленные за ними на праве оперативного управления или находящиеся в их самостоятельном распоряжении объекты производственной и социальной инфраструктуры, в том числе жилые помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного, социального, культурного назначения, общежития, а также клинические базы учреждений медицинского образования, находящиеся в оперативном управлении образовательных учреждений или в ином ведении, приватизации (разгосударствлению) не подлежат.
Таким образом, право на приватизацию жилого помещения, расположенного в студенческом общежитии, в чьем бы ведении оно не находилось, в силу прямого запрета, установленного п.13 ст. 39 Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", у жильцов не возникало.
Действующее законодательство предусматривает возможность приватизации жилого помещения, расположенного в общежитии, в случае, если данное общежитие передано в ведение органов местного самоуправления, утратило статус специализированного жилья в силу закона и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма (статья 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
Спорное жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду и имеет статус общежития. В данном общежитии имеются учебные помещения, мастерские, проживают студенты техникума, здание используется как общежитие, то есть по назначению. Данные обстоятельства в суде не оспорены. Доказательств того, что данное здание исключено из специализированного жилищного фонда истцом не представлено, не было добыто их и судом в ходе рассмотрения дела.
Ссылка истца на то, что с ней и ее семьей был заключен бессрочный договор найма и оплачиваются коммунальные услуги, как по договору социального найма, в данном случае не имеют правового значения, поскольку, исходя из положений части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации принадлежность жилого помещения к специализированному жилищному фонду определяется не его жилищно-бытовыми характеристиками, а на основании решения соответствующего государственного или муниципального органа в установленном законом порядке об отнесении такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещении.
Согласно статье 4 Федерального Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» жилые помещения в общежитиях приватизации не подлежат.
В соответствии с первоначальной редакцией статьи 18 Закона РСФСР от 4 июля 1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» (далее - Закон о приватизации) жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
В соответствии изменениями и дополнениями, внесенными 23 декабря 1992 года Федеральным Законом № 4199-1 в статью 18 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.
Между тем, по делу не установлено, что ГАПОУ «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени героя Советского Союза М.А. Афанасьева» изменило форму собственности, в связи с чем, находящийся в его оперативном управлении жилищный фонд подлежал бы передаче в муниципальную собственность органа местного самоуправления, а у проживающих в нем граждан возникло право на приватизацию.
Запрет, установленный частью 2 статьи 102 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на приватизацию жилых помещений в общежитиях, предопределен специальным целевым назначением и особым правовым режимом общежитий.
Кроме того, судом установлено, что здание общежития техникума, которое относилось к специализированному жилью еще до введения в действие Жилищного кодекса РФ, в настоящий момент, после вступления в действие нового Жилищного кодекса РФ также не утратило своего статуса специализированного жилья, находится в собственности субъекта РФ, не передавалось в муниципальную собственность, а, следовательно, жилые помещения в данном общежитии приватизации не подлежат.
Учитывая, что жилое помещение на момент его предоставления семье истца имело статус общежития, который до настоящего времени не изменен, находится в оперативном управлении образовательного учреждения, не входит и никогда не входило в состав муниципального жилищного фонда, суд приходит к выводу об отказе в признании права собственности Мишиной О.В. на спорное жилое помещение, поскольку право на безвозмездное получение жилого помещения, занимаемого истцом на условиях договора найма, законом не предусмотрено, а также находит требования истца о признании договора найма жилого помещения от 01 января 2005 года договором социального найма необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении исковых требований Мишиной О.В. к Управлению имущественных отношений Брянской области, администрации города Новозыбкова Брянской области, Комитету имущественных и земельных отношений администрации города Новозыбкова Брянской области о признании права собственности на жилое помещение - комнату № дома № <адрес>, признании договора найма жилого помещения договором социального найма жилого помещения, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Новозыбковский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья И.С.Попова