Дело № 2- 393/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Атяшево 16 октября 2017 г.
Атяшевский районный суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Селькиной Р.С.,
при секретаре Михайловой Н.Н.,
с участием представителя истца – Миронова С.А., действующего на основании доверенности № 1 от 12.04.2017 г.,
ответчика – Огинова А.В.,
представителя ответчика Огинова А.В.– Бердышева Т.А. по заявлению,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия к Огинову А.В., третье лицо администрация Атяшевского муниципального района Республики Мордовия о понуждении к оформлению в собственность жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия обратилось в суд с иском к Огинову А.В. о понуждении оформить жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в общую собственность всех членов семьи, согласно свидетельству о предоставлении социальной выплаты.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в администрацию Атяшевского муниципального района Республики Мордовия 27.05.2014 г. от Ответчика по форме, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», подано заявление о включении его в список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
02.07.2014г. в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» администрацией Атяшевского муниципального района Ответчику выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 1 300 320 (один миллион триста тысяч триста двадцать) рублей.
Статьей 74.1 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным ассигнованиям на социальное обеспечение населения относятся бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия является документом, определяющим цели и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования указанных рынков на среднесрочный период, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий.
В соответствии со ст. 9 вышеуказанного Закона, реализация государственной программы осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации посредством осуществления целевых программ, иных мероприятий в области развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Федеральные и отраслевые целевые программы формируются и реализуются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 г. № 598 утверждена федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Приложением № 4 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» утверждено Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее - Положение). В соответствии с пунктом 30 Положения, жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 41 Порядка реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 сентября 2013 г. № 373 «Об утверждении Государственной программы устойчивого развития сельских территорий Республики Мордовия на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок не позднее 31 декабря года, следующего за годом выдачи свидетельства.
Следовательно, ответчик должен был предоставить в Министерство свидетельство об оформлении жилого помещения в собственность всех членов семьи до 31 декабря 2015 года, что не сделал. Министерством направлены претензии от 12.05.2016 г., 08.07.2016 г., 21.09.2016 г. в адрес Ответчика об оформлении построенного жилья в собственность на всех членов семьи, указанных в свидетельстве. По состоянию на 25.07.2017 г. ответ в адрес Министерства от Ответчика не поступал. Документы, подтверждающие оформление жилого помещения в собственность, не представлены. Согласно заявлению о включении Ответчика в список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», он был ознакомлен с условиями участия в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, и обязался их выполнять.
Представитель истца Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия – Миронов С.А., присутствующий на судебном заседании, поддержал заявленные требования и просил удовлетворить.
Ответчик Огинов А.В., присутствующий на судебном заседании, заявленные требования не поддержал, просил суд в удовлетворении иска отказать по тем основаниям, что они предпринимают попытки к регистрации возведенного жилого дома.
Представитель ответчика Бердышева Т.А., присутствующая в судебном заседании, так же просила отказать в удовлетворении исковых требований. Дополнительно пояснила, ответчик предпринимает действия по оформлению права на жилое помещение. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия государственная регистрация права собственности приостановлена в связи с отсутствием права собственности земельный участок, на котором расположено домовладение.
Представитель третьего лица – Администрации Атяшевского муниципального района Республики Мордовия на судебное заседание не явился. Надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела. Заявлением просил рассмотреть дело в отсутствии представителя третьего лица. Решение оставил на усмотрение суда.
Суд, исследовав письменные доказательства, доводы представителя истца, представителя ответчика, ответчика считает, что требования истца не подлежащими удовлетворению.
Свой вывод суд обосновывает следующим.
Согласно ст. 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины.
Согласно положений статьи 219 ГК РФ, право собственности на здания, ужения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее дарственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Как следует из материалов дела, 02.07.2014 г. в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» администрацией Атяшевского муниципального района Ответчику выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 1 300 320 (один миллион триста тысяч триста двадцать) рублей. Ответчиком данный факт не оспаривается.
Согласно пункту 41 Порядка реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 сентября 2013 г. № 373 «Об утверждении Государственной программы устойчивого развития сельских территорий Республики Мордовия на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок не позднее 31 декабря года, следующего за годом выдачи свидетельства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
На основании ст. 16 ФЗ N 122-ФЗ "О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним" при уклонении одной из сторон договора от государственной регистрации прав переход права собственности регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны.
Согласно пункту 3 статьи 165 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд по требованию другой стороны вправе вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда.
В пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что, если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки (пункт 3 статьи 165 ГК РФ). Сторона сделки не имеет права на удовлетворение иска о признании права, основанного на этой сделке, так как соответствующая сделка до ее регистрации не считается заключенной либо действительной в случаях, установленных законом.
В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Из приведенных норм закона следует, что в обязанности стороны сделки входят совершение действий по регистрации договора, в частности предоставлении в регистрирующий орган необходимого заявления и документов. Уклонение от исполнения такой обязанности законом рассматривается как недобросовестное поведение контрагента.
Как следует из представленных в суд материалов, ответчик Огинов А.В. обращался в декабре 2016 года в Атяшевский районный суд Республики Мордовия с иском к Администрации Атяшевского сельского поселения о признании права собственности на жилой дом общей площадью 72,0 кв.м., расположенный по адресу: Республика <адрес>, за Огиновым А.В., ФИО11., ФИО12., ФИО13. и ФИО14. по 1/5 доле каждому. Определением суда от 12 декабря 2016 года исковое заявление Огинова А.В. оставлено без движения, а после возвращено лицу, его подавшему ввиду недостатков в его оформлении.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 29 мая 2014 года №, Огиновой Е.В. принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок общей площадью 2100,00 кв.м. по адресу: <адрес>, основание свидетельство о праве на наследство по закону от 26.05.2014 г. № 2-1628.
На земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> изготовлен межевой план ООО «Аргус» 28 июля 2017 года.
Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 08 сентября 2017 г. № № государственный кадастровый учет и государственная регистрация права земельного участка приостановлена до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, а именно, Огинова Е.В. является одной из собственников земельного участка с кадастровым номером № на праве общей долевой собственности. Другая часть земельного участка в размере половины доли принадлежит иному лицу. Второй собственник с заявлением о государственном учете и государственной регистрации права не обращался.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что суду не предоставлено доказательств о злоупотреблении ответчиком своими правами, уклонении от регистрации права собственности на жилое помещение, в связи с чем, необходимые действия не могут быть совершены по решению суда.
Учитывая, что факт уклонения ответчика от государственной регистрации права собственности недвижимости не установлен в ходе судебного разбирательства, иск не подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия к Огинову А.В. о понуждении оформить жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в общую собственность всех членов семьи, согласно свидетельству о предоставлении социальной выплаты, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия путем подачи апелляционной жалобы через Атяшевский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Р.С. Селькина
Решение в окончательном виде изготовлено 20 октября 2017 г.