Судья Архипов О.А. Дело № 33-3752/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего судьи Ломтевой Л.С.
судей Бритвич Ю.С., Парменычевой М.В.
при секретаре Марковой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле 6 июня 2017 года гражданское дело по апелляционному представлению заместителя прокурора Фрунзенского района г. Ярославля на решение Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 28 марта 2017 года, которым постановлено:
Исковые требования заместителя прокурора Фрунзенского района г. Ярославля в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Обязать департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля привести проезжую часть автомобильных дорог: вдоль <адрес>, <адрес> в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»: на всем протяжении устранить повреждения покрытий проезжей части – просадки, выбоины в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части исковых требований заместителя прокурора Фрунзенского района г. Ярославля в интересах неопределенного круга лиц отказать.
Заслушав доклад судьи Бритвич Ю.С., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Заместитель прокурора Фрунзенского района г. Ярославля обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к мэрии г. Ярославля, департаменту городского хозяйства мэрии г. Ярославля, комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля об обязании ответчиков в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по государственной регистрации права муниципальной собственности г. Ярославля на автомобильные дороги <адрес> и соответствующие земельные участки, до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости автомобильной дороги - проезда, ведущего от <адрес> в районе остановки общественного транспорта <данные изъяты> до <адрес>, и в последующем принять указанный объект в муниципальную собственность, до ДД.ММ.ГГГГ привести автомобильные дороги ведущую от <адрес> в районе остановки общественного транспорта <данные изъяты> до <адрес>, вдоль <адрес> в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», устранив многочисленные повреждения покрытия проезжей части – просадки, выбоины.
В иске указано, что проезд к многоквартирным домам № по <адрес> от остановки общественного транспорта <адрес>», расположенной на <адрес> осуществляется по накатанной дороге от остановки общественного транспорта <адрес>, данный проезд соединяет жилую застройку с <адрес>, проезд соединяет несколько улиц, въезд на него с <адрес> организован направляющими ограждениями, установлены знаки дорожного движения, однако этот участок дороги не включен в перечень автомобильных дорог местного значения. <адрес> включены в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа г. Ярославля. На указанных улицах отсутствует асфальтобетонное покрытие проезжей части, на песчано-гравийном покрытии имеются выбоины и просадки, что является нарушением требований ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Отсутствие со стороны ответчиков действий по постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимости спорных автомобильных дорог, отсутствие государственной регистрации права муниципальной собственности влекут снижение уровня безопасности дорожного движения.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционном представлении заместитель прокурора Фрунзенского района г. Ярославля просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Доводы жалобы сводятся к неправильному применению судом норм материального и процессуального права.
В отзыве УМВД РФ по Ярославской области указано, что спорный проезд <адрес>, он кратчайшим путем соединяет жилую застройку с <адрес>. Указанный проезд находится в ненадлежащем состоянии, представляет опасность для дорожного движения. Осуществление регистрации права муниципальной собственности и принятие на кадастровый учет автомобильных дорог необходимо для надлежащей организации работы по поддержанию данных объектов в безопасном состоянии.
Территориальная администрация Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г. Ярославля в отзыве указала, что накатанная дорога, ведущая <адрес> не имеет признаков объекта недвижимого имущества.
КУМИ мэрии г. Ярославля в отзыве указал, что <адрес> автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа г. Ярославля, в связи с чем признание их бесхозяйными не требуется.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционного жалобы, выслушав объяснения прокурора Лемеховой Т.С., изучив письменные материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционное представление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части возложения на ответчиков обязанности по государственной регистрации права муниципальной собственности г. Ярославля на автомобильные дороги, постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости автомобильной дороги проезда, ведущего от <адрес> в районе остановки общественного транспорта <данные изъяты> до <адрес> г. Ярославля и приведения его в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93, суд первой инстанции установил, что проезд является грунтовой дорогой, не включен в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения г. Ярославля, отсутствует на карте планируемого размещения объектов местного значения в составе Генерального плана г. Ярославля, к жилым домам, размещенным на улицах <адрес> проезд возможен по автомобильным дорогам общего пользования местного значения г. Ярославля, включенным в указанный Перечень. Отсутствие государственной регистрации права муниципальной собственности на указанные дороги не нарушают права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц.
С указанными выводами суда, мотивами, изложенными в решении, и применением при разрешении спора норм материального права судебная коллегия соглашается и считает их правильными.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно и при рассмотрении дела исследованы.
В соответствии с ч. 11 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ" автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Частью 9 ст. 6 указанного закона установлено, что к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Постановлением мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Ярославля, в который включены <адрес>
Положения федерального законодательства, в том числе Федерального закона N 257-ФЗ от 08.11.2007 года, не возлагают на органы местного самоуправления обязанности по государственной регистрации права собственности на автомобильные дороги местного значения городского округа, если это право приобретено собственником в силу закона или если оно возникло до введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 года "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", такие права на объекты недвижимости признаются юридически действительными (ч. 1 и 2 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости")
Государственная регистрация права на объекты недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода данного права, ограничения или обременения права или совершения сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества (ч. 3 ст. 69 указанного Закона).
Поскольку истцом не приведено каких-либо сведений о существовании обстоятельств, при наличии которых государственная регистрация права собственности является обязательной, то правовые основания для возложения на ответчиков обязанности по государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа Ярославль отсутствуют.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.
Согласно Карте планируемого размещения объектов местного размещения «Автомобильные дороги местного значения в составе Генерального плана г. Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> относятся к существующим улицам местного значения. Дорога от <адрес> от остановки <данные изъяты> на карте планируемого размещения объектов местного значения в составе Генерального плана г. Ярославля не отражена.
Ответчиками представлены доказательства существующей возможности подъезда к жилой застройке с автомобильных дорог, включенных в Перечень автомобильных дорог местного значения городского округа Ярославль.
Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" под дорогой понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Исходя из вышеизложенного, участок от пр-та Фрунзе до жилой застройки не является дорогой, поскольку в отношении земельного участка, на котором расположен проезд, его собственником не принималось решение об обустройстве дороги, дорожная деятельность на этом участке не планируется, денежные средства на строительство не выделялись. То обстоятельство, что жителями указанный участок земли используется в качестве проезда для подъезда к своим домам, не является основанием для признания этого участка дорогой. В связи с отсутствием у указанного участка земли признаков дороги правые основания для признания объекта бесхозяйным не имеются.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Апелляционное представление заместителя прокурора Фрунзенского района г. Ярославля на решение Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 28 марта 2017 года оставить без удовлетворения
Председательствующий
Судьи