Дело № 2-2233/2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
«28» августа 2017 года
Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Хижняк Н.Б.,
при секретаре Ануфриевой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску прокурора г.Владимира в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Владимирский завод «Электроприбор» о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Владимира, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с уточненным исковым заявлением к ОАО «Владимирский завод «Электроприбор» об обязании в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести работы в помещениях защитного сооружения ###, расположенного по адресу: <...>, замене фильтров-поглотителей с истекшим сроком хранения, окраске элементов инженерных систем внутри ЗС ГО в разный цвет, в помещениях защитного сооружения ### провести работы по удалению со стен штукатурки, закрытию и опечатыванию санузлов, укомплектованию пожарного щита первичными средствами пожаротушения, укомплектованию пожарных кранов рукавами и стволами, оборудованию ЗС ГО пожарными шкафами; оборудованию герметичных дверей запасного выхода резиновыми деталями уплотнения в соответствии с п.3.2.10 правил ###, замене фильтров-поглотителей с истекшим сроком хранения, обеспечению герметизации и гидроизоляции ЗС ГО, окраске элементов инженерных систем внутри ЗС ГО в разные цвета.
В обоснование иска указано, что прокуратурой города Владимира проведена проверка исполнения законодательства о гражданской обороне. В ходе проверки установлено, что в собственности Российской Федерации находятся объекты недвижимого имущества - 2 защитных сооружения гражданской обороны (убежища), расположенные по адресу: <...> (ЗС ГО ### и ЗС ГО ###).
ДД.ММ.ГГГГ между ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Владимирской области и ОАО «Владимирский завод «Электроприбор» заключен договор ### о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны.
Согласно п.2 указанного договора предприятие ОАО «Владимирский завод «Электроприбор» обязуется:
-сохранять защитное сооружение, принимать меры по поддержанию его в постоянной готовности к использованию по предназначению в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений;
-накапливать, сохранять и по мере необходимости освежать средства индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны;
-выполнять мероприятия по защите рабочих и служащих от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, в условиях мирного и военного времени, их жизнеобеспечению в чрезвычайных ситуациях;
-обеспечивать организацию и проведение спасательных и других неотложных работ на предприятии при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время. А также принимать участие в их проведении на других объектах по распоряжению органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В ходе обследования убежища ЗС ГО ###, проведенного ДД.ММ.ГГГГ, установлено следующее.
В ЗС ГО установлено инженерно-техническое оборудование (фильтры-поглотители) с истекшим сроком хранения (изготовление 1976 года), что является нарушением п.п. 3.2.11., 3.4.4 Правил №583.
Окраска элементов инженерных систем внутри ЗС ГО в разные цвета не выполнена, что является нарушением п. 3.2.10 Правил №583.
В ходе обследования убежища ЗС ГО ###, проведенного ДД.ММ.ГГГГ, установлено следующее.
В качестве отделки стен использована штукатурка, что является нарушением п.п. 3.2.8. 3.2.9. 3.5.3 Правил №583.
В ЗС ГО требования Правил противопожарного режима в РФ соблюдаются не в полном объеме (пожарный щит не укомплектован, первичных средств пожаротушения не имеется, пожарные краны не укомплектованы рукавами и стволами, не предусмотрены пожарные шкафы), что является нарушением п.3.5.1 Правил №583.
Резиновые детали уплотнения герметичных дверей запасного выхода окрашены краской, что является нарушением п. 3.2.10 правил №583.
В ЗС ГО установлено инженерно-техническое оборудование (фильтры-поглотители) с истекшим сроком хранения (изготовление 1976 года), что является нарушением п.п. 3.2.11., 3.4.4 Правил №583.
Не обеспечена герметизация и гидроизоляция ЗС ГО (помещение периодически затапливается), что является нарушением п.3.2.1., 3.2.11 Правил №583.
Окраска элементов инженерных систем внутри ЗС ГО в разные цвета не выполнена, что является нарушением п. 3.2.10 правил №583.
Ранее прокуратурой города выявлялись аналогичные нарушения, отраженные в представлении от ДД.ММ.ГГГГ ###. До настоящего времени выявленные нарушения, установленные в ДД.ММ.ГГГГ года, ОАО «Владимирский завод «Электроприбор» не устранены.
Таким образом, на протяжении длительного времени ОАО «Владимирский завод «Электроприбор» не выполняется обязанность по надлежащему содержанию защитных сооружений №###,###, расположенных по адресу: <...>, в соответствии с установленными нормами и правилами. Обращение прокурора с настоящим иском преследует цель предотвращения угрозы для неопределенного круга лиц, защиты прав неопределенного круга лиц на личную безопасность. Неисполнение ответчиком требований закона создает угрозу нарушения конституционных прав граждан. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В судебном заседании помощник прокурора Мановец В.С. (по доверенности) уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ОАО «Владимирский завод «Электроприбор» Комарова Н.А. (по доверенности) в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме. В письменном отзыве указала, что за ОАО «Владимирский завод «Электроприбор» зарегистрировано право
собственности на нежилые помещения с кадастровым номером
### общей площадью ### кв.м по адресу: <...>. Фактически указанные помещения включают в себя два помещения: защитное сооружение ### и защитное сооружение ###. Право собственности на вышеуказанные объекты зарегистрировано в Управлении Федеральной регистрационной службы по Владимирской области ДД.ММ.ГГГГ., о чем ДД.ММ.ГГГГ. выдано повторное свидетельство о государственной регистрации права серия ###.
Поскольку право собственности на объекты было зарегистрировано за ОАО «Владимирский завод «Электроприбор» до ДД.ММ.ГГГГ., Росимущество в лице его территориального органа не вправе было передавать Обществу в безвозмездное пользование имущество, которое являлось его собственностью. Обращаясь с исковыми требованиями в суд о понуждении ОАО «Владимирский завод «Электроприбор» провести определенные работы в защитных сооружениях, прокурор тем самым нарушает права предприятия, как собственника, на владение, пользование и распоряжение своим имуществом. Также пояснила, что защитные сооружения ### и ### в соответствии с технической документацией являются фундаментом строения, расположенного по адресу: <...>, то есть составной частью объекта недвижимости. В настоящее время это строение (являвшееся ранее одним из корпусов предприятия) Обществу не принадлежит. В связи с чем, осуществить выполнение указанных в иске работ с учетом изложенных обстоятельств не представляется возможным. Новым собственником здания зарегистрировано право собственности на земельный участок под строением.
Проведение работ на чужом земельном участке без согласия собственника приведет к нарушению его прав и законных интересов, а также к негативным последствиям для самого предприятия. Кроме того, прокурором не указано какие работы необходимо провести для обеспечения герметизации и гидроизоляции защитного сооружения. На основании изложенного просила в иске отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица ФГКУ МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях ФИО5 (по доверенности) решение вопроса полагала возможным оставить на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Главного управления МЧС России по Владимирской области в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам, ранее письмом от ДД.ММ.ГГГГ ### сообщил, что в соответствии с п. 2.1, 2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 Главное управление МЧС России по Владимирской области ведет учет защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО), расположенных на территории области, в журнале учета ЗС ГО. В соответствии с распоряжением Губернатора Владимирской области 19.08.2013 № 349-р на территории Владимирской области проведена инвентаризация ЗС ГО. По итогам инвентаризации на учете в ГУ МЧС России по Владимирской области числится ЗС ГО (инвентарный ###), расположенное по адресу: <...>, Владимир. Форма собственности федеральная. Состояние ЗС ГО ### оценивается как «ограничено готово» к приему укрываемых.
Третьи лица Пестов С.Е., Фатеенков В.В., Алимов А.А., Серан А.В. в судебное заседание не явились по неизвестным суду причинам, извещались судом надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Среди основных задач в области гражданской обороны определено обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны (ст. 2 указанного Федерального закона).
В силу п. 2 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время (утв. приказом МЧС России от 21.07.2005 N 575) содержание защитных сооружений гражданской обороны в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в них, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом необходимо обеспечить сохранность: защитных свойств как защитного сооружения гражданской обороны в целом, так и отдельных его элементов, герметизации и гидроизоляции всего сооружения, инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения сооружения.
Аналогичные положения содержатся в Правилах эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (утв. приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583), а предусмотренные в них требования к защитным сооружениям гражданской обороны применяются не только в целях подготовки эксплуатации защитных сооружений в условиях чрезвычайных ситуаций, но и в целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны.
При этом периодичность текущего и капитального ремонта строительных конструкций защитных сооружений гражданской обороны установлена императивно (таблица N к указанным Правилам, п. 5.2.3 указанных Правил). Определено, что перечень, объемы работ, потребное количество сил и средств, сроки выполнения работ отражаются в разрабатываемых организацией годовых планах планово-предупредительных ремонтов, но в первоочередном порядке проводятся мероприятия по восстановлению защитных свойств и ликвидации угрозы затопления сооружения (п. 5.2.4 указанных Правил). Приведенные положения приняты для выполнения задачи обеспечения постоянной готовности защитных сооружений гражданской обороны к использованию, а не предполагают возможность эксплуатирующей их в мирное время организации самостоятельно определять этапы, сроки и объем ремонтных работ.
Таким образом, законодательством предусмотрена необходимость постоянного поддержания защитных сооружений гражданской обороны в состоянии готовности к использованию согласно их назначения. Поэтому, согласно п. 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309), организации, на балансе которых находятся защитные сооружения гражданской обороны, обеспечивают их сохранность, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной, а не поэтапной готовности к использованию. В рассматриваемом случае система гражданской обороны не воссоздается заново с соблюдением этапов строительства и оснащения защитных сооружений, а требует постоянного поддержания уже имеющихся защитных сооружений в состоянии готовности к чрезвычайным ситуациям.
В этой связи оценка технического состояния защитных сооружений гражданской обороны осуществляется при ежегодных, специальных (внеочередных) осмотрах, комплексных оценках технического состояния и инвентаризации. Ежегодные и специальные осмотры проводятся в порядке, установленном руководителем организаций, эксплуатирующей защитные сооружения гражданской обороны (п. 4.1.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (утв. приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583). Комплексные осмотры проводятся раз в три года (п. 4.1.3 указанных Правил). Результаты оценки технического состояния защитных сооружений гражданской обороны оформляются актом, а при обнаружении неисправностей и дефектов строительных и ограждающих конструкций, оборудования технических систем или их отдельных элементов составляется ведомость дефектов (п. 4.1.6 указанных Правил). На основании акта и ведомости дефектов составляются годовые планы планово-предупредительных ремонтов технических средств и строительных конструкций (п. 4.1.7 указанных Правил).
В силу п. 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (утв. приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583) должна быть обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: герметизации и гидроизоляции всего сооружении. Вместе с тем, как следует из материалов дела, гидроизоляция сооружения нарушена, что является достаточным основанием к понуждению ее восстановления.
Ликвидация течей в соответствии с п. 5.2.4 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (утв. приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583) может быть осуществлена путем устройства защитных гидроизоляционных покрытий, восстановления поврежденных участков гидроизоляции, устройства дренажа вокруг сооружения, уплотнения бетонных и железобетонных конструкций инъекцированием, также могут быть применены другие способы восстановления гидроизоляционных свойств ограждающих конструкций.
Согласно п. 3.2.8 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (утв. приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583) оштукатуривание потолков и стен помещений защитных сооружений не допускается; внутренняя отделка помещений защитных сооружений производится из несгораемых или трудносгораемых материалов.
В соответствии с п. п. 6.2.1 и 6.2.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (утв. приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583) обозначению подлежат все защитные сооружения гражданской обороны путем нанесения установленного знака на видном месте при всех входах в сооружение; маршруты движения к защитным сооружениям обозначаются указателями в местах, где обеспечивается хорошая видимость в дневное и ночное время (в ночное время указатели подсвечиваются с учетом требований по светомаскировке). На территории организаций работы по обозначению защитных сооружений гражданской обороны и маршрутов движения к ним выполняются заблаговременно (п. 6.2.5 указанных Правил).
Как следует из материалов дела и не оспорено сторонами, защитные сооружения гражданской обороны - защитное сооружение ### и защитное сооружение ###, представляют из себя подвал здания по адресу:. <...>.
Право собственности ОАО «Владимирский завод «Электроприбор» на вышеуказанные подвальные помещения зарегистрировано в Управлении Федеральной регистрационной службы по Владимирской области (л.д.105).
Согласно информации ГУ МЧС России по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ. ### защитное сооружение гражданской обороны убежище, расположенное по адресу <...>, инвентаризационный ###, состоит на учете в Главном управлении МЧС России по Владимирской области (л.д.246).
Защитное сооружение гражданской обороны, расположенное в указанном здании в установленном порядке с учета не снято.
ДД.ММ.ГГГГ между ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Владимирской области и ОАО «Владимирский завод «Электроприбор» заключен договор ### о правах и обязанностях в отношении вышеуказанных объектов и имущества гражданской обороны (л.д.56-58).
Согласно п.2 указанного договора предприятие ОАО «Владимирский завод «Электроприбор» обязуется:
-сохранять защитное сооружение, принимать меры по поддержанию его в постоянной готовности к использованию по предназначению в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений;
-накапливать, сохранять и по мере необходимости освежать средства индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны;
-выполнять мероприятия по защите рабочих и служащих от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, в условиях мирного и военного времени, их жизнеобеспечению в чрезвычайных ситуациях;
-обеспечивать организацию и проведение спасательных и других неотложных работ на предприятии при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время. А также принимать участие в их проведении на других объектах по распоряжению органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Согласно акту обследования убежища ЗС ГО ###, проведенного ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что в защитном сооружении установлено инженерно-техническое оборудование (фильтры-поглотители) с истекшим сроком хранения (изготовление 1976 года), что является нарушением п.п. 3.2.11., 3.4.4 Правил №583. Окраска элементов инженерных систем внутри ЗС ГО в разные цвета не выполнена, что является нарушением п. 3.2.10 Правил №583 (л.д.10-11).
В защитном сооружении ### в качестве отделки стен использована штукатурка, что является нарушением п.п. 3.2.8. 3.2.9. 3.5.3 Правил №583.В ЗС ГО требования Правил противопожарного режима в РФ соблюдаются не в полном объеме (пожарный щит не укомплектован, первичных средств пожаротушения не имеется, пожарные краны не укомплектованы рукавами и стволами, не предусмотрены пожарные шкафы), что является нарушением п.3.5.1 Правил №583. Резиновые детали уплотнения герметичных дверей запасного выхода окрашены краской, что является нарушением п. 3.2.10 правил №583. В ЗС ГО установлено инженерно-техническое оборудование (фильтры-поглотители) с истекшим сроком хранения (изготовление 1976 года), что является нарушением п.п. 3.2.11., 3.4.4 Правил №583. Не обеспечена герметизация и гидроизоляция ЗС ГО (помещение периодически затапливается), что является нарушением п.3.2.1., 3.2.11 Правил №583. Окраска элементов инженерных систем внутри ЗС ГО в разные цвета не выполнена, что является нарушением п. 3.2.10 правил №583.
Ранее прокуратурой города Владимира выявлялись аналогичные нарушения, отраженные в представлении от ДД.ММ.ГГГГ ### (л.д.12-17).
Таким образом, до настоящего времени выявленные нарушения, установленные в ДД.ММ.ГГГГ года, ОАО «Владимирский завод «Электроприбор» не устранены.
То обстоятельство, что ОАО «Владимирский завод «Электроприбор» является собственником помещений, в которых расположено имущество гражданской обороны не может освобождать его от исполнения обязанностей по договору ### от ДД.ММ.ГГГГ., не оспоренному и не признанному недействительным в установленном законом порядке.
Обстоятельство того, что спорный объект требует ремонта и производства иных действий, заявленных прокурором согласно требованиям вышеуказанных нормативных правовых актов, ни ответчиком, ни третьими лицами не оспорено.
Вопреки доводам ответчика прокурор не требует устранения нарушения гидроизоляции защитного сооружения каким-то определенным им способом, поэтому восстановление гидроизоляции возможно любым вышеприведенными способами исходя из состояния сооружения и возможностей ответчика.
Сведений о том, что невозможно устранить нарушения, выявленные в ходе прокурорской проверки никакими предусмотренными Правилами способами, в материалы дела не представлено. Возможные вопросы исполнения судебного решения подлежат разрешению в порядке ст. ст. 203, 434 и 440 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд считает, что требования прокурора г.Владимира в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Владимирский завод «Электроприбор» подлежат удовлетворению.
Те действия, которые необходимо выполнить ответчику, по своей сути являются мерами, направленными на сохранение объекта гражданской обороны, необходимого для выживания населения в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 206 ГПК РФ, с учетом разумности суд полагает возможным установить ОАО «Владимирский завод «Электроприбор» срок для проведения работ в помещениях защитного сооружения в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
исковые требования прокурора города Владимира, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.
Обязать ОАО «Владимирский завод «Электроприбор» в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести работы в помещениях защитного сооружения ###, расположенного по адресу: <...>, замене фильтров-поглотителей с истекшим сроком хранения, окраске элементов инженерных систем внутри ЗС ГО в разный цвет, в помещениях защитного сооружения ### провести работы по удалению со стен штукатурки, закрытию и опечатыванию санузлов, укомплектованию пожарного щита первичными средствами пожаротушения, укомплектованию пожарных кранов рукавами и стволами, оборудованию ЗС ГО пожарными шкафами; оборудованию герметичных дверей запасного выхода резиновыми деталями уплотнения в соответствии с п.3.2.10 правил № 583, замене фильтров-поглотителей с истекшим сроком хранения, обеспечению герметизации и гидроизоляции ЗС ГО, окраске элементов инженерных систем внутри ЗС ГО в разные цвета.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Н.Б. Хижняк
Мотивированное решение изготовлено 04 сентября 2017 года
Судья Н.Б. Хижняк