Гражданское дело № 2-88/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 марта 2017 года пос. Кугеси
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Смирновой С.А.,
при секретаре судебного заседания Крыцовой Т.В.,
с участием представителя истцов Аксендарова Е.М., Аксендаровой Е.Ю. - Вазиковой И.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика администрации Чебоксарского района Чувашской Республики – Сенюшкиной Е.Н., действующей на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аксендарова Е. М., Аксендаровой Е. Ю., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей: ФИО1, ФИО2, ФИО3 к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, Министерству строительства, архитектуры и жилищно – коммунального хозяйства Чувашской Республики об обязании восстановить в списке молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы, с очерёдностью, действующей на дату исключения из списка,
установил:
Аксендаровы обратились в суд с заявлением к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, Министерству строительства, архитектуры и жилищно – коммунального хозяйства Чувашской Республики об обязании восстановить в списке молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы, с очерёдностью, действующей на дату исключения из списка.
Исковые требования мотивированы тем, что истцы, состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Постановлением администрации Ишлейского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 16.04.2013 № 79/1 «О включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2015 годы» они были признаны участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2015 годы и ДД.ММ.ГГГГ были включены отделом ЖКХ администрации Чебоксарского района в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2014 году. Однако в 2014 году им социальная выплата предоставлена не была.
В связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ родился третий ребенок -ФИО3, возникло право на включение в списки на получение социальной выплаты в первую очередь. ДД.ММ.ГГГГ отделом ЖКХ администрации Чебоксарского района был сформирован список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2016 году, где семья истцов была указана под №. Однако никакие выплаты произведены не были.
После чего истцы обратились с письмом в Минстрой Чувашии, чтобы им произвели выплату средств, так как очередь на получение выплаты подошла, списки уже были сформированы, и их семья в список была включена.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №/А-1177 Минстрой Чувашии сообщил, что поскольку на момент формирования списка (март 2016 года) Аксендаров Е.М. достиг возраста 36 лет (ДД.ММ.ГГГГ), то семья истцов в список не включена.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация Чебоксарского района Чувашской Республики указала, что семья Аксендаровых была исключена из списка молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» постановлением администрации Ишлейского сельского поселения Чебоксарского района, о чем истцам не сообщалось, постановлений об исключении из списка молодых семей им не направлялось.
Ранее, администрация Чебоксарского района письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщила, что на письмо Минстроя ЧР от ДД.ММ.ГГГГ отделом ЖКХ администрации Чебоксарского района представлены уточненные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2016 году. Также было указано, что семья истцов в уточненном списке не значится, обеспечение социальной выплатой в 2016 году не предусматривается.
Считают, что постановление главы Ишлейского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, не включение семьи в список и последовавшее за этим не предоставление им социальной выплаты являются незаконными по следующим основаниям.
Согласно п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, приведенных в приложении № к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В соответствии с п. 24 Правил орган местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 25 Правил порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей.
Вышеперечисленным условиям семья истцов соответствовала, возраст Аксендарова Е.М. и Аксендаровой Е.Ю. не превышал 35 лет на момент принятия решения о включении их в список, семья Аксендаровых являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также обладала средствами, достаточными для оплаты расчетной стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Кроме того, так как семья Аксендаровых является многодетной семьей, они имеют право на первоочередное предоставление им социальной выплаты. Кроме того, список органом исполнительной власти был сформирован до достижения Аксендаровым Е.М. 36 лет, денежные средства уже были выделены на предоставление социальной выплаты.
Следовательно, оснований для исключения семьи Аксендаровых из списка претендентов на получение субсидии в 2016 году не имелось.
На основании изложенного истцы полагают, что исключение их из списка является незаконным и необоснованным.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истцы (с учетом уточнений) просят обязать Министерство строительства, архитектуры и жилищно – коммунального хозяйства Чувашской Республики восстановить семью из пяти человек Аксендарова Е. М., Аксендаровой Е. Ю., ФИО1, ФИО2, ФИО3 в списке молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы с очередностью, действующей на дату исключения их из списка молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 -2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2016 году и включить в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2016 года; обязать администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики оформить свидетельство о праве на получение социальной выплаты и выдать его семье из пяти человек Аксендарову Е. М., Аксендаровой Е. Ю., ФИО1, ФИО2, ФИО3.
Истцы Аксендаров Е.М., Аксендарова Е.Ю., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей: ФИО1, ФИО2, ФИО3, извещённые о времени и месте судебного разбирательства, не явились
Представитель истцов - Вазикова И.А. заявленные требования в уточненном варианте поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, вновь привела их суду.
Представитель ответчика – администрации Чебоксарского района Чувашской Республики Сенюшкина Е.Н. исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать, суду пояснила, что семья Аксендаровых была исключена из списка молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей » федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, поскольку перестав соответствовать критериям (условиям) предъявляемым к участнику подпрограммы, в связи с достижением истцу Аксендарову Е.М. возраста 36 лет.
Ответчик Министерство строительства, архитектуры и жилищно – коммунального хозяйства Чувашской Республики, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, не направил своего представителя для участия в деле.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 - 2020 годы, в состав которой включены подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» и Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, в которых законодатель установил условия, при которых молодая семья может быть участником подпрограммы.
В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, соответствующая условиям, указанным в данном пункте, в частности, возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи -участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не должен превышать 35 лет.
Согласно пункту 22 названных Правил основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является, в том числе, несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 Правил.
Следовательно, участником подпрограммы может быть молодая семья, возраст каждого из родителей в которой или одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет. При этом молодая семья должна соответствовать требованиям на всем протяжении участия в подпрограмме, а не только на день подачи заявления на участие в подпрограмме и включения ее в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году. Несоблюдение указанного условия, то есть достижение одним из супругов или родителем в неполной семье возраста, превышающего 35 лет исключает возможность участия семьи в подпрограмме.
Таким образом, в качестве основания для участия молодой семьи (неполной семьи) в указанной выше программе, как и в подпрограмме «Молодая семья» федеральной целевой программы «Жилище», является наличие определенного возраста не более 35 лет.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Аксендарову Е.М. исполнилось 36 лет, следовательно, в 2016 году семья Аксендрова Е.М. перестала отвечать критериям молодой семьи, установленным в указанных выше правовых актах.
Кроме того, постановлением администрации Ишлейского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № семья Аксендарова Е.М. исключена из списка молодых семей – участником в программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 -2015 годы в связи с достижением 36 –летнего возраста одного из супругов молодой семье.
Согласно п.п.24-27 данных Правил (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 года №889) орган местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Также указано, что в случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей – участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Поскольку право на получение указанной социальной выплаты связано с установленным критерием возраста супругов, то достижение одним из супругов предельного возраста, дающего ему право на получение указанной меры государственной социальной поддержки, влечет утрату права на включение семьи в список молодых семей – участников подпрограммы, не зависимо от того, принято или нет решение администрации об исключении семьи из списков граждан, изъявивших желание на участие в подпрограмме 2011-2015 годы.
Согласно п. «ж,к» ч.1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся на совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (ч.ч.2,5 ст.76 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодательством и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции.
В рамках осуществления нормативно-правового регулирования в социальной сфере общественных отношений, в целях содействия решению жилищных проблем молодой семьи Правительство Российской Федерации постановлением от 17.12.2010 г. №1050 утвердило федеральную целевую программу «Жилище» на 2015-2020 годы. Целью подпрограммы является государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Задачами программы является предоставление молодым семьям – участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской федерации и местных бюджетов. Механизм реализации подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям – участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат. Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат, устанавливается Правительством Российской Федерации, постановлением которого от 17.12.2010 г. № 1050 (изм. от 25.08.2015 г. №889) утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы.
Закрепив в них право молодых семей на получение за счет средств соответствующего бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотрело и специальные условия для получения выплаты, в том числе ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской федерации решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году (п. «а» п.6 Правил), предоставив тем самым органу местного самоуправления, принимающему в соответствии с федеральным законодательством (п.21 Правил) решение о признании молодой семьи участницей подпрограммы, полномочия по исключению молодой семьи из списка участников подпрограммы в случае, если будет установлено отсутствие у нее оснований для участия в подпрограмме, в том числе в связи с несоответствием возрастному критерию.
В связи с тем, что достижение одним из супругов возраста 36 лет является обстоятельством, исключающим возможность дальнейшего участия семьи Аксендаровых в данной подпрограмме и предоставления ей социальной выплаты и. принимая во внимание, что согласно федеральному законодательству утверждение списков молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году осуществляется после определения размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый год (п.25,26 Правил), возможность исключения молодой семьи из списка участников подпрограммы в случае выявления отсутствия у нее оснований для участия в подпрограмме, в том числе в связи с достижением одним из супругов или одним родителем в неполной семье возраста, превышающего 35 лет, соответствует адресному и целевому характеру использования бюджетных средств, а также отвечает целям и задачам федеральной подпрограммы.
В силу законодательства, молодая семья с момента признания ее участницей подпрограммы становиться лишь кандидатом на получение субсидии.
В случае утраты статуса молодой семьи она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по критерии «молодая семья».
Утверждение представителя истца о том, что на момент подачи заявления семья истцов отвечала всем предъявленным требованиям для включения в список молодых семей – претендентов на получение такой социальной выплаты, не имеет правого значения при разрешении настоящего спора, поскольку не свидетельствует о нарушении права молодой семьи на участие в подпрограмме, которое они, в соответствии с условиями подпрограммы утратили по достижению Аксендаровым Е.М. возраста, превышающего 35 лет.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований Аксендаровых к Министерству строительства, архитектуры и жилищно – коммунального хозяйства Чувашской Республики о восстановлении семьи из пяти человек в списке молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы с очередностью, действующей на дату исключения их из списка молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 -2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2016 году и включении в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2016 года; о возложении на администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики обязанности оформить свидетельство о праве на получение социальной выплаты и выдать его семье из пяти человек Аксендарову Е. М., Аксендаровой Е. Ю., ФИО1, ФИО2, ФИО3.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Аксендарова Е. М., Аксендаровой Е. Ю., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей: ФИО1, ФИО2, ФИО3 о возложении на Министерство строительства, архитектуры и жилищно – коммунального хозяйства Чувашской Республики обязанность восстановить семью из пяти человек Аксендарова Е. М., Аксендаровой Е. Ю., ФИО1, ФИО2, ФИО3 в Списке молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы с очередностью, действующей на дату исключения их из списка молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 -2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2016 году и включить в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2016 года; о возложении на администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики обязанности оформить свидетельство о праве на получение социальной выплаты и выдать его семье из пяти человек Аксендарову Е. М., Аксендаровой Е. Ю., ФИО1, ФИО3, ФИО3 отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.
Мотивированное решение изготовлено 29 марта 2017 года.
Председательствующий судья С.А. Смирнова