Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Григорец Т.К., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> 07 февраля 2017 года гражданское дело по иску Прокурора КАО <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Бюджетному дошкольному образовательному учреждению <адрес> «Центр развития ребенка-детский сад №» об устранении нарушений законодательства об образовании, о лицензировании,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кировского административного округа <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к бюджетному дошкольному образовательному учреждению <адрес> «Центр развития ребенка- детский сад №» о понуждении к устранению нарушений законодательства об образовании, переоформлении лицензии на право ведения образовательной деятельности по основной общеобразовательной программе дошкольного образования по адресу места ее осуществления - <адрес>, указав, что прокуратурой Кировского административного округа <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании и о лицензировании в деятельности бюджетного дошкольного образовательного учреждения <адрес> «Центр развития ребенка- детский сад №», в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства. Проверкой установлено, что БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка- детский сад №» осуществляет образовательную деятельность в соответствии с Уставом БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка- детский сад №», утвержденным приказом директора департамента образования Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно п. 1.11 Устава, местонахождение Учреждения: здание №, РФ, <адрес>, здание №, РФ, <адрес>.
БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка- детский сад №» имеет лицензию от ДД.ММ.ГГГГ серия А № (регистрационный №-п). Данной лицензией установлено, что образовательное учреждение, расположенное по адресу <адрес>, имеет право осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам, указанным в приложении (ях) к настоящей лицензии, при соблюдении зафиксированных в нем контрольных нормативов и предельной численности контингента обучающихся, воспитанников. В приложении № к лицензии на право ведения образовательной деятельности указана основная общеобразовательная программа - образовательная программа дошкольного образования, а также место нахождения лицензиата: <адрес>. Вместе с тем, на основании распоряжения Департамента строительства Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-рв выдано разрешение на ввод в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ № объекта капитального строительства «<данные изъяты>» <адрес>», расположенного по адресу: <адрес>, Кировский административный округ, <адрес>, общей площадью здания 6364,6 кв.м. Официальное открытие дошкольного образовательного учреждения состоялось ДД.ММ.ГГГГ (приказ руководителя БДОУ № от ДД.ММ.ГГГГ). На момент проверки списочный состав детей посещающих детский сад составил 428 человек.
Таким образом, БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка- детский сад №» осуществляет образовательную деятельность по основной общеобразовательной программе дошкольного образования по адресу: <адрес>, в отсутствие лицензии на осуществление образовательной деятельности, что является грубым нарушением законодательства об образовании и лицензировании. Одной из причин не получения БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка- детский сад №» лицензии на осуществление образовательной деятельности по основной образовательной программе дошкольного образования по адресу: <адрес> является отсутствие санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, а также заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности.
По факту отсутствия лицензии на осуществление образовательной деятельности ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> внесено представление Мэру <адрес> об устранении нарушений законодательства об образовании и о лицензировании отдельных видов деятельности, которое рассмотрено. Однако до настоящего момента нарушения не устранены.
На основании вышеизложенного просит обязать БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка- детский сад №» устранить нарушения законодательства об образовании, о лицензировании: переоформить лицензию от ДД.ММ.ГГГГ регистрационный №-п, серия А № на право ведения образовательной деятельности по основной общеобразовательной программе дошкольного образования по адресу места ее осуществления: <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора КАО <адрес> – ФИО3 заявленные требования поддержала, просила удовлетворить. Полагала, что требования заявлены обоснованно, поскольку образовательная деятельность фактически осуществляется по адресу: <адрес>, однако в лицензии на осуществление образовательной деятельности данного адреса не имеется.
Представитель ответчика БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка- детский сад №» ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал ввиду их необоснованности. Полагал, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику. Кроме того, для переоформления лицензии БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка- детский сад №» необходимо предоставить пакет документов, который на сегодняшний день предоставить не представляется возможным в виду их отсутствия у учреждения. Так, у БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка- детский сад №» отсутствуют документы на право оперативного управления землей по причине нахождения земельного участка в аренде у застройщика жилого микрорайона «<данные изъяты>». Застройщик отказывается передавать земельный участок в аренду БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка- детский сад №», поскольку объект строительства не сдан в эксплуатацию. <адрес> завершится в третьем квартале 2018 г. и только после этого вся земля будет передана собственникам зданий. В адрес застройщика Департаментом имущественных отношений Администрации <адрес> неоднократно направлялись письма с просьбой передать земельные участки под уже построенными зданиями, однако ответ получен отрицательный. Кроме этого, у БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка- детский сад №» отсутствует положительное заключение органов государственного надзора по причине того, что якобы имеются нарушения в области пожарной безопасности, а также некоторые помещения не соответствуют санитарно- эпидемиологическим нормам и правилам, что связано с бездействием со стороны Департамента строительства Администрации <адрес>. Учреждением неоднократно, а именно ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, направлялись письма с просьбой устранить недостатки, выявленные в ходе эксплуатации объекта. Департаментом строительства Администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в адрес подрядчика ООО «СК «<данные изъяты>» было направлено письмо с просьбой дать ответ о том, когда будут устранены имеющиеся недостатки, однако ответа от подрядчика не последовало. Здание сдано в эксплуатацию в декабре 2014 г. и при его приемке имелись замечания, установлены сроки для их устранения, но на сегодняшний день замечания так и не устранены, несмотря на то, что сроки, данные для их устранения, истекли. Считал, что учреждение предприняло все меры для переоформления лицензии, но муниципальные органы власти бездействуют, чем препятствуют учреждению в переоформлении лицензии.
Законный представитель БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка- детский сад №», заведующая ФИО5, действующая на основании устава поддержала доводы представителя учреждения.
Представитель третьего лица Департамента образования Администрации <адрес>, в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, причину неявки суду не сообщил.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В п. 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Статьей 38 Конституции Российской Федерации установлено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
На основании п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»(Далее Федеральный закон № 273-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 1 ст. 91 Федерального закона №-Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ закреплено, что образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 91 указанного федерального закона в приложении к лицензии, являющемся ее неотъемлемой частью, должны указываться сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения.
Исходя из ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 99-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ), лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Согласно п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 99-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ образовательная деятельность - вид деятельности, который подлежит обязательному лицензированию
В силу ч. 4 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование.
На основании ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 99-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
В соответствии ч. 3 ст. 18 Федерального закона № 99-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ для переоформления лицензии лицензиат, его правопреемник или иное предусмотренное федеральным законом лицо представляет в лицензирующий орган, предоставивший лицензию, либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление о переоформлении лицензии с указанием реквизитов документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за переоформление лицензии, и оригинал действующей лицензии на бумажном носителе или лицензию в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
Согласно п. 7 ст. 18 Федерального закона №-Ф от ДД.ММ.ГГГГ при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности по этому адресу. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Пунктом 15 Положения предусмотрено, что при намерении лицензиата осуществлять лицензируемую деятельность по адресу места ее осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указывается этот адрес, а также представляются следующие документы (копии документов) и сведения:
а) реквизиты документов, подтверждающих наличие у лицензиата на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий в каждом из мест осуществления образовательной деятельности, не указанных в лицензии, а также копии правоустанавливающих документов в случае, если права на указанные здания, строения, сооружения, помещения и территории и сделки с ними не подлежат обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) подписанная руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, справка о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по образовательным программам;
в) реквизиты выданного в установленном порядке санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности;
г) реквизиты заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности (в случае если лицензиатом является образовательная организация);
д) подписанная руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, справка о наличии у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
е) копия положения о филиале (в случае если лицензиат намерен осуществлять образовательную деятельность в филиале);
ж) копия положения о структурном подразделении (в случае если в качестве лицензиата выступает организация, осуществляющая обучение, структурное подразделение которой осуществляет реализацию образовательных программ);
з) представление религиозных организаций - учредителей образовательных организаций (в случае если такие религиозные организации входят в структуру централизованных религиозных организаций, - представления соответствующих централизованных религиозных организаций), а также копии документов, подтверждающих размещение духовной образовательной организации в помещениях, находящихся на праве собственности или ином законном основании у ее учредителя, для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам (при наличии таких помещений);
и) опись прилагаемых документов.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что прокуратурой КАО <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании, о лицензировании в деятельности бюджетного дошкольного образовательного учреждения <адрес> «Центр развития ребенка- детский сад №».
В ходе проверки установлено, что БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка- детский сад №» осуществляет образовательную деятельность в соответствии с Уставом БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка- детский сад №», утвержденным приказом директора департамента образования Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно п. 1.11 Устава местонахождение учреждения: здание №, РФ, <адрес>, здание №, РФ, <адрес>.
Судом установлено, что БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка- детский сад №» имеет лицензию от ДД.ММ.ГГГГ серия А № (регистрационный №-п). Данной лицензией установлено, что образовательное учреждение, расположенное по адресу 644119, Российская Федерация, <адрес>, имеет право осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам, указанным в приложении(ях) к настоящей лицензии, при соблюдении зафиксированных в нем контрольных нормативов и предельной численности контингента обучающихся, воспитанников.
Вместе с тем, распоряжением Департамента строительства Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-рв выдано разрешение на ввод в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ № объекта капитального строительства «<данные изъяты>» <адрес>», расположенного по адресу: <адрес>, Кировский административный округ, <адрес>. Официальное открытие дошкольного образовательного учреждения состоялось ДД.ММ.ГГГГ. На момент проверки в детском саду списочный состав детей составил 428 человек.
По факту отсутствия лицензии на осуществление образовательной деятельности ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> внесено представление мэру <адрес> об устранении нарушений законодательства об образовании и о лицензировании отдельных видов деятельности, которое рассмотрено. Однако до настоящего момента нарушения не устранены.
Таким образом, судом установлено, что БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка- детский сад №» осуществляет образовательную деятельность по основной общеобразовательной программе дошкольного образования по адресу: <адрес>, в отсутствие лицензии на осуществление образовательной деятельности, что является нарушением законодательства об образовании и лицензировании.
Доводы представителя ответчика об отсутствии возможности переоформить лицензию, судом не могут быть приняты во внимание, т.к. не влияют на обязанность ответной стороны осуществлять деятельность на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности.
В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ, качество образования своих выпускников, за жизнь и здоровье обучающихся, за нарушение прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности.
При таких обстоятельствах, суд считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> «░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░ №» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №-░, ░░░░░ ░ № ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░