дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
село Кослан 28 сентября 2017 года
Удорский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Жданова А.Н., при секретаре Шаверневой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Зварыкиной ФИО9 к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» об отмене решения от 30.12.2016 об отказе в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
установил:
Зварыкина Л.В. обратилась в суд с иском, в обоснование которого указала, что с Государственным бюджетным учреждением Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» (далее - ГБУ РК «ЦСЗН Удорского района») по результатам рассмотрения ее заявления о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от 26.12.2016, ей отказано в назначении выплат в связи с предоставлением неполного пакета документов, подтверждающих отсутствие задолженности за услуги перед АО «Коми тепловая компания» в сумме 4084,22 руб. Указанное решение обжаловано в вышестоящую инстанцию, ответом за подписью заместителя министра ФИО3 решение оставлено без изменения по указанным выше основаниям. Согласно акту сверки взаиморасчета за подписью руководителя Удорского филиала АО «КТК» Самарова А.Ю. спорная задолженность в сумме 4084,22 руб. образовалась за период 2009-2012 г.г. С исковыми требованиями о взыскании долгов 2009-2012 г.г. Удорского филиала АО «КТК» в суды не обращался, а в мае 2016 г. не имея необходимых судебных решений, приказов восстановил в лицевом счете задолженность в вышеуказанной сумме. По сообщению генерального директора АО «КТК» Глухова И.Л. от 22.02.2017 №130/1199, данного по результатам проверки ее заявления, Уполномоченному по правам человека в Республике Коми, задолженность в сумме 4084,22 руб. имела место на 01.09.2012, но в связи с пропуском срока исковой давности, ответчик АО «КТК» не обращается с иском на взыскание. На основании указанного, в связи с тем, что долг в сумме 4084,22 руб. не востребован в законом порядке, текущих долгов по платежам не имеется, препятствий по назначению мер соцподдержки, субсидии у ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» не имеется, истица просит отменить решение ГБУ РК «ЦСЗН по Удорскому району» от 30.12.2016 об отказе в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Истица Зварыкина Л.В. в судебном заседании исковые требования и доводы по иску поддержала полностью, просила суд иск удовлетворить. Дополнительно показала, что имеющуюся задолженность по настоящее время не оплачивала, однако считает, что отказ в назначении субсидии на оплату ЖКУ является незаконным, поскольку при принятии решения ответчик должен был установить причины образовавшейся задолженности, а не отказывать ей по формальным обстоятельствам.
Представители ответчика ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» по доверенности Митин А.А. Сюткина Т.И., иск не признали, считая оспариваемое решение законным и обоснованным. Просили суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Третье лицо АО «Коми тепловая компания», извещенная надлежащим образом о времени месте судебного разбирательства, в суд представителя не направила, просила рассмотреть дело без участия их представителя, с иском не согласилась, поддержала доводы представленного в суд отзыва.
Заслушав объяснения и доводы сторон, исследовав письменные материалы дела и доказательства, материалы личного дела получателя субсидии, суд приходит к следующему.
Согласно материалам дела, Зварыкина ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с 07.02.2006 зарегистрирована и постоянно проживает в <адрес> Республики Коми, является собственником данного жилья, по указанному адресу иные лица не зарегистрированы.
С января 2008 года по декабрь 2016 года Зварыкина Л.В. состояла на учете в ГБУ РК «ЦСЗН по Удорскому району» по категории «одинокие неработающие граждане, получающие меры социальной поддержки по ЖКУ». Через каждые полгода истица проходила перерегистрацию с предоставлением полного пакета документов для получения субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. К заявлению в числе других документов Зварыкина Л.В. каждый раз предоставляла квитанции по оплате жилищно-коммунальных услуг.
При очередном обращении 26.12.2016, решением ГБУ РК «ЦСЗН по Удорскому району» от 30.12.2016 № 3850 Зварыкиной Л.В. в предоставлении указанной субсидии отказано. Причиной отказа послужило наличие задолженности по состоянию на 22.12.2016 по оплате отопления, горячего, холодного водоснабжения и водоотведения в общем размере 4084,22 руб., оказываемых АО «Коми тепловая компания». При этом в решении указано, что получателем субсидии в ЦСЗН не представлено квитанций по оплате указанных сумм задолженности либо соглашения с энергоснабжающими организациями по их уплате.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Общие положения о предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг установлены статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 5 данной статьи субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – Правила).
Пунктом 6 данных Правил также установлено, что субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Пункт 8 Правил предусматривает список документов, необходимых для получения субсидии, которые должны быть приложены к заявлению о ее предоставлении, в том числе, заявитель предоставляет документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно пункту 11 Правил, уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.
В соответствии с пунктом 64 Правил, факт отсутствия (погашения) задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, заключения и (или) выполнения получателями субсидий соглашений по погашению задолженности уполномоченный орган вправе проверить, запросив у наймодателей, управляющих организаций и организаций, оказывающих услуги и выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов и предоставляющих коммунальные услуги, сведения о своевременности и полноте оплаты жилого помещения и коммунальных услуг.
В силу положений частей 1 и 2 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен иными документами по управлению многоквартирным домом. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен иными документами по управлению многоквартирным домом.
Согласно пункту 29 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.05.2006 N 58/403 (далее - Методические рекомендации), граждане считаются имеющими задолженность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг (должниками) при условии, что они на момент обращения с заявлением о получении субсидии не полностью внесли плату за жилые помещения и коммунальные услуги:
- за истекший и/или предшествующие ему прожитые месяцы - при обращении с заявлением с десятого числа по последнее число текущего месяца;
- за месяц, предшествующий истекшему, и/или более ранние прожитые месяцы - при обращении с заявлением с первого до десятого числа текущего месяца.
В соответствии с пунктом 31 Методических рекомендаций граждане, имеющие задолженность по всем или некоторым видам оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, вправе обратиться за субсидией только после погашения задолженности или заключения соглашения с кредиторами о ее погашении: с управляющей организацией - при управлении многоквартирным домом управляющей организацией. Заключение указанных соглашений не входит в полномочия уполномоченных органов.
Если гражданин на момент предоставления субсидии не имел задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, а в период предоставления субсидии в результате проведенных перерасчетов за прошлые периоды выявилась задолженность, образованная не по вине гражданина (например, вследствие счетной ошибки или применения неверных цен и тарифов), то погашение такой задолженности при предоставлении субсидий уполномоченный орган не учитывает (пункт 32 Методических рекомендаций).
Как следует из материалов дела, Зварыкина Л.В. обратилась в ЦСЗН с заявлением о предоставлении субсидии 26 декабря 2016 года, следовательно, в числе других документов должна была представить документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги за месяц, предшествующий истекшему, и/или более ранние прожитые месяцы, а также о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Таким образом, истицей должны быть представлены квитанции за ноябрь 2016 года и/или более ранние месяцы.
Согласно материалам личного дела получателя субсидии, Зварыкиной Л.В. в ГБУ РК ЦСЗН представлена квитанция от АО «Коми тепловая компания» по услуге «отопления, горячая вода, холодная вода, водоотведение» за ноябрь 2016 года, согласно которой сумма к оплате с учетом задолженности составляет 7 316,97 руб., чек об оплате данной квитанции предоставлен на 3 232,5 руб. Однако обязательство по погашению задолженности с АО «Коми тепловая компания» на сумму 4084,22 руб., т.е. на сумму остатка долга не заключено, чек об оплате услуги на сумму 4084,22 руб. не представлен.
Судом установлено, что коммунальные услуги по отоплению, горячему и холодному водоснабжению, водоотведению жильцам квартиры по указанному адресу фактически оказывает Удорский филиал АО «Коми тепловая компания».
На основании агентского договора от 12.09.2012 ОАО «КТК» передало ОАО «КЭК» право на осуществление действий по взысканию с абонентов дебиторской задолженности по оплате оказанных до 01.09.2012 коммунальных услуг, в том числе на территории Удорского района. В рамках указанного договора такое право передано и в отношении задолженности истицы на общую сумму 4084,22 руб. Наличие и размер указанной задолженности по состоянию на 01.09.2012 подтвержден письменными данными ответчика АО «КТК в лице Удорского филиала о взаиморасчетах со Зварыкиной Л.В., согласно которым с 01.01.2009 по 31.08.2012: общая стоимость оказанных истице коммунальных услуг составила 77511,11 руб.; общий размер снижения платы за оказанные услуги и возвращенных Зварыкиной Л.В. со счетов АО «КТК» денежных средств на основании вступивших в силу судебных решений составил 17445,53 руб.; общая сумма уплаченных истицей за потребленные коммунальные услуги денежных средств составила 55981,36 руб.
31 июля 2013 года между ОАО «Коми тепловая компания» (в последующем предприятие реорганизовано в АО «КТК») и ОАО «Коми энергосбытовая компания» заключен агентский договор № R054-FA056/010-020/0141-2013 от 31.07.2013, в соответствии с которым ОАО «Коми энергосбытовая компания» обязалась от имени и по поручению АО «КТК» выполнять функции биллинга, которые включали в себя начисление платы за отопление, холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, формирование и доставку гражданам-потребителям счета-квитанции, получение платежей от потребителей, начиная с 01 августа 2013 года. 24 июня 2016 года между АО «КТК» и ОАО «КЭК» подписано соглашение о расторжении Агентского договора № R054-FA056/010-020/0141-2013 от 31.07.2013, в соответствии с которым договор считается расторгнутым с 01 июня 2016 года.
25 марта 2016 года ОАО «КЭК» передало АО «КТК» в электронной форме реестр потребителей, задолженность которых подлежит исключению из агентского договора № R054-FA056/01-020/2264-2012 от 12.09.2012 по Удорскому филиалу по состоянию на март 2016 года, где пунктом 243 передана задолженность истицы. Письменная форма документов направлена 05.04.2016.
При передаче реестра потребителей, задолженность которых подлежит исключению из Агентского договора от 12.09.2012, представителями АО «КТК» установлено, что задолженность в размере 4084,22 руб. до настоящего времени Зварыкиной Л.В. не оплачена.
Указанные обстоятельства установлены вступившими в законную силу решением Удорского районного суда от 22.04.2013 по гражданскому делу № 2-261/2013 и решением мирового судьи Косланского судебного участка от 05.06.2013 по гражданскому делу № 2-616/2013, в силу положений статьи 61 ГПК РФ имеющих для суда, рассматривающего настоящее дело, преюдиционный характер. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении других дел, в котором участвуют те же лица.
Также указанные обстоятельства были предметом прокурорской проверки (надзорное производство № 296Ж-2012) и проверки государственной жилищной инспекции по Удорскому району от 27.07.2016 № 881, по результатам которых нарушений закона в действиях АО «КТК» в части ведения расчетов оплаты за жилищно-коммунальные услуги не было выявлено.
Таким образом, по состоянию на 01.09.2012 задолженность Зварыкиной Л.В. перед Удорским филиалом АО «КТК» составляла 4084,22 рублей (77511,11 - 17445,53 - 55981,36 = 4084,22). Соответственно данная сумма была отражена в квитанции на оплату коммунальных услуг за декабрь 2016 года. Задолженность перед АО «КТК» в размере 4084,22 руб. до настоящего времени Зварыкиной Л.В. не оплачена.
Доводы истицы о том, что ответчик должен был разобраться в причинах образовавшейся задолженности, суд не может принять во внимание, поскольку утвержденные Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусматривают исчерпывающий список документов, необходимых для получения субсидии, которые должны быть приложены к заявлению о ее предоставлении, при этом на ответчика обязанность по установлению причин и обстоятельств не предоставления заявителем всех необходимых документов, действующим законодательством не возложена.
Суд считает, что при указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения ответчика об отказе в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истице, при имеющихся сведениях о задолженности в сумме 4084,22 руб. по ЖКУ, не имеется, решение ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» от 30.12.2016 № 3850 является законным и обоснованным, в исковых требованиях Зварыкиной Л.В. следует отказать.
Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Зварыкиной ФИО11 к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» об оспаривании решения об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Удорский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.Н. Жданов
Мотивированное решение составлено к 18 часам 03 октября 2017 года.