Дело № 2-634/2017
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 мая 2017 года город Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Милошенко Н.В.,
при секретаре Реент Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Шарифову ... о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, признании недействительным свидетельства о праве собственности на земельный участок, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельного участка,
Установил:
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился в Балаклавский районный суд города Севастополя с указанным исковым заявлением и просит суд признать недействительным выданное Шарифову ... свидетельство о праве собственности на земельный участок, общей площадью 847 кв.м., расположенный по адресу: ..., кадастровый номер ..., целевое назначение земельного участка – для индивидуального дачного строительства, а также признать отсутствующим право собственности ответчика на спорный земельный участок, истребовать его из незаконного владения ответчика в собственность субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя, а также исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о границах данного земельного участка.
Исковые требования обоснованы тем, что на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от 2 апреля 2010 года № 959-р «Об утверждении комплексного землеустройства по отведению земельных участков общей площадью 12,0 га с установлением границ в натуре (на местности) для индивидуального дачного строительства по адресу: ..., обслуживающему кооперативу «ДСТ «Звездный» и предоставлении в собственность гражданам-членам ОК «ДСК «Звездный» земельного участка», ответчику в собственность передан земельный участок, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости как о ранее учтенных объектах недвижимости. Издав названное Распоряжение, Севастопольская городская государственная администрация вышла за пределы своих полномочий, поскольку земельный участок расположен в границах города Севастополя, а органом, уполномоченным на распоряжение землями в черте города, являлся Севастопольский городской Совет. Кроме того, при оформлении права собственности ответчика на спорный земельный участок нарушен порядок предоставления земельных участков в собственность физическим лицам, предусмотренный Земельным кодексом Украины. Также истец указывает, что согласно материалам проведенной прокуратурой Балаклавского района города Севастополя проверки, Севастопольской городской государственной администрацией не издавалось распоряжение от 02.04.2010 года № 959-р, поскольку в перечне распоряжений оно не регистрировалось.
Таким образом, спорный земельный участок выбыл из государственной собственности без законных оснований, без принятия соответствующего решения уполномоченным органом, без утверждения проекта землеустройства по отводу земельных участков в установленном порядке, то есть вопреки требованиям земельного законодательства и воли государства в лице уполномоченного органа, что свидетельствует об отсутствии правового основания приобретения ответчиком права собственности на спорный участок.
В судебном заседании представитель Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя настаивала на удовлетворении исковых требований по изложенным в иске основаниям, пояснив, что срок исковой давности не является пропущенным, ссылаясь на положения статьи 208 ГК РФ.
Ответчик Шарифов Д.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения был извещен в установленном процессуальным законом порядке.
Учитывая отсутствие возражений представителя истца, суд, руководствуясь положениями статьи 233 ГПК РФ, постановил определение о заочном рассмотрении дела, указанное процессуальное действие было отражено в протоколе судебного заседания.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте его проведения было извещено в установленном процессуальным законом порядке, о причинах неявки суд не уведомило.
Согласно ч.ч. 3, 4 статьи 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными; суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещённого о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от 2 апреля 2010 года № 959-р «Об утверждении комплексного землеустройства по отведению земельных участков общей площадью 12,0 га с установлением границ в натуре (на местности) для индивидуального дачного строительства по адресу: ..., обслуживающему кооперативу «ДСТ «Звездный» и предоставлении в собственность гражданам - членам ОК «ДСК «Звездный» земельного участка» ответчику передан в собственность земельный участок площадью 847 кв.м., расположенный по адресу: ..., целевое назначение – для индивидуального строительства.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В соответствии с пунктом 1 части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, вследствие чего применению к спорным правоотношениям подлежит действующее на момент их возникновения на территории города Севастополя и Республики Крым законодательство Украины.
В части 2 ст. 19 Конституции Украины прописано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.
В силу ст. 116 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти либо органов местного самоуправления в рамках их полномочий, определенных настоящим кодексом, или по результатам аукциона.
В соответствии со статьей 118 Земельного кодекса Украины граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для ведения строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебного участка) в пределах норм бесплатной приватизации, должны были подать ходатайства в соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает в собственность земельные участки государственной или коммунальной собственности.
В ходатайстве необходимо указать целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры с приложением графических материалов, в которых указано желаемое место расположения земельного участка, согласования землепользователя.
На основании такого заявления заявителю дается согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка. Отвод земельного участка производится на основании разработанного, согласованного и утвержденного проекта землеустройства.
Указанными нормами устанавливаются требования, согласно которым на момент принятия решения о передаче земельного участка в частную собственность, земельный участок должен быть сформирован, как отдельный объект гражданских прав, иметь установленные границы, определенное месторасположение.
В материалах дела не содержаться доказательства обращения ответчика в Севастопольский городской Совет, а равно и в Севастопольскую городскую государственную администрацию с ходатайством о предоставлении в собственность спорного земельного участка, сведений о наличии соответствующей технической документации по его землеустройству, а также сведений о том, что такая техническая документация была предметом утверждения уполномоченных органов.
Проект землеустройства по отводу Обслуживающему кооперативу «Дачно-строительное товарищество «Звездный» земельного участка общей площадью 12,0 га для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек (приусадебного участка), также отсутствует.
Согласно с положениями статьи 79 Земельного кодекса Украины спорный земельный участок не мог быть объектом гражданских прав.
Таким образом, на момент принятия Севастопольской городской государственной администрацией распоряжения № 959-р от 02 апреля 2010 года, земельный участок не был сформирован в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Кроме того, решение о предоставлении земельного участка в рассматриваемом случае должно было быть принято не Севастопольской городской государственной администрацией, а Севастопольским городским Советом.
На момент издания Распоряжения и возникновения права собственности ответчика на земельный участок, о защите права государственной собственности на который по настоящему делу заявлены исковые требования, на территории города Севастополя земля могла находиться в частной, коммунальной и государственной собственности (часть 3 статьи 78 Земельного кодекса Украины, отдельные положения Гражданского кодекса Украины 2004 года); субъектами права коммунальной собственности на земли являлись соответствующие территориальные громады, реализовывавшие это право непосредственно или через органы местного самоуправления (статья 80 Земельного кодекса Украины).
В соответствии с положениями статьи 12 Земельного кодекса Украины и пункта 12 его Переходных положений (раздел Х) полномочия по распоряжению землями в переделах населённых пунктов осуществлялись соответствующими сельскими, поселковыми, городскими советами.
Согласно статье 10 и п. 21 ст. 43 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» городские Советы представляют общие интересы территориальных громад в пределах полномочий.
В силу ст. 9 Земельного Кодекса Украины к полномочиям городского Совета в части земельных правоотношений входит распоряжение землями территориальной общины города, в том числе и предоставления земельных участков в пользование, собственность.
Нахождение спорного земельного участка в пределах границ населенного пункта подтверждается прежде всего его адресом: ....
Никем не оспаривается, что участок расположен в границах Балаклавского района города Севастополя.
Территория города Севастополя в соответствии с положениями Закона города Севастополя от 03.06.2014 № 19-ЗС «Об административно-территориальном устройстве города Севастополя» определяется границами, существовавшими на день принятия города в состав Российской Федерации.
Решением Исполнительного комитета Севастопольского городского совета депутатов трудящихся № 3/93 от 08 февраля 1977 года «О границах районов города Севастополя» утверждены границы в том числе Балаклавского района города Севастополя, в соответствии с Приложением № 1 к которому спорный участок входит в состав Балаклавского района города Севастополя.
Доказательств того, что административно-территориальные границы города Севастополя после 1977 года и до 2014 года претерпели изменения, и, в частности, Балаклавский район, суду не представлено.
В соответствии с генеральным планом города Севастополя до 2025 года, утвержденного Решением Севастопольского городского совета № 4114 от 13 декабря 2005 года, спорный земельный участок расположен на территории Балаклавского района города Севастополя.
Поскольку спорный земельный участок находится в пределах населенного пункта – города Севастополь, полномочия по распоряжению им до разграничения земель государственной и коммунальной собственности следовало осуществлять Севастопольскому городскому совету в силу пункта 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины, то есть Севастопольская городская государственная администрация полномочиями по распоряжению спорным земельным участком не обладала.
Как следует из письма Законодательного собрания города Севастополя от 30.03.2017, Севастопольским городским Советом решение по предоставлению спорного земельного участка не принималось.
Кроме того, прокуратурой Балаклавского районного суда города Севастополя проведена проверка, в результате которой установлено, что Распоряжение №959-р от 02 апреля 2010 года «Об утверждении комплексного землеустройства по отведению земельных участков общей площадью 12,0 га с установлением границ в натуре (на местности) для индивидуального дачного строительства по адресу: ..., обслуживающему кооперативу «ДСТ «Звездный» и предоставлении в собственность гражданам-членам ОК «ДСК «Звездный» земельного участка» Севастопольской городской государственной администрацией не издавалось, заявления членов ОК «ДСТ «Звездный» о выделении земельных участков в порядке бесплатной приватизации не поступали.
Из архивной копии перечня распоряжений Севастопольской городской государственной администрации с 01-р по № 2580-р за период с 01.01.2010 по 31.12.2010 усматривается, что распоряжение № 959-р от 02.04.2010 Севастопольской городской государственной администрацией не издавалось и не регистрировалось. С реквизитами № 959-р от «02» апреля 2010 года зарегистрировано распоряжение Севастопольской городской государственной администрации «О предоставлении разрешения Закрытому акционерному обществу «Авлита» на разработку проекта землеустройства с целью передачи в аренду земельного участка, расположенного по адресу: ... для обслуживания зданий и сооружений производственного назначения.
Согласно ответу ГКУ «Архив города Севастополя» от 07.04.2017 в архивном фонде Севастопольской городской государственной администрации за 2010 год имеется распоряжение от 02.04.2010 №959-р «О предоставлении разрешения акционерному обществу «Авлита» на разработку проекта землеустройства о передаче в аренду земельного участка по адресу: ... для обслуживания строений и сооружений производственного назначения бланк №001178, сведений о выделении земельного участка, расположенного по адресу: ..., Шарифову Д.С. не имеется.
Сведения об обращении ответчика в уполномоченный по распоряжению землей орган с заявлением о выделении ему в собственность земельного участка, получении соответствующего разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка отсутствуют.
Проект землеустройства по отводу Обслуживающему кооперативу «Дачно-строительное товарищество «Звездный» земельных участков общей площадью 12,0 га для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек (приусадебного участка), расположенных в районе СТ «Благодатный» также отсутствует.
Следует отметить, что имеющиеся в материалах дела распоряжения №959-р от 02.04.2010 имеют разные регистрационные номера, а именно, № 001178 - о предоставлении разрешения ЗАО «Авлита» на разработку проекта землеустройства и № 001555 - об утверждении комплексного проекта землеустройства по отведению земельных участков по адресу: ... Обслуживающему кооперативу «Дачно-строительное товарищество «Звездный».
Однако согласно журналу регистрации выдачи бланков распоряжений городской государственной администрации бланк с № 001555 выдан 06.04.2010, т.е. позже, чем издано само распоряжение, а именно, 02.04.2010, что также опровергает факт издания указанного распоряжения.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, спорный земельный участок выбыл из государственной собственности и передан в собственность ответчика при отсутствии законных оснований, без принятия соответствующего решения уполномоченным органом и без соблюдения порядка, предусмотренного положениями Земельного кодекса Украины.
Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрено, что собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения (статья 301).
Согласно правовой позицией, изложенной в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав, по смыслу пункта 1 статьи 302 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли.
Статьей 12 ГК РФ установлено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; присуждения к исполнению обязанности в натуре; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
Поскольку установлено, что законных оснований для возникновения права собственности на спорный земельный участок у ответчика не имелось, земельный участок выбыл из государственной собственности вопреки воле собственника и нормам ранее действовавшего на территории Республики Крым и города Севастополя законодательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
Относительно полномочий Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя для обращения с данным иском суд отмечает следующее.
Согласно части 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Законом города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» установлено, что право на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными актами, действовавшими до указанного момента, признается правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности – все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя (пп.4 п.1 ст. 2 Закона № 46-ЗС).
В силу ст. 34 Устава города Севастополя Правительство Севастополя управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 27 Закона города Севастополя «О Правительстве Севастополя» № 5-ЗС от 30.04.2014 (далее – Закон № 5-ЗС), Правительство Севастополя осуществляет контроль за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории города Севастополя, осуществляет управление в области земельных отношений.
В соответствии со статьей 23 Закона № 5-ЗС Правительство осуществляет свои полномочия непосредственно или через подведомственные ему исполнительные органы.
Пункт 1.1. Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя» (далее – Положение), которое утверждено Постановлением Правительства Севастополя от 17.03.2015 № 188-ПП, указывает, что Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, управление и распоряжение государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.10, 2.13 указанного Положения основными задачами Департамента являются, в частности, проведение единой государственной политики в сфере управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами города Севастополя, осуществление контроля за использованием и сохранностью имущества и земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, осуществление защиты имущественных прав города Севастополя.
Таким образом, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в силу вышеприведенных положений закона наделен правом на обращение в суд с иском, направленным в защиту прав города Севастополя.
Исковые требования о признании недействительным свидетельства о праве собственности ответчика на земельный участок, признании отсутствующим права собственности на спорный земельный участок и исключении сведений о границах земельного участка из государственного кадастра недвижимости подлежат оставлению без удовлетворения как излишне заявленные, поскольку решение суда об истребовании у ответчика спорного земельного участка уже влечет наступление соответствующих правовых последствий в силу Закона.
Правовое значение государственной регистрации прав на недвижимость по Закону Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений» было аналогичным значению, которое придаётся этому акту Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
По смыслу названной статьи Закона в судебном порядке может быть оспорено зарегистрированное право, а не свидетельство о праве собственности, как заявлено истцом.
Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (ст. 70 ЗК РФ).
В соответствии с п. 5 ст. 4, ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", истребование имущества из чужого незаконного владения ответчиков является основанием для погашения Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя записи о правах на спорный земельный участок, снятия его с кадастрового учета и аннулирования записи в государственном кадастре недвижимости.
По смыслу разъяснений, содержащихся в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010, оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим тогда, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем истребования имущества из чужого незаконного владения, тогда как в данном случае право истца может быть защищено именно таким способом.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ с Шарифова Д.С. подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 103, 194-199 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации,
Решил:
Исковые требования Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя удовлетворить частично.
Истребовать из незаконного владения Шарифова ... земельный участок площадью 847 кв.м, расположенный в ...80, кадастровый номер ..., в собственность субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Настоящее решение является основанием для исключения сведений о зарегистрированном праве Шарифова ... на земельный участок площадью 847 кв.м, расположенный в ..., кадастровый номер ..., из Единого государственного реестра недвижимости и исключения сведений о сформированном земельном участке из государственного кадастра недвижимости.
Взыскать с Шарифова ... в доход бюджета города Севастополя государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Ответчик вправе подать в Балаклавский районный суд города Севастополя заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня получения его копии.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Н.В. Милошенко
Мотивированный текст решения изготовлен 15.05.2017.