№2а-2661/2017
Решение
Именем Российской Федерации
29 июня 2017 года г. Омска
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Ретуевой О.Н., при секретаре судебного заседания Шенгель Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, о возложении обязанности,
Установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска об оспаривании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в утверждении схемы расположения земельного участка. В обоснование доводов указала, что ДД.ММ.ГГГГ Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска отказал истцу в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по <адрес>, на котором расположен жилой дом. С указанным отказом истец не согласна. Указанное домостроение истец приобрела в 1973 году, договор купли продажи утерян. Домостроение является самовольной постройкой. Ответчик обосновывает свой отказ отсутствием правоустанавливающих документов на домостроение. Однако, истец пользуется домостроением почти 45 лет. В своем отказе ответчик ссылается также, что указанные в списке координаты характерных точек образуемого земельного участка (н3, н4) противоречат конфигурации земельного участка, представленного на схеме. Истец указывает, что схема подготовлена по заказу истца специалистом, и если ответчик предоставит свою схему земельного участка, то истец возражений не имеет. Истец, обращаясь в департамент, принимает меры к легализации самовольной постройки. Со ссылкой на положения ст. 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", ст. 11.3, 11.10, 39.2 ЗК РФ истец указывает, что подав заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка она хотела получить данные о лицах, которые имеют право распоряжаться земельным участком, сведения о соответствии имеющейся у истца схемы земельного участка со схемой, имеющейся у ответчика, о наличии или отсутствии кадастрового учета земельного участка, получить рекомендации. Но ответчик сразу отказал ей в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Просит признать незаконным отказ департамента имущественных отношений Администрации <адрес> в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ №исх ДИО 5804, обязав предварительно согласовать предоставление земельного участка в аренду, согласно схеме земельного участка, предоставленной административным ответчиком и дать рекомендации по устранению препятствий предоставления земельного участка в аренду, сформировать земельный участок, согласно имеющейся у департамента схеме и поставить земельный участок на кадастровый учет.
ФИО1 в судебном заседании участия не принимала, уведомлена о рассмотрении дела надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель истца ФИО3, действующий по доверенности, в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске. Полагал также ответ департамента не мотивированным.
Представитель административного ответчика департамента имущественных отношений Администрации г. Омска в судебном заседании участия не принимала, уведомлена о рассмотрении дела надлежащим образом, представлен отзыв на иск (л.д. 79,80), согласно которому полагала отказ ФИО1 в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ законным и обоснованным. В ЕГРН информация о зарегистрированных правах в отношении жилого <адрес> отсутствует. Отсутствие правоустанавливающих документов на объект недвижимости не позволяет установить его принадлежность, следовательно, земельный участок не может быть предоставлен. Кроме того, площадь образуемого земельного участка не соответствует установленным нормам (меньше минимальной). Указанные в списке координаты характерных точек образуемого земельного участка (н3, н4) противоречат конфигурации земельного участка, представленного на схеме. Приложенная схема подготовлена без учета положений ст. 11.9 ЗК РФ, п. 4, 6 Требований. Просит в иске отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Из содержания ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ следует право гражданина обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.8 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно пункту 2 статьи 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Соответствующим органом на территории муниципального образования г. Омск уполномоченным на управление и распоряжение муниципальным имуществом города Омска и землями, расположенными в границах города Омска является департамент имущественных отношений Администрации города Омска (п. 17 Положения о департаменте имущественных отношений Администрации г. Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ N 452).
В соответствии с п. 20 Положения функции департамента в сфере земельных отношений сводятся к управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Омска, распоряжению земельными участками, расположенными на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена.
Департамент уполномочен:
-принимать решение об утверждении схемы расположения земельного участка, за исключением земельных участков, предоставляемых для строительства, из земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земель и (или) земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, или отказывает в ее утверждении с указанием оснований отказа при обеспечении подготовки схемы расположения земельного участка гражданином или юридическим лицом;
- осуществлять рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, предоставляемых для строительства;
- принимать решение о предварительном согласовании предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земельных участков, расположенных на территории <адрес>, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, предоставляемых для строительства, или об отказе в предварительном согласовании предоставления указанных земельных участков.
Судебным разбирательством установлено, что ФИО1 обратилась в департамент имущественных отношений Администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ с заявлением, в котором просила предварительно согласовать предоставление земельного участка на основании пп. 9 п.2 ст. 39.6 ЗК РФ на праве аренды на срок 49 лет. В сообщении заявителя указано, что на земельном участке расположен жилой <адрес> (л.д. 16,17). К заявлению также была приложена схема расположения земельного участка (л.д. 18,20).
Департамент имущественных отношений Администрации <адрес> в ответе от ДД.ММ.ГГГГ №№ (л.д. 19) отказал в предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка. В обоснование доводов указано, что к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка должны прилагаться документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН информация о зарегистрированных правах в отношении жилого <адрес> отсутствует. Отсутствие правоустанавливающих документов на объект недвижимости не позволяет установить его принадлежность, следовательно земельный участок не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в п. 1 ст. 39.16 ЗК РФ. Кроме того, в письме указано со ссылкой на п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ, Приказ Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 762, что указанные в списке координат координаты характерных точек границ образуемого земельного участка (н3, н4) противоречат конфигурации земельного участка, представленного на схеме. Со ссылкой на Правила землепользования и застройки <адрес> так же указано, что площадь образуемого земельного участка не соответствует установленным нормам (меньше минимальной 0,03 га.).
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен в статье 39.14 ЗК РФ.
Указный порядок предполагает: подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подачу в уполномоченный орган гражданином заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В том случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; заключение договора аренды земельного участка.
В соответствии с ч. 2 ст. 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются в том числе документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
В силу ч. 7 указанной статьи в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Согласно пп. 1, 2 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка принимается в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в том числе п. 1 ст. 39.16 ЗК РФ, а именно: когда с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
По мнению заявителя, он относится к категории лиц, которые обладают правом на приобретение в аренду земельных участков.
Согласно пп. 9 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
В соответствии со статьей 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Данное положение согласуется с установленным в пункте 5 статьи 1 ЗК РФ принципом единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Однако, в судебном заседании не представлено доказательство того, что ФИО1 является собственником домостроения, расположенного на земельном участке. Согласно выписке из ЕГРН, технического паспорта и инвентарного дела не следует, что ФИО1 на законном основании владеет домостроением № «А» по <адрес>, что указанное домостроение было введено в эксплуатацию. Из материалов инвентарного дела следует, что строение на земельном участке построено без разрешения, землеотводные документы не представлены.
Представителем истца указанные обстоятельства не оспариваются.
Таким образом, истцом не доказано исключительное право на приобретение земельного участка в аренду, как гражданина, являющегося собственниками здания, расположенного на испрашиваемом земельном участке.
В пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка также является:
- несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи, а именно: форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка, которые устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
- разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам, а именно предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.
Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 8 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Действующие на территории муниципального образования город Омск Правила землепользования и застройки, утвержденные Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ N 201 содержат в себе указания на минимальные размеры земельных участков, предоставляемых для размещения индивидуального жилого дома -0,03 га. (ст. 45 Правил).
Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 762 утверждены требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе.
В силу п. 4 Требований, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 762, схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения, в том числе правил землепользования и застройки.
Согласно п. 6 указанных Требований в схеме расположения земельного участка приводятся: список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости.
Истцом испрашивается земельный участок площадью 264 кв.м., что следует из заключения кадастрового инженера, представленного истцом.
Таким образом, спорный земельный участок площадью 264 кв. м вышеприведенным требованиям пункта 1 статьи 11.9 ЗК РФ, пункта 1 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правилам землепользования и застройки г. Омска не соответствует, поскольку его площадь менее минимального размера земельных участков, предоставляемых для размещения индивидуального жилого дома.
Истцом также не представлены доказательство того, что схема расположения земельного участка и границы земельного участка совпадают по конфигурации.
По мнению суда, Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска обоснованно отказал истцу в предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка. Оспариваемое решение принято уполномоченным органом и в установленные законом сроки. Оспариваемый ответ является мотивированным, в связи с чем оснований для возложения на административного ответчика дать разъяснения по устранению препятствий предоставления земельного участка в аренду у суда не имеется.
Вопреки утверждениям истца у административного ответчика отсутствует обязанность утвердить схему расположения земельного участка при наличии предусмотренных законом оснований для отказа в ее утверждении.
Требования истца о возложении на ответчика обязанности сформировать земельный участок и осуществить государственный кадастровый учет земельного участка также не подлежат удовлетворению, поскольку указанным действиям предшествует процедура, предусмотренная ст. 39.14 ЗК РФ, которая истцом не соблюдена.
В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
По смыслу приведенных норм, требования административного истца могут быть удовлетворены лишь при условии доказанности нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) его прав и законных интересов, при этом обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, выразившегося в ответе от ДД.ММ.ГГГГ №№, и соответственно в удовлетворении производных требований о возложении обязанности дать рекомендации, сформировать земельный участок и поставить его на кадастровый учет.
Руководствуясь ст. ст. 227, 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, выразившегося в ответе от ДД.ММ.ГГГГ №№, о возложении обязанности, отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.Н. Ретуева
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.