Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИг. Самара «12» октября 2016 года
Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего Гараевой Р.Р.,
при секретаре Иванове А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2093/16 по иску Васькова О.В. к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
У С Т А Н О В И Л:
Истец Васьков О.В. обратился в суд с иском о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, в котором просил признать за ним право собственности на жилое помещение – комнату №, площадью <...> кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.
В процессе подготовки дела к судебному разбирательству по инициативе суда к участию в деле в качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельные требования привлечены – Администрация Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара, Самарский филиал ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области.
В судебном заседании представитель истца Васькова О.В. – Сидорова И.В., действующая на основании доверенности (л.д.37), исковые требования поддержала и пояснила, что истец Васьков О.В. является нанимателем отдельной комнаты, площадью <...> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>. В <дата> году в связи с трудовыми отношениями с МП ПЖРТ Куйбышевского района указанная комната в общежитии была предоставлена Васькову О.В. и членам его семьи жене – Васьковой Г.И., дочери – Васьковой А.О. и сыну Васькову И.О. <дата> года между наймодателем Комитетом жилищно – коммунального хозяйства и обслуживания населения Куйбышевского района г.Самары и нанимателем Васьковым О.В. был заключен договор найма общежития, согласно которого, нанимателю жилого помещения была предоставлена комната №, общей площадью <...> кв.м., расположенная по адресу: <адрес> Распоряжением № от <дата> об упорядочении нумерации комнат в общежитии по указанному адресу, указанной комнате был присвоен №. С <дата> Васьков О.В. и члены его семьи – жена Васькова Г.И., дочь Васькова А.О. и сын Васьков И.О. зарегистрировались в спорной комнате постоянно. На имя Васькова О.В. открыт лицевой счет, по которому оплачивается квартплата и коммунальные услуги. В настоящее время Васьков О.Г. решил реализовать свое право на бесплатную приватизацию занимаемого им жилого помещения, которое в силу закона не относится к специализированному жилищному фонду, вследствие чего, обратился в Департамент управления имуществом г.о. Самара по вопросу предоставления ему в порядке приватизации занимаемого жилого помещения. Васькова Г.И., Васькова А.О. и Васьков И.О. отказались участвовать в приватизации, о чем имеются нотариальные согласия. Однако, в удовлетворении заявления Васькова О.В. было отказано. Васьков О.В. данный отказ считает незаконным и необоснованным, противоречащим действующему законодательству. Ранее право приватизации Васьков О.В. не использовал. Просила исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика – Департамента управления имуществом г.о. Самара в судебное заседание не явился, представив возражения на исковое заявление, а также ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. Считает исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, просил исковые требования без рассмотрения не оставлять, в иске Васькову О.В. отказать.
Представители третьих лиц – Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара, Самарского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» и Управления «Росреестра» по Самарской области, в судебное заседание не явились. О дате слушания дела извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщили. О рассмотрении дела в их отсутствие, либо отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и представителей третьих лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав доводы представителя истца, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации № 1541-1 от 04.07.1991 года
«О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 г. № 1541-1, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В силу статьи 4 вышеуказанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в общежитиях.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ суд создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления нарушенного права, путем признания права собственности.
В соответствие с ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах могут осуществлять принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаться ими.
Судом установлено, что с <дата> Васьков О.В., Васькова Г.И., Васькова А.О. и Васьков И.О. постоянно зарегистрированы по адресу: <адрес>. На имя Васькова О.В. открыт финансово-лицевой счет, по которому вносится плата за жилье и коммунальные услуги.
При этом, в период с <дата> по <дата> Васьков О.В. был зарегистрирован временно по адресу: <адрес>.
Из материалов дела также следует, что данное жилое помещение было предоставлено истцу – Васькову О.В. в <дата> году в связи с трудовыми отношениями с МП ПЖРТ в Куйбышевском районе.
В соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 г. № 1541-1, жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством для передачи соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
Федеральным законом от 23.12.1992 года, в указанную статью внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилых помещений.
При этом, необходимо учитывать, что пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 г. № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий», действовавшим до 29.03.2003 года, так же было предусмотрено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, в состав приватизируемого имущества не могли быть включены объекты жилищного фонда. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны были находиться в ведении администрации по месту расположения объекта.
Общежитие, расположенное по адресу: <адрес> <адрес>, было передано ОАО «Волгабурмаш» (АООТ «Волгабурмаш») в муниципальную собственность на основании Постановления Главы г. Самара № 468 от 21.07.1999 года.
Данное общежитие было передано в управление и эксплуатацию Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству и обслуживанию населения администрации Куйбышевского района городского округа Самара, которое предоставляло гражданам жилые помещения по договорам найма общежитий.
Согласно п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 24.08.1993 года «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» (в ред. постановления Пленума ВС РФ от 06.02.2007г. № 6), переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья. Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах предприятий в том случае, если изменение формы собственности имело место до вступления в силу ст. 18 Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда» РСФСР», поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулирующее условия и порядок изменения форма собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений не касалось вопросов приватизации из жилищного фонда. Законодательством, регулирующим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, который лишали бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого помещения.
В соответствии Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 г. № 1541-1, (в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1), при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилых помещений.
Согласно ст. 7 Федерального Закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями в жилых домах, которые использовались в качестве общежитий, принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.
В соответствии со ст.ст. 27, 47 Устава городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара.
Как следует из пункта 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за исполнением и сохранностью муниципального жилищного фонда.
Согласно п. 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно и другими лицами.
В соответствии со ст. 61 ЖК РФ, пользование жилым помещение по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.
В соответствии со статьей 57 (часть 4) Жилищного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований указанного Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
Согласно статье 60 (часть 1) Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных указанным Кодексом.
В силу статьи 63 (часть 1) Жилищного кодекса Российской Федерации договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
<дата> между наймодателем Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания населения Куйбышевского района г. Самары и нанимателем Васьковым О.В. был заключен договор найма общежития, согласно которым нанимателю жилого помещения была предоставлена комната №, общей площадью <...> кв.м., расположенная по адресу: <адрес> <адрес> (л.д. 18-19).
Распоряжением № от <дата> об упорядочении нумерации комнат в общежитии по указанному адресу, указанной комнате № В присвоен номер № (л.д. 20-22).
Согласно технического паспорта, изготовленного ФГУП «Ростехинвентаризация –Федеральное БТИ», по состоянию на <дата>, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, имеет общую площадь <...> кв.м., жилую площадь <...> кв.м.
В <дата> года Васьков О.В. обратился в Департамент управления имуществом г.о. Самара по вопросу приватизации занимаемого жилого помещения. По результатам обращения Васькову О.В. было разъяснено, что испрашиваемое им жилое помещение отнесено к специализированному жилому фонду и в силу действующего законодательства приватизации не подлежит.
Как было установлено при рассмотрении дела, общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, по состоянию на <дата> находилось в ведении – ОАО «Волгабурмаш» (АООТ «Волгабурмаш»).
На основании Указа Президента РФ «Об особенностях приватизации и преобразования в Акционерные Общества государственных предприятий, производственных и научной производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения» от 17.11.1992 года № 1403, постановления Администрации Куйбышевского района г.Самары от 05.01.1994 г. № 1/4, Государственное предприятие Самарский долотный завод был преобразован в Акционерное общество открытого типа «Волгабурмаш».
На основании Договора № от <дата>, фондом имущества Самарской области АООТ «Волгабурмаш» передано в собственность государственное имущество, в том числе и <адрес>
Согласно Решения Комитета по управлению имуществом г.Самары от 28.10.1999 года объекты жилищного фонда, передаваемые ОАО «Волгабурмаш» (АООТ «Волгабурмаш»), в том числе и расположенное по адресу: <адрес>, приняты в муниципальную собственность.
На основании акта приема-передачи от <дата>, объекты жилого фонда с баланса ОАО «Волгабурмаш» были переданы на баланс Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и обслуживанию населения Администрации Куйбышевского района г.Самары.
Согласно выписки из реестра муниципального имущества городского округа Самара, предоставленной Департаментом управления имуществом г.о. Самара, объект недвижимости- общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, является муниципальной собственностью, включено в реестр муниципального имущества <дата> за номером №, на основании Постановления Главы города Самары № 468 от 21.07.1999 года.
Согласно ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма со всеми вытекающими последствиями, в том числе с правом приватизации гражданами занимаемых ими жилых помещений в этих домах.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2011 года № 4-П «По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» статья 7 указанного Федерального закона, в той мере, в какой содержащаяся в ней норма - по смыслу, придаваемому ей сложившейся правоприменительной практикой, - не допускает возможность применения норм Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, если эти жилые помещения были предоставлены гражданам на законных основаниях после 1 марта 2005 года (даты введения в действие Жилищного кодекса РФ) и здания, в которых они находятся, переданы в ведение органов местного самоуправления также после этой даты признана не соответствующей Конституции РФ, ее статьям 19 (части 1 и 2), 40 (часть 1) и 55 (часть 3).
В соответствии со ст. 92 Жилищного кодекса РФ включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (в редакции Федерального закона от 23 июля 2008 года № 160-ФЗ).
Главой 7 Жилищного кодекса РФ предусмотрены основания и порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма, так ст. 49 Жилищного кодекса РФ прямо предусматривает, что малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, из содержания указанных правовых норм в их системной взаимосвязи следует, что жилые помещения в домах имеющих статус общежития, предоставленные гражданам в связи с работой или обучением, а также в нарушение установленного законом порядка постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, приватизации не подлежат.
Вместе с тем, по смыслу закона право на приватизацию жилых помещений, использовавшихся в качестве общежитий государственными или муниципальными организациями или учреждениями, имеют лица вселенные в соответствующие помещения до передачи их в ведение органов местного самоуправления, поскольку именно между указанными гражданами и соответствующим органом местного самоуправления, в силу ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ, возникают правоотношения, основанные на нормах Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма со всеми вытекающими последствиями, в том числе с правом приватизации гражданами занимаемых ими жилых помещений в этих домах. Между тем, граждане, вселенные в названные жилые помещения, после передачи их в ведение органов местного самоуправление не на основании договора социального найма, права на приватизацию таких помещений не приобретают.
Из материалов дела следует, что Васьков О.В. желая приобрети занимаемое жилое помещение в собственность бесплатно (в порядке приватизации), обращался в Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлением об исключении из состава специализированного жилищного фонда и заключении договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> – <адрес>, однако ему в этом было отказано, в связи с тем, что испрашиваемое жилое помещение отнесено к специализированному жилому фонду и в силу действующего законодательства приватизации не подлежит. Кроме того, из сообщения Департамента управления имуществом г.о. Самара, следует, что спорное жилое помещение было предоставлено Васькову О.В. после передачи общежития в муниципальную собственность.
Истец, настаивая на удовлетворении иска, свои требования основывает на
ст.7 Федерального Закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 г. «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
Однако, указанные доводы не могут быть приняты судом во внимание, по следующим основаниям:
При рассмотрении дела судом достоверно установлено, что на момент вселения в <дата> года истца Васькова О.В. в спорное жилое помещение - комнату №, площадью <...> кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, комната №, указанное жилое помещение уже было передано в муниципальную собственность.
В спорное жилое помещение он вселился на основании Договора найма общежития от <дата>, заключенного между наймодателем Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания населения Куйбышевского района г. Самары и нанимателем Васьковым О.В.
Договор истец Васьков О.В. не оспаривал, с условиями договора был согласен.
С учетом установленных по делу обстоятельств, судом достоверно установлено, что истец вселен в спорное жилое помещение после введения в действие Жилищного кодекса РФ (01.03.2005 г.), в связи с чем, суд приходит к выводу, о том, что положения ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» не подлежат применению при рассмотрении настоящего спора.
Не представлено истцом и доказательств наличия оснований, указанных в главе 7 Жилищного кодекса РФ, для предоставления спорного жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
Из материалов дела видно, что истец не признан малоимущим, на учете нуждающихся в получении жилого помещения не состоит, в связи с чем, предоставление ему обозначенной комнаты не может быть расценено в качестве предоставления права пользования и владения жилым помещением на условиях договора социального найма.
При этом, оплата за жилую комнату не может свидетельствовать о приобретении истцом права пользования указанным помещением на условиях социального найма, как и факт регистрации по спорному адресу с 18 октября 2016 года, являющийся административным актом.
Права истца на проживание в спорном жилом помещении ответчиком не оспариваются, вопрос о выселении не ставится. Вместе с тем, это также не означает возникновения у данного лица права на приватизацию спорного жилого помещения.
Кроме того, спорное жилое помещение предоставлено истцу в срочное возмездное пользование на время трудовых отношений с ООО «ПЖРТ Куйбышевский» на основании договора найма в общежитии.
Учитывая изложенные обстоятельства в совокупности, суд считает, что у истца отсутствуют правовые основания для получения в собственность в порядке приватизации занимаемого жилого помещения, поскольку спорное жилое помещение было предоставлено истцу после передачи в муниципальную собственность. Положения ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» не подлежат применению при рассмотрении настоящего спора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш ИЛ :
В удовлетворении исковых требований Васькова О.В. к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации – отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 17.10.2016 года.
Судья Р.Р. Гараева