№ 2-9654/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 декабря 2016 года город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Поляковой В.В., при секретаре Плечкиной К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Петрозаводска в интересах неопределенного круга лиц, а также в интересах <данные изъяты>, к Администрации Петрозаводского городского округа о понуждении к совершению определенных действий,
установил:
Прокурор города Петрозаводска в интересах неопределённого круга лиц, а также в интересах <данные изъяты> обратилась в суд с иском к администрации Петрозаводского городского округа по тем основаниям, что в результате проведённой прокуратурой города проверки установлено, что на Лососинском шоссе на участках от пересечения со Скандинавским проездом до пересечения с ул.Хейкконена (по нечетной стороне) и от дома № по Лососинскому шоссе до пересечения с ул.Попова (по четной стороне), а также на ул.Гвардейской от дома № до № и от дома № до дома № и на протяжении от № до № дома по ул. Гвардейской по четной стороне в нарушение требований пункта 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствуют тротуары и пешеходные дорожки. Кроме этого, в нарушение требований пункта 4.5.2.1 ГОСТ Р 52766-2007 пешеходный переход в г. Петрозаводске на Лососинском шоссе в районе пересечения ул. Хейкконена расположен в 340 метрах до пересечения со Скандинавским проездом, на улице Гвардейской расположено два пешеходных перехода (на пересечении с ул.Ключевая и у дома № по ул.Гвардейской), расстояние между которыми составляет 553 метра. Как следует из представленной статистической информации в период с 2015 по 2016 на улице Гвардейской произошло 5 дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездом на пешеходов, в результате которых 3 пешехода были ранены, два пешехода погибли. <данные изъяты> являются инвалидами 1 группы по зрению с детства и проживают по адресам <адрес> и <адрес>. Указанные нарушения, вызванные бездействием Администрации Петрозаводского городского округа, создают препятствия к реализации инвалидами права на свободу передвижения, гарантированного ст. 27 Конституции Российской Федерации, провоцирует ситуации, при которых подвергаются угрозе гарантированное инвалидам ст. 20 Конституции Российской Федерации право на жизнь, а также ведет к нарушению требований законодательства о социальной защите инвалидов, право на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, а также нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия передвижения по дорогам. Ссылаясь на цели обеспечения соблюдения Администрацией Петрозаводского городского округа законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства, прокурор просит обязать Администрацию Петрозаводского городского округа устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, а именно: 1) в г. Петрозаводске на Лососинском шоссе на участках от
пересечения со Скандинавским проездом до пересечения с ул. Хейкконена
(по нечетной стороне) и от дома № по Лососинскому шоссе до пересечения с
ул.Попова (по четной стороне), а также на ул.Гвардейской от дома № до № и
от дома № до дома №, от дома № до дома № по четной стороне обеспечить
обустройство тротуаров, либо пешеходных дорожек в соответствие с
требованиями пункта 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007; 2) в г.Петрозаводске на ул.Гвардейской обустроить пешеходный переход в соответствии в соответствии с требованиями пункта 4.5.2.1 ГОСТР 52766-2007 на расстоянии 200-300 метров от пешеходного перехода, расположенного в районе пересечения ул.Ключевая - Гвардейская; 3) в г.Петрозаводске на Лососинском шоссе на расстоянии 200-300 метров от пешеходного перехода в сторону Скандинавского проезда, расположенного в районе пересечения ул.Хейкконена обустроить пешеходный переход со световой и звуковой сигнализацией в соответствии с требованиями пунктов 4.5.2.1 ГОСТ Р 52766-2007, п. 7.4.3 ГОСТ Р 52289-2004.
Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям, указала, что договоренность с ООО «Стройинвест КСМ» не может служить основанием для освобождения Администрации от обязанности произвести указанные выше действия, кроме того, бюджетные средства на исполнение решений суда заложены.
Истцы <данные изъяты> в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения извещены, ранее в судебном заседании иск поддерживали, указывая на отсутствие возможности добраться до района в отсутствие пешеходных дорожек, необходимость в связи с эти передвигаться по краю проезжей части, что не соответствует правилам дорожного движения и требованиям безопасности.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал, поддержал письменный отзыв на иск, ссылаясь на отсутствие финансирования реконструкции дорог. Полагал, что Администрация сама должна определять первостепенные задачи по расходованию бюджетных средств, ООО «Стройинвест КСМ» разработало проект обустройства тротуара и пешеходной дорожки.
Третьи лица УМВД России по г. Петрозаводску, ГУ РК «Управление автомобильных дорог РК», Государственный комитет РК по дорожному хозяйству, транспорту и связи своих представителей в судебное заседание не направили, о дне рассмотрении дела извещены. Ранее в судебном заседании представитель УМВД России по г. Петрозаводску полагал требования прокурора законными и обоснованными.
Суд, заслушав явившихся лиц, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в судс заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено, что прокуратурой города Петрозаводска проведена проверка по обращению Карельской Республиканской организации общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена трудового красного знамени общество слепых», а также информации ОГИБДД УМВД России по г.Петрозаводску по вопросу нарушения требований Национальных стандартов РФ ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее ГОСТ Р 52766-2007), «Технические средства организации дорожного движения» «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» ГОСТ Р 52289-2004 (далее ГОСТ 52289-2004).
В результате проведённой проверки установлено, что на Лососинском шоссе на участках от пересечения со Скандинавским проездом до пересечения с ул. Хейкконена (по нечетной стороне) и от дома № по Лососинскому шоссе до пересечения с ул. Попова (по четной стороне), а также на ул. Гвардейской от дома № до № и от дома № до дома № и на протяжении от № до № дома по ул. Гвардейской по четной стороне в нарушение требований пункта 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствуют тротуары и пешеходные дорожки. Кроме этого, в нарушение требований пункта 4.5.2.1 ГОСТ Р 52766-2007 пешеходный переход в г. Петрозаводске на Лососинском шоссе в районе пересечения ул. Хейкконена расположен в 340 метрах до пересечения со Скандинавским проездом, на улице Гвардейской расположено два пешеходных перехода (на пересечении с ул.Ключевая и у дома № по ул.Гвардейской), расстояние между которыми составляет 553 метра.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В силу пункта 6 статьи 3 Закона № 257-ФЗ под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно пункту 12 статьи 3 Закона № 257-ФЗ под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Положениями пункта 2 статьи 12 Закона № 257-ФЗ предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 17 Закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в частности, посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Положениями статьи 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон № 196-ФЗ) предусмотрено, что под безопасностью дорожного движения в названной статье понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, а под обеспечением безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения (статья 3 Закона № 196-ФЗ).
Согласно статье 12 Закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Частью 4 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 г. "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования всеми видами транспорта, связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Раздел 1 ГОСТ Р 52766-2007 «Государственный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст (далее - ГОСТ Р 52766-2007), предусматривает, что указанный стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения. Стандарт устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.
Разделом 4 ГОСТ Р 52766-2007 установлены требования к техническим средствам и устройствам организации и обеспечения безопасности дорожного движения. Согласно пункту 4.5.1.1 ГОСТ Р 527661-2007 тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I - III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов. В соответствии с пунктом 4.5.2.1 ГОСТ Р 52766-2007 пешеходные переходы через автомобильные дороги в населенных пунктах располагают через 200-300 метров.
Согласно п. 7.4.3 ГОСТ Р 52289-2004 "Национальный стандарт РФ. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 года N 120-ст, на пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются слепые и слабовидящие пешеходы, дополнительно к световой сигнализации применяют звуковую сигнализацию, работающую в согласованном режиме с пешеходными светофорами.
<данные изъяты>, являются инвалидами 1 группы по зрению с детства и проживают по адресам: <адрес> и <адрес> - соответственно.
Оценивая вышеуказанные нормы материального права и установленные в судебном заседании обстоятельства, суд приходит к выводу, что обязанность по обеспечению соответствия состояния приведенных в иске автомобильных дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возложена на Администрацию Петрозаводского городского округа. Выявленные Прокуратурой города Петрозаводска нарушения препятствуют обеспечению безопасности дорожного движения, в связи с чем, иск прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.
Довод ответчика об отсутствии финансирования, приведенный в обоснование своих возражений, не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска прокурора, поскольку обязанность по выполнению соответствующих мероприятий на орган местного управления возложена законом. Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют бюджет, устанавливают налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также принимают решения местного значения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию Петрозаводского городского округа обеспечить обустройство тротуаров либо пешеходных дорожек на Лососинском шоссе в г. Петрозаводке на участках от пересечения со Скандинавским проездом до пересечения с ул. Хейкконена (по нечетной стороне) и от дома № № по Лососинскому шоссе до пересечения с ул. Попова (по четной стороне), на ул. Гвардейской от дома №№ до дома №№ и от дома №№ до дома №№, от дома №№ до дома №№ по четной стороне, в соответствие с требованиями пункта 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007.
Обязать администрацию Петрозаводского городского округа обустроить пешеходный переход на ул. Гвардейской в г. Петрозаводске на расстоянии 200-300 метров от пешеходного перехода, расположенного в районе пересечения ул. Ключевая – ул. Гвардейская, в соответствии с требованиями пункта 4.5.2.1 ГОСТР 52766-2007.
Обязать администрацию Петрозаводского городского округа обустроить пешеходный переход со световой и звуковой сигнализацией на Лососинском шоссе в г. Петрозаводске на расстоянии 200-300 метров от пешеходного перехода в сторону Скандинавского проезда, расположенного в районе пересечения с ул. Хейкконена, в соответствии с требованиями пунктов 4.5.2.1 ГОСТ Р 52766-2007, п. 7.4.3 ГОСТ Р 52289-2004.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного решения.
Судья В.В.Полякова
Мотивированное решение изготовлено 19 декабря 2016 года