Дело № 2-1440/15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
« 28 » января 2015 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Воробьевой В.С.,
при секретаре Безруковой И.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Г. к ГКУ Управление социальной защиты населения по городу Благовещенску и Благовещенскому району о возложении обязанности осуществить выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору, взыскании судебных расходов,
установил:
Г. обратилась в суд с настоящим иском в обоснование указав, что ***. ею и ТретьеЛицо1 был заключен договор № *** с ОАО «***» на приобретение объекта недвижимости, находящегося по адресу: ***. На основании долгосрочной целевой программой «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2010-2012 годы», утвержденной Постановлением Правительства Амурской области от 27.01.2010 № 19 она обратилась в Государственное казенное учреждение Амурской области - управление социальной защиты населения по г.Благовещенск и Благовещенскому району с заявлением и необходимым пакетом документов для получения социальной выплаты в виде компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ***. №***. *** г. № *** управлением было принято решение о предоставлении мне социальной выплаты в виде компенсации наста расходов по уплате процентов по кредитному договору от *** г. № ***. Выплаты компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от *** г. № *** с августа *** года по сентябрь *** компенсированы управлением в полном объеме. С октября *** года по август *** года компенсация части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ***. № *** управлением не производились. В связи исполнением полномочий образовалась задолженность по вышеуказанным выплатам, сумма задолженности по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от *** г. № *** составляет ***, *** рублей *** копейки.
На основании изложенного просит суд признать незаконным бездействие ГКУ Управление социальной защиты населения по городу Благовещенску и Благовещенскому району в части несвоевременной выплаты компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору, возложить на государственное казенное учреждение Амурской области - управление социальной защиты населения по городу Благовещенску и Благовещенскому району обязанность осуществить выплату.
В судебном заседании истец Г. настаивала на требованиях, поддержала доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика ГКУ Управление социальной защиты населения по городу Благовещенску и Благовещенскому району в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, предоставил письменное возражение в котором указал, что Г. является получателем социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, полученному гражданами на строительство или приобретение жилья. Впервые с заявлением она обратилась ***. Социальная выплата Г. была предоставлена управлением за период с сентября *** г. по сентябрь *** г. на общую сумму ***. Предоставление социальной выплаты осуществлялось до *** в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23.11.2011 № 617. Начиная с 01.01.2014, социальная выплата предоставляется в соответствии с подпрограммой «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» государственной программы Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23.09.2013 №446. Участником государственной программы является министерство социальной защиты населения Амурской области. Источником финансирования данного мероприятия является областной бюджет. В указанных программах предусмотрен объем средств областного бюджета, выделенных на программные мероприятия. Предоставление мер социальной поддержки в рамках государственной программы Амурской области регулирует вопросы дополнительной социальной поддержки отдельных категорий граждан и осуществляется в пределах выделенных объемов средств областного бюджета, предусмотренных на действующее мероприятие. Условия и порядок предоставления социальных выплат регламентируются Положением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 г. № 26. В 2013 году министерство довело до ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» средства на предоставление социальной выплаты в размере ***, которые были выплачены в полном объеме. Вместе с тем, в управление в 2013 г. обратились граждане с заявлениями о предоставлении социальных выплат на сумму ***. Таким образом, долг перед гражданами на *** г. составил ***. В *** году доведено средств на сумму ***, выплачено ***. В соответствии с отчетом за декабрь 2014 года задолженность перед получателями социальных выплат, предусмотренных Положением № 26, в том числе перед Г., составила ***. Причина задолженности не в бездействии сотрудников управления, а в отсутствии необходимого финансирования. Начисления социальных выплат по заявлениям, поданным гражданами, делались своевременно. Заявки на финансирование по начисленным выплатам предоставлялись в министерство своевременно. Однако финансирование на социальные выплаты, предусмотренные Положением № 26, в необходимом объеме не осуществлялось. В связи с чем, граждане социальных выплат не получают. Считают, что управление приняло все необходимые меры в соответствии с действующим Положением № 26: документы от заявителей приняло, расчет суммы выплаты осуществило, заявку на финансирование сформировало и в министерство направило. Управление является казенным учреждением, доходов, помимо бюджетных средств не имеет, поэтому компенсировать гражданам, понесенные ими расходы в связи с уплатой процентов по ипотечным кредитам, без предоставления финансирования, управлению не представляется возможным. В связи с вышеизложенным, управление не усматривает нарушений действующего законодательства, так как непредставление социальных выплат из-за недостаточности средств областного бюджета, выделенных на данное мероприятие Подпрограммы, не зависит от работников управления. На основании изложенного просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
В судебное заседание не явились представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора министерства социальной защиты населения Амурской области, министерства финансов Амурской области, правительства Амурской области, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие, предоставили письменные возражения, в которых указали, что предоставление социальной выплаты в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков осуществлялось в рамках реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», и с 01.01.2014 года в целях реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» государственной программы Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы». В соответствии с Порядком принятия решений о разработке государственных программ Амурской области, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности», утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 29.06.2013 № 329, подпрограмма государственной программы - это основная часть государственной программы, представляющая собой комплекс мероприятий, направленных на решение отдельных задач государственной программы, взаимоувязанных по целям, срокам и ресурсам. Финансовое обеспечение реализации государственных программ в части расходных обязательств Амурской области осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета. В силу части 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных программ утверждается законом о бюджете по соответствующей каждой целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Расходные обязательства Амурской области в части компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданам на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков» исполнены за счет средств областного бюджета (с учетом поступления доходов в областной бюджет) возникли на основании постановлений Правительства Амурской области от 23.09.2011 № 617 и от 25.01.2013 № 446, утвердившие указанные выше долгосрочную целевую программу и государственную программу, и которыми установлены объемы денежных средств на реализацию указанного программного мероприятия. В 2013 году долгосрочной целевой программой на реализацию указанного программного мероприятия предусмотрено - ***. руб., что соответствует предельному объему денежных средств, предусмотренных в областном бюджете на 2013 год для исполнения бюджетного обязательства. В 2014 году государственной программой на реализацию указанного программного мероприятия предусмотрено - ***. руб., что соответствует предельному объему денежных средств, предусмотренных в областном бюджете на 2014 год для исполнения бюджетного обязательства. В рамках бюджетных правоотношений любая выплата гражданам может быть осуществлена только в виде бюджетных ассигнований на социальное обеспечение населения. Согласно Законам Амурской области от 17.12.2012 № 123-ОЗ «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» и от 16.12.2013 № 298-ОЗ «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» расходы областного бюджета на компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданам на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков не отнесены к подгруппе «Публичные нормативные социальные выплаты гражданам». Утвержденные постановлениями Правительства Амурской области указанные выше долгосрочная целевая программа и государственная программа не содержат размер публичного обязательства (и порядок его индексации) перед физическим лицом, подлежащий исполнению в денежной форме. Соответственно, указанные выше расходные обязательства областного бюджета на социальное обеспечение населения возникли не в результате принятия публичных нормативных обязательств. Данные расходные обязательства не относятся к публичным обязательствам и подлежат исполнению только в пределах объема денежных средств, предусмотренных в областном бюджете на 2013, 2014 годы для исполнения бюджетного обязательства на компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков». В соответствии с ведомственной структурой расходов областного бюджета на 2013 год, согласно приложения № 6 к закону Амурской области от 17.12.2012 № 123-ОЗ «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» компенсация части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков» составила - *** руб. В соответствии с распределением бюджетных ассигнований по целевым статьям (государственным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов областного бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, согласно приложению № 8 к закону Амурской области от 16.12.2013 № 298-ОЗ «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» государственная поддержка путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков составила - ***. руб. Пунктом 10 Положения о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 25.01.2012 № 26, установлено, что выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год. Бюджетные обязательства области по реализации программных мероприятий «Компенсация части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданам на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков» исполнены за счет средств областного бюджета (с учетом поступления доходов в областной бюджет) в размере - *** (*** г.) и *** (по состоянию на *** г.). Денежные средства, предусмотренные законами Амурской области об областном бюджете на 2013-2014 гг. на исполнение указанного выше расходного обязательства в полном объеме поступили через министерство социальной защиты населения в ГКУ УСЗН и в последующем были перечислены на счета получателей. Считают, что в связи с тем, что запланированные бюджетные ассигнования на реализацию программных мероприятий, связанных с компенсацией расходов граждан на уплату процентов по ипотечным кредитам, были исполнены уполномоченными органами в полном объеме, заявленные истцом требования удовлетворению не подлежат. На основании изложенного в удовлетворении заявленных требований просили отказать в полном объеме.
Суд, руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав истца, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Как следует из материалов дела, *** года между ОАО «***», Г. и ТретьеЛицо1 был заключен кредитный договор № ***, по условиям которого заемщику был предоставлен ипотечный кредит в размере *** на приобретение квартиры, общей площадью *** кв.м., расположенной по адресу: ***.
*** года ГБУ – управление социальной защиты населения по г. Благовещенску и Благовещенскому району по результатам рассмотрения представленных Г. заявления и приложенных к нему документов решило предоставить компенсацию расходов по уплате процентов по кредитному договору от *** года №***.
Из искового заявления следует, что выплаты по компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору произведены ГКУ Управление социальной защиты населения по г. Благовещенску и Благовещенскому району по сентябрь *** года включительно.
*** года в адрес Г. поступило сообщение ГКУ Управление социальной защиты населения по г. Благовещенску и Благовещенскому району о том, что сумма задолженности по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору №*** от *** года за период с октября *** года по август *** года составляет ***, согласно поданным заявлениям:
*** – *** (за период с октября *** по март ***);
*** – *** (за период за апрель ***);
*** – *** (за период с мая *** по июнь ***);
*** – *** (за период с июля *** по август ***).
Также указано, что в настоящее время средства по данному виду расходов на счете управления отсутствуют. Оплата задолженности будет произведена после поступления денежных средств от министерства социальной защиты населения Амурской области.
В рамках настоящего дела истец просит суд признать незаконным бездействие ГКУ Управление социальной защиты населения по г. Благовещенску и Благовещенскому району в части несвоевременной выплаты компенсации расходов по оплате процентов по кредитному договору, возложить обязанность по перечислению суммы задолженности, полагая, что управление уклоняется от выполнения принятых социальных обязательств.
Разрешая заявленные требования по существу, суд исходит из следующего.
Как следует из представленных материалов, отношения сторон по оказанию государственной поддержки путем компенсации расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту возникли в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2010 - 2012 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675.
С принятием постановления Правительства Амурской области от 28.11.2011 года N 819 постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675 утратило силу.
Постановлением Правительства от 23 ноября 2013 года № 617 утверждена долгосрочная целевая программу «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012 - 2015 годы», в рамках которой предусмотрена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 – 2013 года».
Постановлением Правительства Амурской области от 24 октября 2013 года № 519 постановление Правительства области от 23 ноября 2011 года № 617 утратило силу с 1 января 2014 года.
Постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года № 446 утверждена государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 – 2020 годы», в рамках которой предусмотрена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области». Государственная программа введена в действие с 1 января 2014 года.
В число программных мероприятий также включено оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области.
В ходе судебного разбирательства установлено, что истец Г. соответствует условиям действия государственной программы, введенной с 1 января 2014 года, и вправе рассчитывать на получение социальных выплат, предусмотренных программными мероприятиями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 – 2020 годы».
Как следует из материалов дела, в период с октября *** года по август *** года выплата, предусмотренная в качестве программных мероприятий указанных подпрограмм, истцу не осуществлялась.
Отсутствие выплаты денежных средств за указанный период обусловлено недостаточным финансированием программных мероприятий из бюджета Амурской области. В соответствии с приложением № 8 Закона Амурской области от 16 декабря 2013 года №298-ОЗ «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» финансовое обеспечение государственной поддержке путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков составило ***. рублей.
По информации, представленной министерством социальной защиты населения Амурской области, данные финансовые средства освоены в полном объеме, выделение дополнительных финансовых средств в ближайшее время не ожидается.
Постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года № 26 (с последующими изменениями) утверждено Положения о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.
В соответствии с пунктом 1 Положения данный нормативный документ устанавливает условия и порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.
Согласно пункту 4 Положения компенсации подлежат фактические расходы граждан, понесенные за первые 36 (тридцать шесть) месяцев пользования ипотечным кредитом. Размер компенсации рассчитывается за каждый месяц по приведенной в данной норме формуле.
Исходя из пунктов 6 и 7 Положения, гражданин, претендующий на получение компенсации, обращается в государственное казенное учреждение - управление социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области по месту регистрации с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору по форме согласно приложению № 1 к настоящему Положению.
ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и принимает при первом обращении гражданина решение о принятии (отказе в принятии) расходов к компенсации по форме согласно приложениям № 3, № 4 к настоящему Положению.
Согласно пунктам 8.1, 9 и 10 Положения предоставление компенсации гражданам и гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований настоящего Положения.
Выплаты компенсации производятся ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от министерства социальной защиты населения Амурской области путем перечисления денежных средств на банковский счет гражданина (гражданина, пострадавшего от действий (бездействия) застройщика), открытый в банке или иной кредитной организации. Реквизиты банковского счета для перечисления средств указываются гражданином (гражданином, пострадавшим от действий (бездействия) застройщика) в заявлении.
Выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год.
Принимая во внимание механизм реализации государственной поддержки в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, а также функции государственного казенного учреждения Амурской области – управление социальной защиты населения по городу Благовещенску и Благовещенскому району, которые ограничены приемом заявления для участия в подпрограмме и перечислением денежных средств, поступивших в рамках доведенных лимитов бюджетного финансирования, суд не может признать, что нарушение прав истца допущено именно действиями (бездействием) управления социальной защиты. Управление не участвует в процессе формирования объема финансирования, распределяет полученные средства в пределах доведенного лимита.
В этой связи суд не усматривает достаточных правовых и фактических оснований для вынесения решения о признании незаконным бездействия именно управления.
Между тем, несмотря на указанное обстоятельство, суд полагает, что требование о возложении на управление (как уполномоченный орган) обязанности по выплате суммы задолженности в рамках оказания мер государственной поддержки подлежит удовлетворению.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, устанавливает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом (статья 1, часть 1; статья 7; статья 17, часть 1; статья 39, часть 1).
В силу приведенных конституционных положений и исходя из гуманистических начал социального государства, призванного, прежде всего, защищать права и свободы человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), законодатель обязан создать такую систему социальной защиты, которая позволяла бы наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивала бы благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности (статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) условия для реализации своих прав теми, кто в силу возраста, состояния здоровья или по другим не зависящим от них причинам не может надлежащий уровень материального благосостояния.
Исходя из описания подпрограмм «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 – 2013 года» и «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», запланированные ими программные мероприятия направлены на поддержку и стимулирование граждан со средними и невысокими доходами.
Как отмечено в подпрограмме «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 – 2013 года», высокая по сравнению с доходами граждан стоимость жилья и постоянный пост цен на него делают для многих жителей области неразрешимой задачу приобретения и строительства нового жилья. Проблемы жилищной политики имеют не только экономический, но и социальный характер, непосредственно затрагивают жизненные интересы всего населения и каждой семьи в отдельности. Существующие сегодня предложение жилья и предложение ипотечных кредитов не соответствуют спросу населения.
Таким образом, по своей правовой природе предусмотренная подпрограммами государственная поддержка в виде компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам) представляет собой меру социальной защиты, право на введение которой, определение круга субъектов, на которые она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также ее изменения является дискрецией органов государственной власти Амурской области.
Однако, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в сфере социального регулирования должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной и правоприменительной политики, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановления от 16 декабря 1997 года № 20-П, от 24 мая 2001 года № 8-П, от 19 июня 2002 года № 11-П, от 23 апреля 2004 года № 9-П, Определение от 4 декабря 2003 года № 415-О и др.).
Применения данного принципа к официально установленным между гражданином и государством (и не подвергшимся к этому моменту каким – либо изменениям) отношениям по поводу оказания социальной поддержки означает недопустимость произвольного отказа государства от ранее принятых на себя социальных обязательств, в том числе по мотиву недостаточности финансовых средств.
Указанная позиция согласуется и с прецедентной практикой Европейского Суда по правам человека, чье толкование понятия «имущество» (содержащегося в статьей 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод) предполагает распространение этого термина на обещанные гражданину со стороны государства меры социальной поддержки и социальные льготы, в том числе право на пенсию, выплаты и помощь в рамках системы социального обеспечения.
Как указал Европейский Суд по правам человека, национальные органы не могут отказать в социальной помощи, пока она предусмотрена законодательством (решения по делу «Миллер против Австрии» (1974 год), по делу «Гайгузус против Австрии» (1996 год), по делу «Стек и другие против Великобритании» (2006 год).
При толковании указанного принципа в решении по делу «Сук против Украины» (2011 год) Европейский Суд по правам человека подчеркнул, что отсутствие средств у государства не может быть основанием для несоблюдения своих социальных обязательств.
Позицию недопустимости для власти какого-либо государства ссылаться на недостаток денежных средств как причину невыплаты признанного этой властью долга занял Европейский Суд по правам человека и в решении по делу «Бурдов против Российской Федерации» (2002 год).
Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации.
Как разъяснено в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», применение судами Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции.
Из положений статьи 46 Конвенции, статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» следует, что правовые позиции Европейского Суда по правам человека, которые содержатся в его окончательных постановлениях, являются обязательными для судов.
Принимая во внимание приведенные принципы и прецедентную практику Европейского Суда по правам человека, учитывая при этом, что истец Г. в установленном порядке приобрела статус участника подпрограммы, предполагающей оказание мер социальной поддержки, сохраняла указанный статус весь спорный период и была вправе рассчитывать на получение социальной выплаты (что в ходе судебного разбирательства не оспаривалось), суд находит, что отсутствие достаточного финансирования не может стать препятствием к реализации предоставленного заявителю права.
Иное означало бы произвольный отказ государства от принятых социальных обязательств в условиях, когда признанное право и связанные с этим ожидания гражданина должны уважаться.
Учитывая указанные обстоятельства и признавая право гражданина нарушенным суд считает необходимым возложить на государственное казенное учреждение Амурской области – управление социальной защиты населения по городу Благовещенску и Благовещенскому району обязанность осуществить Г. компенсацию части расходов по уплате процентов по кредитному договору № *** от *** года за период с октября *** года по август *** года в сумме *** *** копейки.
Принимая во внимание часть 1 статьи 98 ГПК РФ суд также считает необходимым взыскать с управления в пользу истца расходы, понесенные на уплату государственной пошлины, в размере ***.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК Российской Федерации, суд,
решил:
Исковые требования Г. удовлетворить частично.
Возложить на государственное казенное учреждение Амурской области - управление социальной защиты населения по городу Благовещенску и Благовещенскому району обязанность осуществить выплату Г. компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № *** от *** года за период с октября *** года по август *** года в сумме *** *** копейки.
Взыскать с государственного казенного учреждения Амурской области - управление социальной защиты населения по городу Благовещенску и Благовещенскому району в пользу Г. расходы, понесенные на уплату государственной пошлины, в размере ***.
В остальной части иска отказать.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Решение в окончательной форме принято *** года.