Решение по делу № 2-261/2013 от 24.06.2013

Гражданское дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ 2013 года Абанский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Сумачевой Н.В.,

с участием помощника прокурора Абанского района Е,

при секретаре А,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Абан Красноярского края гражданское дело по иску прокурора Абанского района в интересах Т к УСЗН <данные изъяты> об обязании произвести перерасчет размера мер социальной поддержки из расчета 100 % оплаты отопления за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Абанского района в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в судебный участок в <данные изъяты> в интересах Т к ООО «Водоканал <данные изъяты>» о взыскании расходов на оплату отопления жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей, и УСЗН <данные изъяты> о взыскании расходов на оплату отопления жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей.

Исковые требования мотивированы тем, что Т является педагогическим работником, проработавшим в сельской местности более 10 лет, вышедшими на пенсию и проживающим в сельской местности, имеет право на меры социальной поддержки по оплате отопления жилого помещения как педагог-пенсионер, однако меры социальной поддержки Т в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ предоставлялись как ветерану труда в размере 50 % оплаты отопления, исходя из социальной нормы.

ДД.ММ.ГГГГ истица Т обратилась с заявлением об изменении исковых требований, просила взыскать с ООО «Водоканал <данные изъяты>» понесенные расходы на оплату отопления жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обязать УСЗН <данные изъяты> произвести перерасчет размера мер социальной поддержки из расчета 100 % оплаты отопления за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело поступило в Абанский районный суд.

ДД.ММ.ГГГГ в Абанский районный суд поступило письменное заявление от истицы Т об отказе от заявленных в ее интересах прокурором Абанского района к ООО «Водоканал <данные изъяты>» исковых требований, адресованное суду. В судебное заседание истица Т, извещенная судебной повесткой ДД.ММ.ГГГГ, не явилась.

Определением Абанского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части заявленных требований к ООО «Водоканал <данные изъяты>» прекращено.

В судебном заседании помощник прокурора Абанского района Е настаивал на удовлетворении исковых требований, заявленных Т к УСЗН <данные изъяты>, по вышеизложенным основаниям, пояснив, что поскольку Т уволена в связи с уходом на пенсию по выслуге лет, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ей предоставлялись льготы как ветерану труда, она имеет право на компенсацию затрат на отопление жилого помещения за этот период времени. Считает, что необходимо обязать УСЗН <данные изъяты> произвести перерасчет размера мер социальной поддержки из расчета 100 % оплаты отопления за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Представитель Т - по доверенности Л в судебном заседании исковые требования прокурора в интересах Т к УСЗН <данные изъяты> также поддержала и пояснила, что Т работала педагогом в сельских общеобразовательных школах <данные изъяты>, имеет педагогический стаж более 10 лет, проживает в сельской местности в <адрес>, находится на пенсии по выслуге лет. Ранее она получала льготу по оплате отопления и освещения как педагог, затем в получении льгот как педагогу ей было отказано на том основании, что она является неработающим педагогом и находится на пенсии. Считает, что поскольку она пользовалась льготами, предоставленными ей как педагогу на бесплатное отопление и освещение жилого помещения, во время работы педагогом, то и в испрашиваемый ими период такая льгота ей также положена. Она (Л), как представитель профсоюза, неоднократно обращалась с данными требованиями о предоставлении льгот педагогам-пенсионерам в отдел соц. защиты, но специалисты ОСЗН отказывались оформлять им документы на меры социальной поддержки как педагогам-пенсионерам, разъясняя, что право на данную льготу законодательно не закреплено.

Представитель ответчика - УСЗН <данные изъяты> – руководитель УСЗН Л ДД.ММ.ГГГГ представила в суд возражения по существу искового заявления, указав, что предоставление денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением, предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан и субсидий с учетом доходов граждан носит заявительный характер. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Т в УСЗН <данные изъяты> с заявлением о предоставлении денежных выплат как педагогу-пенсионеру не обращалась, следовательно, оснований для перерасчета размера мер социальной поддержки не имеется. За указанный период согласно поданному заявлению ей были выплачены меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальным услугам в размере 50% как ветерану труда.

Считает, что абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» предусмотрены льготы исключительно педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности. Следовательно, на педагогов-пенсионеров порядок предоставления мер социальной поддержки, установленный ст. 55 Закона РФ «Об образовании» и Законом края, не распространяется. Действовавшие с 1 января 2005 года по июль 2010 года нормы Законов края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», от 07.02.2008 № 4-1256 «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», предусматривающие меры социальной поддержки педагогическим работникам в сельской местности, на пенсионеров из числа бывших педагогических работников не распространялись. В соответствии с положениями ст. 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Поскольку предоставление льгот педагогическим работникам, работавшим и проживающим на селе, вышедшим на пенсию, предусмотрено федеральными нормативными актами, то обязанность по их предоставлению является федеральным расходным обязательством и не относятся к полномочиям субъектов РФ. В соответствии с Законом края от 09.12.2010 № 11-5397 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения» исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделены отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения, в том числе и по предоставлению денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Красноярского края» в соответствии с Законом края (п. 13 ст. 1). Главным распорядителем краевых бюджетных средств (субвенций) на данные цели выступает министерство социальной политики края. Финансирование государственных полномочий осуществляется только в пределах бюджетных ассигнований и на категорию педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности. Данные расходные обязательства муниципального образования устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъекта РФ, исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта РФ, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 БК РФ. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов РФ. Такого случая Законом РФ «Об образовании» и Законом края не установлено.

В судебном заседании представитель ответчика – УСЗН <данные изъяты> - по доверенности Л исковые требования не признала по доводам, изложенным в возражениях, указав, что с заявлением Т о предоставлении льгот как педагогу-пенсионеру не обращалась, а воспользовалась льготами как ветеран труда, поэтому она не имеет права на получение льгот по другому основанию.

Представитель ответчика - ООО «Водоканал <данные изъяты>» - по доверенности М в судебное заседание не явилась, уведомлена судебной повесткой ДД.ММ.ГГГГ, против прекращения производства по делу в части заявленных требований к ООО «Водоканал» не возражала, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, о чем представила письменное заявление, адресованное суду.

Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерства социальной политики Красноярского края в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом судебной повесткой ДД.ММ.ГГГГ, о причинах неявки не сообщил.

Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства финансов Российской Федерации, надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела судебной повесткой ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства финансов.

Выслушав помощника прокурора Абанского района Е, представителя Т - по доверенности Л, представителя ответчика – УСЗН <данные изъяты> Л, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с действующими до настоящего времени Постановлениями Совета Министров СССР от 10.02.1948 г. № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» и от 04.05.1971 г. №255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности», за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов, имеющими общий стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением.

Согласно абз.3 п.5 ст.55 (в редакции ФЗ от 22.08.2004 г. №122-ФЗ, (действующей до 11.01.2011г.) Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 «Об образовании», педагогические работники общеобразовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Пункт 5 ст.6 Закона Красноярского края от 17.12.2004 г. N 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», действовавшим до 01 июля 2010 года, было предусмотрено предоставление педагогическим работникам субсидий в размере 100 % стоимости освещения и теплоснабжения (отопления), в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления, в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления.

Законом Красноярского края от 07.02.2008 г. № 4-1256, вступившим в законную силу 09.03.2008 г., а также Постановлением Правительства Красноярского края от 19.06.2009 г. №318-П установлен Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, согласно которому возмещение расходов, связанных с предоставлением меры социальной поддержки по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, производится министерством жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края наймодателям жилых помещений, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, указанным в п.1 ст.1 Закона Красноярского края от 07.02.2008 г. N 4-1256 «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», в безналичной форме путем ежеквартального перечисления денежных средств на расчетный счет получателя средств, открытый в кредитном учреждении.

Таким образом, из данного нормативного регулирования следовало предоставление с 09.03.2008г. педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, в том числе и пенсионерам-педагогам, льготы по отоплению (теплоснабжению) и освещению в натуральной форме, в виде бесплатной услуги.

Законом Красноярского края от 10.06.2010 г. №10-4691, вступившим в законную силу 01.07.2010 г., отменен закон Красноярского края от 07.02.2008 г. №4-1256 и установлен новый порядок реализации права педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), путем предоставления денежных выплат органом местного самоуправления ежемесячно с перечислением на счет педагогических работников в российских кредитных организациях или через отделения федеральной почтовой связи.

В силу ст.7 указанного Закона представление указанных денежных выплат является расходным обязательством Красноярского края и финансируется за счет средств краевого бюджета.

Федеральным законом от 29.12.2010 г. № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2. и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», абзац 3 п.5 ст.55 Закона РФ «Об образовании» изложен в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Статьей 3 указанного Федерального закона предусмотрено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 п.5 ст.55 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-I «Об образовании» (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

Таким образом, федеральным и региональным законодательством был изменен порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности.

Вместе с тем, в силу ст.3 Федерального закона от 29.12.2010 г. №439-ФЗ, имеющееся у педагогов сельских школ, проработавших более 10 лет, и вышедших на пенсию, право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением не отменено, в связи с чем на педагогов – пенсионеров указанной категории распространяется такой же порядок предоставления мер социальной поддержки, что установлен для работающих педагогов.

Таким образом, за педагогами, вышедшими на пенсию, сохраняется право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением.

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2008 г. N 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования», должности воспитателя, преподавателя и учителя отнесены к группе должностей педагогических работников.

Как установлено в судебном заседании, Т с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в муниципальных образовательных учреждениях <данные изъяты>, имеет педагогический стаж работы в сельской местности более 10 лет, уволена в связи с уходом на пенсию по выслуге лет, проживает в сельской местности по адресу: <адрес>. В <данные изъяты>. Т была предоставлена компенсация в размере 50% как ветерану труда.

Таким образом, указанное лицо является педагогическим работником, вышедшим на пенсию, имеющим право на предоставление бесплатной жилой площади с отоплением и освещением.

Меры социальной поддержки ветеранам труда регулируются ФЗ от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах», на региональном уровне - положениями закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».

Меры социальной поддержки педагогическим работникам регулируются Федеральным законом № 3266-1 от 10.07.1992 «Об образовании» (ст.55).

Перечисленными законами предусмотрено право ветерана труда на получение меры социальной поддержки в виде: 50 % оплаты жилья в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края; 50 % оплаты коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, и (или) нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации; право педагогических работников на денежные выплаты в следующих размерах: 100 процентов оплаты жилой площади, отопления, в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления и освещения исходя из объема электрической энергии, потребленной на освещение жилого помещения, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждаемой Правительством края.

Из данного нормативного регулирования следует, что наиболее выгодные основания получения компенсации предоставляются педагогическим работникам.

В судебном заседании установлено, что Т ранее пользовалась льготами как педагог, в <данные изъяты>. неоднократно обращалась в УСЗН с требованиями предоставить ей льготу как педагогическому работнику, однако в предоставлении данных мер социальной поддержки ей было отказано со ссылкой на отсутствие механизма правового регулирования предоставления льгот и права на данные льготы у педагогов-пенсионеров.

Учитывая, что меры социальной поддержки для педагогов предусматривают 100% оплаты отопления, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора.

При этом реализация Т права на получение мер социальной поддержки по другим основаниям не может быть признана добровольным выбором истицы между двумя основаниями получения льгот, поскольку о предоставлении других льгот педагогом-пенсионером было заявлено только после прекращения возмещения расходов на оплату жилья как педагогу и такового выбора ответчиком ей представлено не было.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Абанского района в интересах Туровой В.П. к УСЗН <данные изъяты> об обязании произвести перерасчет размера мер социальной поддержки из расчета 100 % оплаты отопления за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст., ст. 194 –198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Абанского района в интересах Т к УСЗН <данные изъяты> об обязании произвести перерасчет размера мер социальной поддержки из расчета 100 % оплаты отопления за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить.

Обязать УСЗН <данные изъяты> произвести Т перерасчет размера мер социальной поддержки из расчета 100% оплаты отопления за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Абанский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Судья

2-261/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Турова Валентина Ивановна
прокурор Абанского района
Ответчики
ООО " Водоканал" Абанского района
УСЗН Администрации Абанского района
Другие
Министерство Финансов РФ
Министерство социальной политикии КК
Суд
Абанский районный суд Красноярского края
Судья
Сумачева Наталья Владимировна
Дело на странице суда
aban--krk.sudrf.ru
24.06.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
25.06.2013Передача материалов судье
25.06.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.07.2013Подготовка дела (собеседование)
11.07.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.08.2013Судебное заседание
02.08.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.08.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.09.2013Дело оформлено
15.01.2014Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее