РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 декабря 2021 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Осьмининой Ю.С.,
при секретаре Гостяеве А.Д.,
в отсутствие сторон по делу,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-5223/2021 по административному иску Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области к Татарникову Н.Г. о взыскании задолженности по налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 15 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к Татарникову Н.Г. о взыскании задолженности в сумме 23 381,55 рублей, из которых транспортный налог за 2019 г. в размере 7 538 рублей, пени по транспортному налогу за период с 02.12.2020 г. по 15.12.2020 г. в размере 16,02 рублей, пени по транспортному налогу за период 2014 год в размере 19,54 рублей; налог на имущество физических лиц за 2019 г. в размере 11 205 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за период с 04.12.2018 г. по 30.01.2019 г. в размере 23,68 рублей, за 2018 год в размере 808 рублей, пени за период с 03.12.2019 г. по 14.01.2020 г. в размере 7,33 рублей; земельный налог за 2019 г. в размере 3 756 рублей, пени по земельному налогу за период с 02.12.2020 г. по 16.12.2020 г. в размере 7,98 рублей, сославшись на то, что административный ответчик, как лицо, состоящее на учете в качестве налогоплательщика, обязанное уплачивать законно установленные налоги в отношении принадлежащего ему недвижимого имущества, транспортных средств, не своевременно исполнил установленную законом обязанность по уплате налога, в связи с чем в его адрес было направлено требование об уплате налога с предложением добровольно погасить задолженность по налогам, которое было оставлено без исполнения.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области в судебное заседание не явился, представил суду ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Татарников Н.Г. в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания был извещен своевременно и надлежащим образом, причины своей неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении разбирательства по делу, о рассмотрении дела в его отсутствие не представил.
В силу п. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, административного ответчика, извещенных о месте и времени рассмотрения дела.
Суд, ознакомившись с административным иском, исследовав материалы дела, считает административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Самарской области обоснованными, подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
Согласно ч. 1 ст. 23 НК РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика.
Главой 28 НК РФ закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам.
В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 359 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В пункте 1 статьи 361 НК РФ определены налоговые ставки, которые устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 362, пунктами 1, 3 статьи 363 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Главой 31 НК РФ закреплено взыскание земельного налога, отнесенного к местным налогам и сборам.
В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Из ст. 390 НК РФ следует, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ст. 391 НК РФ).
Главой 32 НК РФ закреплено взыскание налога на имущество физических лиц, отнесенного к местным налогам и сборам.
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машиноместо; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно п. 1 ст. 402 НК РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, или исходя из инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято иное решение 1 п.2)
В соответствии с п. 1 ст. 403 НК РФ, налоговая база определяется в ношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Статьей 409 НК РФ предусмотрено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Судом установлено и следует из материалов дела, в 2018-2019 г. Татарников Н.Г. являлся собственником автомобиля <данные изъяты>
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 НК РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 НК РФ); налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом; направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (статья 363 НК РФ).
16.08.2019 г. налоговым органом в адрес Татарникова Н.Г. в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика было направлено налоговое уведомление № от 25.07.2019 г., в котором предлагалось уплатить в срок до 02.12.2019 г. <данные изъяты>.
25.09.2020 г. налоговым органом в адрес Татарникова Н.Г. в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика было направлено налоговое уведомление № от 01.09.2020 г., в котором предлагалось уплатить в срок установленный законодательством о налогах и сборах транспортный налог за 2019 г. за автомобиль <данные изъяты>.
Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Согласно ст. 75 НК РФ в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежат начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщики, плательщики сборов должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Поскольку принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (п. 2 ст. 48), как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 17.02.2015 года № 422-О оспариваемые законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом не утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
В силу пп. 2 и 5 ч. 1, ч. 2 ст. 287 КАС Российской Федерации по административному делу о взыскании обязательных платежей и санкций на административного истца возлагается обязанность представить доказательства, подтверждающие размер денежной суммы, составляющей платеж либо санкцию, и ее расчет.
Поскольку в материалы дела административным истцом не представлен расчет пени по транспортному налогу за период 2014 год, доказательства принудительного взыскания недоимки по транспортному налогу за 2014 год, либо их добровольной оплаты с нарушением установленного законом срока, что исключает возможность взыскания с административного ответчика пени по транспортному налогу в размере 19,54 рублей.
Ввиду невнесения Татарниковым Н.Г. оплаты транспортного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога за 2018-2019 налоговый период, были начислены пени по налогу на имущество физических лиц за период с 03.12.2019 г. по 14.01.2020 г. в размере 7,33 рублей, за период с 02.12.2020 г. по 15.12.2020 г. в размере 1,76 рублей, за период с 02.12.2020 г. по 16.12.2020 г. в размере 21,92 рублей; пени по транспортному налогу за период с 02.12.2020 г. по 16.12.2020 г. в размере 16,02 рублей; пени по земельному налогу за аналогичный период в размере 7,98 рублей.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 НК РФ).
22.01.2020 г. Межрайонной ИФНС России № 2 по Самарской области в адрес налогоплательщика Татарникова Н.Г. было направлено требование № по состоянию на 15.01.2020 г. об уплате за 2018 налоговый период налога на имущество физических лиц в размере 808 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за период с 03.12.2019 г. по 14.01.2020 г. в размере 7,33 рублей.
Налоговым органом был предоставлен срок исполнения требования № до 03.03.2020 г.
03.01.2021 г. Межрайонной ИФНС России № 2 по Самарской области в адрес налогоплательщика Татарникова Н.Г. было направлено требование № по состоянию на 16.12.2020 г. об уплате за 2019 налоговый период налога на имущество физических лиц в размере 889 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за период с 02.12.2020 г. по 15.12.2020 г. в размере 1,76 рублей.
Налоговым органом был предоставлен срок исполнения требования № до 12.01.2021 г.
03.01.2021 г. Межрайонной ИФНС России № 2 по Самарской области в адрес налогоплательщика Татарникова Н.Г. было направлено требование № по состоянию на 17.17.2020 г. об уплате транспортного за 2019 налоговый период транспортного налога в размере 7 538 рублей, пени по транспортному налогу за период с 02.12.2020 г. по 16.12.2020 г. в размере 16,02 рублей, налога на имущество физических лиц за 2019 год в размере 10 316 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за аналогичный период в размере 21,92 рубля, земельного налога в размере 3 756 рублей, пени по земельному налогу за аналогичный период в размере 7,98 рублей.
Налоговым органом был предоставлен срок исполнения требования № до 19.01.2021 г.
Направление требований №, №, № подтверждается скриншотом из личного кабинета налогоплательщика.
В установленный срок обязанность по уплате недоимки по налогу и пени исполнена не была.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статьей 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьи пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, статья 48 НК РФ предусматривает два специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как указано выше, срок исполнения самого раннего требования № по состоянию на 15 января 2020 г. на сумму 808 рублей + 7,33 рубля по налогу на имущество физических лиц за 2018 г. направленного в адрес налогоплательщика, установлен до 03 марта 2020 года.
Поскольку сумма по данному требованию не превысила 3 000 рублей, налоговый орган вправе был обратиться в суд срок до 03 сентября 2023 г. (03.03.2020 г. + 3 года + 6 месяцев).
Из материалов дела следует, что сумма задолженности Татарникова Н.Г. по налогу на имущество физических лиц превысила 3 000 рублей после выставления ему требования № по состоянию на 17 декабря 2020 г. по уплате налога в размере 21 610 рублей + пени 45,92 рублей. Срок исполнения данного требования истек 19 января 2021 года. Следовательно, предельным сроком для обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании задолженности является 19 июля 2021 года.
28.06.2021 г. Межрайонная ИФНС России № 15 по Самарской области обратилась к мировому судье судебного участка № 118 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Татарникова Н.Г. недоимки по налогу и пени за 2019 налоговый период на общую сумму 23 381,55 рублей. И.о. мирового судьи судебного участка № 112 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области мировой судья судебного участка № 113 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области 30.06.2021 г. был вынесен судебный приказ № о взыскании с Татарникова Н.Г. указанной выше суммы, который определением от 20.07.2021 г. был отменен на основании возражений, поступивших от должника.
После отмены судебного приказа 21.09.2021 г. налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском о взыскании с ответчика задолженности по налогам и по пени. Иск подан в сроки, предусмотренные ст. 286 КАС РФ.
Поскольку доказательств внесения оплаты образовавшейся недоимки по транспортному налогу, пени по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, пени по налогу на имущество физических лиц, земельного налога, пени по земельному налогу административным ответчиком не представлено, суд полагает обоснованными административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области в части взыскания с Татарникова Н.Г. задолженности по транспортному налогу за 2019 г. в размере 7 538 рублей, пени по транспортному налогу за период с 02.12.2020 г. по 15.12.2020 г. в размере 16,02 рублей; налогу на имущество физических лиц за 2019 г. в размере 11 205 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за период с 04.12.2018 г. по 30.01.2019 г. в размере 23,68 рублей, за 2018 год в размере 808 рублей, пени за период с 03.12.2019 г. по 14.01.2020 г. в размере 7,33 рублей; земельному налогу за 2019 г. в размере 3 756 рублей, пени по земельному налогу за период с 02.12.2020 г. по 16.12.2020 г. в размере 7,98 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Вместе с тем, исходя из разъяснений, содержащихся в абз. 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», о том, что при разрешении коллизий между ч. 1 ст. 114 КАС РФ и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а положениями п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.
В связи с изложенным суд считает необходимым взыскать с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования г.о. Тольятти государственную пошлину в размере 900,86 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 14, 175-180,290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области удовлетворить частично.
Взыскать с Татарникова Н.Г. зарегистрированного по адресу: <адрес> пользу Межрайонной ИНФС России № 15 по Самарской области задолженность по транспортному налогу за 2019 г. в размере 7 538 рублей, пени по транспортному налогу за период с 02.12.2020 г. по 15.12.2020 г. в размере 16,02 рублей; налогу на имущество физических лиц за 2019 г. в размере 11 205 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за период с 04.12.2018 г. по 30.01.2019 г. в размере 23,68 рублей, за 2018 год в размере 808 рублей, пени за период с 03.12.2019 г. по 14.01.2020 г. в размере 7,33 рублей; земельному налогу за 2019 г. в размере 3 756 рублей, пени по земельному налогу за период с 02.12.2020 г. по 16.12.2020 г. в размере 7,98 рублей, а всего 23 362,01 рублей.
Взыскать с Татарникова Н.Г. в доход бюджета г.о. Тольятти государственную пошлину в размере 900,86 рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 16.12.2021 г.
Председательствующий: Ю.С. Осьминина