П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о назначении административного наказания
Резолютивная часть оглашена 02.02.2021 года
03 февраля 2021 года г.о. Тольятти
Судья Ставропольского районного суда Самарской области Микшевич М.И.,
при секретаре судебного заседания – Ярошенко Е.В.,
с участием: защитников юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ООО «ТОМЕТ» - Ховриной Е.В., Фейста И.П., Бабича А.Б.,
представителей Средне-Повожского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (РОСТЕХНАДЗОР) Поповой И.В., Лукьяновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица – ООО «ТОМЕТ»,
УСТАНОВИЛ:
Из представленных материалов следует, что на основании распоряжения № РП-301-2501-0 от ДД.ММ.ГГГГ заместителя руководителя Средне – Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и приказов о внесении изменений №-о от ДД.ММ.ГГГГ, №-о от ДД.ММ.ГГГГ руководителя Средне – Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая выездная проверка опасного производственного объекта II класса опасности: «Площадка установки производства метанола», эксплуатируемого по адресу: <адрес>, юридическим лицом ООО «ТОМЕТ», в ходе, которой выявлены нарушения обязательных норм и правил, а именно:
- не обеспечены установленные меры безопасности. На производстве метанола производительностью 450 тысяч тонн в год (I агрегат) нагревательная трубчатая печь – печь конверсии метана поз. Н-1701 не оснащена запальными устройствами, сигнализаторами погасания пламени, надежно регистрирующими наличие пламени в форсунке, или комбинированными блочными горелками с запальными устройствами, обеспечивающими постоянное горение форсунки в автоматическом режиме, чем нарушены ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № ФЗ-116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 4.5.8.1 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожарных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.03.2013 № 96.
- не обеспечены установленные меры безопасности. На производстве метанола производительностью 1600 тонн в год (II агрегат) нагревательная трубчатая печь – печь конверсии метана поз. Н-1701 не оснащена запальными устройствами, сигнализаторами погасания пламени, надежно регистрирующими наличие пламени в форсунке, или комбинированными блочными горелками с запальными устройствами, обеспечивающими постоянное горение форсунки в автоматическом режиме, чем нарушены ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № ФЗ-116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 4.5.8.1 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожарных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.03.2013 № 96.
В судебном заседании защитник юридического лица - Ховрина Е.В. вину в совершении административного правонарушения признала, пояснив, что в своей деятельности ООО «ТОМЕТ» предпринимает меры по соблюдению требований, установленных Федеральным законом № 116-ФЗ от 21.07.1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Эксплуатация вышеуказанной «Площадки установки производства метанола» осуществляется на основании лицензии от 10.10.2016 года на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Указанный объект зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов. ООО «ТОМЕТ» имеет страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте со сроком действия с 28.03.2020 по 27.03.2021 год. В ООО «ТОМЕТ» создан резерв финансовых средств для локализации и ликвидации последствий возможных аварий, заключены договора на обслуживание опасных производственных объектов с пожарной частью и профессиональным аварийно – спасательным формированием. В ООО «ТОМЕТ» создана и действует Служба производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности. Территория ООО «ТОМЕТ» по периметру огорожена забором, на предприятии разработана система пропускного и внутри объектового режима, что позволяет исключить проникновение случайных лиц на территорию. Производственные работы реализуются с соблюдением требований Постоянных технологических регламентов. При эксплуатации печей конверсии метана поз. Н-1701 обеспечены и соблюдаются требования промышленной безопасности. Печи оборудованы тремя типами горелок (потолочными, туннельными и горелками паронагревателя», а также следующими видами технологических защит (низкое/высокое давление топливного газа на горелки, разного вида блокировки, прекращающие подачу топливного газа на горелки, низкое давление воздуха на горение. Вместе с тем, конструкция существующих горелок, согласно проекту, не предусматривает оборудование каждой из них пилотными горелками индивидуальными запальными устройствами, а также сигнализаторами погасания пламени. Пункт 4.5.8.1 ФНиП, на который ссылается Ростехнадзор, вступил в силу только в 2016 году, в то время как агрегаты метанола были введены в эксплуатацию в 2000 и 2006 году, соответственно при проектировании данные нормы не могли быть учтены. По вопросу применения данных требований ФНиП к их оборудованию они обращались в различные проектные институты и крупнейшие проектные организации, на что были получены ответы, что исходя из конструкции и назначения печи конверсии метана не относятся к типу нагревательных печей, а относятся к реакционному типу. Кроме того, считает, что указанные требования относительно нагревательных печей относятся именно к нефтеперерабатывающей отрасли, а производственный объект ООО «ТОМЕТ» относится к предприятиям химической отрасли, в связи с чем, в 2016 – 2017 г.г. специалисты Общества, исходя из толкования и понимания требований законодательства в области промышленной безопасности, не нашли оснований для изменения устройства печей. За 20 лет эксплуатации печей конверсии метана не было зафиксировано ни одной нештатной ситуации, связанной с розжигом горелок. В процессе эксплуатации технических устройств и оборудования в ООО «ТОМЕТ» организован и регулярно проводится периодический осмотр, техническое обслуживание, обследование, ремонт и экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений, предназначенных для осуществления технологических процессов. ООО «ТОМЕТ» уже приняты меры по устранению нарушений требований промышленной безопасности, выявленных Ростехнадзором при проведении проверки, а именно проводятся мероприятия по выбору способа и возможностей оснащения печей конверсии метана поз. Н-1701 запальными устройствами и сигнализаторами погасания пламени, были направлены запросы проектным организациям, усилены меры безопасности при эксплуатации печей. Просила учесть, что ранее к административной ответственности за аналогичное правонарушение ООО «ТОМЕТ» не привлекалось, при составлении протокола об административном правонарушении фактически признало факт допущенного правонарушения, а также принятые меру по устранению правонарушения.
Из дополнений, представленных Генеральным директором ООО «Томет», которые Ховрина Е.В. также поддержала в судебном заседании, следует, что с ДД.ММ.ГГГГ постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № ФНиП «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожарных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.03.2013, утратили силу. В связи с чем, просила производство по делу прекратить, ввиду того, что пункт, нарушение которого им вменяется, утратил силу, а в случае привлечения ООО «ТОМЕТ» к административной ответственности, назначить наказание в виде административного штрафа и не назначать наказание в виде приостановления деятельности.
Защитник юридического лица - Фейст И.П. в судебном заседании пояснил, что на основании представленных ими документов, заключений экспертизы промышленной безопасности на змеевики подогрева парогазовой смести, подогреватель пара 40, винтовые насосы, дымосос, сооружения - строительные конструкции печи риформинга Н-1701, подогреватель воды II ст., коллектор передаточный и др., которые они просят приобщить к материалам дела, можно сделать вывод, что устройства пригодны к эксплуатации, печи находятся в безопасном рабочем состоянии.
Представители Средне-Повожского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (РОСТЕХНАДЗОР) Попова И.В., Лукьянова А.В. в судебном заседании протокол об административном правонарушении поддержали, просили привлечь ООО «ТОМЕТ» к административной ответственности по ч. 1 ст.9.1 КоАП РФ. При этом пояснили, что нарушение ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» выражается в не соблюдении положений настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности и не обеспечении наличия и функционирования необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями. Не смотря на то, что защитники юридического лица указывают на то обстоятельство, что п. 4.5.8.1 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожарных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.03.2013 № 96 с 01 января 2021 года постановлением Правительства от 06.08.2020 года № 1192 утратил силу, пояснили, что на момент выявления правонарушения и составления протокола об административном правонарушении, данный пункт действовал, и согласно ст. 1.7 КоАП РФ, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Не смотря на то, что пункт 4.5.8.1 ФНиП, вступил в силу только в 2016 году, то есть после введения в эксплуатацию указанных печей, это не освобождает юридическое лицо от ответственности. Они должны обратиться к проектировщикам, которые сделают проект по техническому вооружению, и которые должны решить каким-образом должны быть установлены запальные устройства и сигнализаторы погасания пламени или комбинированные блочные горелки с запальными устройствами и после получения заключения внедрить в технологический процесс. Просили назначить наказание в виде приостановления деятельности.
Суд, выслушав защитников ООО «ТОМЕТ» Ховрину Е.В., Фейста И.П., Бабича А.Б., представителей Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Попову И.В., Лукьянову А.В., исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Объектом правонарушения по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере промышленной безопасности, обеспечивающие защищенность жизненно важных интересов личности и общества на опасных производственных объектах. Объективная сторона данного правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность, или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности.
Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», на организацию, эксплуатирующую опасный производственный объект, возложена обязанность, в том числе соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Как усматривается из материалов дела, в период с 19.10.2020 года по 16.11.2020 года в ходе проведения внеплановой выездной проверки опасного производственного объекта II класса опасности: «Площадка установки производства метанола», эксплуатируемого по адресу: <адрес> юридическим лицом ООО «ТОМЕТ», в ходе, которой выявлены нарушения обязательных норм и правил, а именно: не обеспечены установленные меры безопасности. На производстве метанола производительностью 450 тысяч тонн в год (I агрегат) нагревательная трубчатая печь – печь конверсии метана поз. Н-1701 и метанола производительностью 1600 тонн в год (II агрегат) нагревательная трубчатая печь – печь конверсии метана поз. Н-1701 не оснащены запальными устройствами, сигнализаторами погасания пламени, надежно регистрирующими наличие пламени в форсунке, или комбинированными блочными горелками с запальными устройствами, обеспечивающими постоянное горение форсунки в автоматическом режиме, чем нарушены ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № ФЗ-116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 4.5.8.1 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожарных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ №.
Факт совершения ООО «ТОМЕТ» правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, подтверждается совокупностью представленных суду доказательств, в том числе: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в котором изложены обстоятельства правонарушения; уведомлением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении; распоряжением Средне – Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой выездной проверки ООО «ТОМЕТ»; актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ опасного производственного объекта II класса опасности: «Площадка установки производства метанола», эксплуатируемого по адресу: <адрес>, юридическим лицом ООО «ТОМЕТ»; предписанием от ДД.ММ.ГГГГ о принятии юридическим лицом мер по устранению выявленных нарушений в установленные сроки; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «ТОМЕТ».
Собранные по данному делу доказательства в их совокупности являются последовательными, непротиворечивыми, соответствуют фактически установленным обстоятельствам дела, составлены полномочными сотрудниками. Существенных нарушений порядка составления протокола об административном правонарушении, влекущих его недействительность, при рассмотрении настоящего дела не установлено.
Совершенное ООО «ТОМЕТ» деяние правильно квалифицировано по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Указание защитника юридического лица о том, что в своей деятельности ООО «ТОМЕТ» предпринимает меры по соблюдению требований, установленных Федеральным законом № 116-ФЗ от 21.07.1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», и, что эксплуатация вышеуказанной «Площадки установки производства метанола» осуществляется на основании лицензии, выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, не является основанием для освобождения от административной ответственности.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ установлена административная ответственности за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Юридическому лицу вменяется нарушение требований промышленной безопасности, выразившееся в не соблюдении положений федеральных норм и правил в области промышленной безопасности и в не обеспечении наличия и функционирования необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями.
Вмененные ООО «ТОМЕТ» нарушения требований промышленной безопасности образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, факт их совершения подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, которые были оценены по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Доводы защитника юридического лица о том, что п. 4.5.8.1 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожарных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств» с 01 января 2021 года постановлением Правительства от 06.08.2020 года № 1192 утратил силу, отклоняются. На момент выявления правонарушения и составления протокола об административном правонарушении, данный пункт действовал. А в соответствии со ст. 1.7 КоАП РФ, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).
Из анализа вышеприведенных положений следует, что при избрании меры ответственности в каждом конкретном случае судья должен исходить из того, что целью наказания является пресечение выявленного правонарушения и предупреждение совершения новых правонарушений. При этом наказание не должно быть чрезмерно суровым и должно быть соотнесено с характером совершенного административного правонарушения, имущественным положением лица, обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, и обстоятельствами, отягчающими административную ответственность.
Как видно из представленных защитниками юридического лица документов, в ООО «ТОМЕТ» создана и действует Служба производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, создан резерв финансовых средств для локализации и ликвидации последствий возможных аварий, заключены договора на обслуживание опасных производственных объектов с пожарной частью и аварийно – спасательным формированием. Производственные процессы реализуются с соблюдением требований Постоянных технологических регламентов. Персонал предприятия регулярно проходит противоаварийную подготовку, а также проводятся регулярные курсы повышения квалификации рабочих. Из заключений экспертиз промышленной безопасности на змеевики подогрева парогазовой смести, подогреватель пара 40, винтовые насосы, дымосос, сооружения - строительные конструкции печи риформинга Н-1701, подогреватель воды II ст., коллектор передаточный и др., следует, что данные устройства пригодны к эксплуатации. За период эксплуатации печей, каких – либо аварийных ситуаций не возникало.
В соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ, суд учитывает смягчающие по делу обстоятельства: признание вины, осуществление мер по устранению допущенных нарушений.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
Учитывая обстоятельства и характер совершенного правонарушения, данные об Обществе, которое ранее не привлекалось к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения, отсутствие негативных последствий, а также меры, которые Общество принимает по устранению выявленных нарушений, а также по соблюдению требований промышленной безопасности на указанных объектах, с учетом смягчающих и отсутствием отягчающих обстоятельств, суд считает возможным в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ назначить ООО «ТОМЕТ» административное наказание в виде административного штрафа, которое является соразмерным содеянному и отвечает принципу справедливости юридической ответственности. Оснований для назначения наказания в виде административного приостановления деятельности, суд не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1, 29.7, 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «ТОМЕТ» (ИНН 6382018657, ОГРН 1026303947680) привлечь к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и назначить административное наказанию в виде административного штрафа в размере 250000 (Двести пятьдесят тысяч) рублей.
Административный штраф необходимо уплачивать по следующим реквизитам:
Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору УФК по Самарской области
л/сч 04421192740 (Средне-Поволжское управление Ростехнадзора)
ИНН 6316007846 КПП 631201001
БИК ТОФК 013 601 205
Номер счета банка получателя средств (единый казначейский счет)
401 028 105 453 700 000 36
Номер счета получателя (номер казначейского счета)
031 006 430 000 000 142 00
ОТДЕЛЕНИЕ САМАРА БАНКА РОССИИ//УФК по Самарской области г. Самара
ОКТМО 36701000
КБК 9.1 ч.1 - 498 116 01091 01 0001 140
Разъяснить, что в случае неуплаты штрафа в течение шестидесяти дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу, он может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1ст. 20.25 КоАП РФ, которой предусмотрено наказание в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
Сведения (квитанцию) об уплате штрафа следует направить (представить) в Ставропольский районный суд Самарской области.
Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ставропольский районный суд Самарской области в течение 10 дней с момента получения или вручения копии постановления.
Судья Ставропольского районного суда
Самарской области /подпись/ М.И. Микшевич