Дело № 2-5946/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 ноября 2015 года Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего судьи Бочневич Н.Б.,
при секретаре Гумаровой Г.Ф.,
с участием истца Власовой М.А., представителя истца Лесновой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Власовой М. А. к Администрации города Сургута о признании незаконным Постановления Администрации г. Сургута от ДД.ММ.ГГГГ № и возложении обязанности вынести положительное заключение по предложению Власовой М.А. о внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории города Сургута,
у с т а н о в и л :
Власова М.А. обратилась в суд с иском к Администрации города Сургута о признании незаконным Постановления Администрации г. Сургута от ДД.ММ.ГГГГ № и возложении обязанности вынести положительное заключение по предложению Власовой М.А. о внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории города Сургута, мотивируя свои требования тем, что она является собственником земельного участка (кадастровый №), расположенного по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ. и договора дарения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ обозначенный участок был предоставлен в собственность ее отцу ФИО1 на основании государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей №, выданного в соответствии с Распоряжением Главы администрации № от ДД.ММ.ГГГГ. Площадь предоставленного участка составляет <данные изъяты>. Однако, в ДД.ММ.ГГГГ, при постановке земельного участка на кадастровый учет была допущена техническая ошибка: документация была оформлена на участок площадью не <данные изъяты>., а <данные изъяты>. С целью приведения документов в соответствие первоначальным, оформления документации на всю занимаемую площадь (<данные изъяты> в адрес Председателя комиссии по градостроительному зонированию Администрации города Сургута было направлено заявление с просьбой внести изменения в Правила землепользования и застройки на территории города Сургута для корректировки границ НСТ «Рассвет» №. В ответ на данное заявление было получено письмо от Департамента архитектуры и градостроительства администрации Сургута исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ. с приложением Постановления Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об отклонении предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории города Сургута». Среди оснований отказа для внесении изменений в Правила землепользования стройки на территории города Сургута комиссия по градостроительному зонированию выделяет следующие: -в соответствии с генеральным планом города Сургута испрашиваемая территория относится к зоне городских лесов, - испрашиваемая территория выходит за границы территории, предоставленной НСТ «Рассвет» 60. Однако, территория, которую необходимо включить в зону Р.3, используется в соответствии с его целевым назначением (для садоводства и огородничества) с ДД.ММ.ГГГГ, с момента предоставления ее в собственность ФИО1 для этих целей. Необходимость уменьшения зоны Р.1 и увеличения зоны Р.3 связана с приведением документации в соответствие, и речь, как указывает Власова М.А., не идет о расширении границ сверх предоставленной изначально территории для целей садоводства и огородничества территории. Таким образом, считает Постановление Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об отклонении предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории города Сургута» незаконным, так как данное постановление нарушает права и законные интересы собственника земельного участка. Просит суд признать незаконным Постановление Администрации города Сургута от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об отклонении предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории города Сургута». Обязать Администрацию города Сургута внести изменения в Правила землепользования и застройки на территории города Сургута для корректировки границ НСТ «Рассвет» № в части уменьшения зоны Р.1 и увеличения зоны Р.3 с целью приведения в соответствие документации на земельный участок (кадастровый №), расположенный по адресу: <адрес>.
При подготовке дела к судебному разбирательству истец изменила требования и просит суд признать незаконным Постановление Администрации города Сургута от ДД.ММ.ГГГГ. № «об отклонении предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории города Сургута». Обязать администрацию города Сургута вынести положительное заключение по предложению Власовой М. А. о внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории города Сургута, а именно в карту градостроительного зонирования в части изменения границ территориальных зоны Р.1 в результате уменьшения, Р.3.-42 в результате увеличения на земельном участке с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес>, и направить в Думу города Сургута для последующего утверждения.
В судебном заседании Власова М.А. и ее представитель требования поддержали, просят суд иск удовлетворить.
Представитель Администрации г. Сургута в судебное заседание не явился, просит дело рассмотреть в его отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Материалами дела установлено, что на основании Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей № №, выданного в соответствии с Распоряжением Главы администрации № от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 был предоставлен земельный участок №, площадью <данные изъяты>, расположенный в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>. выдан кадастровый паспорт.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подарил Власовой М.А. земельный участок №, площадью <данные изъяты>, расположенный в НСТ «Рассвет» № г. Сургута, принадлежащий ему на основании Государственного акта №. Истцу выдано свидетельство о государственной регистрации права.
Согласно ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского поселения.
В пункте 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки представляют собой документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий, в том числе сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Пунктом 2 статьи 30 указанного Кодекса определено, что правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
Согласно части 3 статьи 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1, часть 3 статьи 37 ГрК РФ).
Следовательно, для изменения одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования необходимо изменение градостроительного регламента. В свою очередь, изменение градостроительного регламента является основанием для внесения изменений в правила землепользования и застройки (пункт 2 части 2 статьи 33 ГрК РФ).
Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 ГрК РФ, устанавливающими обязательность согласительных процедур с представительным органом местного самоуправления.
При этом следует учитывать, что решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 191-ФЗ), с учетом результатов публичных слушаний (пункт 3 части 1 статьи 4 Федерального закона N 191-ФЗ).
Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся специально созданной комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 ГрК РФ и с частями 13 и 14 статьи 31 указанного кодекса (часть 12 статьи 31 ГрК РФ).
Публичные слушания проводятся в целях: соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; обеспечения права участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности.
Частью 2 статьи 33 ГрК РФ установлены основания для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки.
В качестве таких оснований установлены:
- несоответствие правил документам территориального планирования (генеральному плану городского округа) в результате внесения в такие документы изменений;
- поступление предложений об изменении границ территориальных зон, градостроительных регламентов.
В соответствии с частью 3 статьи 33 ГрК РФ предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки направляются в комиссию. При этом физические или юридические лица могут направлять такие предложения только в инициативном порядке либо в случае, если земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.
Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (ч. 4, ч. 5 ст. 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 24 Правил землепользования и застройки на территории города Сургута (Приложение к решению городской Думы №) публичные слушания по внесению изменений в Правила проводятся комиссией по решению Главы города по следующим основаниям:
1) несоответствие Правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа, возникшее в результате внесения изменений в генеральный план;
2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
2. Предложения о внесении изменений в Правила направляются:
1) федеральными органами исполнительной власти в случаях, если Правила могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства федерального значения;
2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, если Правила могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства регионального значения;
3) органами местного самоуправления в случаях, если необходимо совершенствовать порядок регулирования землепользования и застройки на соответствующей территории городского округа;
4) физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения Правил земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
3. Указанные в пункте 2 настоящей статьи заявители, в случае необходимости внесения изменений в Правила, обращаются с соответствующим письменным предложением в комиссию. Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении, в соответствии с поступившим предложением, изменения в Правила или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения и направляет это заключение главе Администрации города.
4. Глава Администрации города с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о внесении изменений в Правила, о проведении публичных слушаний или об отклонении предложения с указанием причин отклонения и направляет копию решения заявителям.
ДД.ММ.ГГГГ Власова М.А. обратилась в комиссию по градостроительному зонированию с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории города Сургута в часть 11 «Карта градостроительного зонирования» в части изменения границ территориальных зон: уменьшить зону Р-1, увеличить зону Р3-42 на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>.
Согласно протокола заседания комиссии по градостроительному зонированию от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия рекомендовала отклонить предложение Власовой М.А. о внесении изменений в Правила землепользования и застройки.
Постановлением Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об отклонении предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории города Сургута» отклонено предложение Власовой М.А. о внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории города Сургута согласно Приложению.
Приложением к данному постановлению является заключение по указанному предложению, в соответствии с которым, Комиссия по градостроительному зонированию, рассмотрев предложение гражданки Власовой М. А. о внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории города Сургута, а именно в части II «Карта градостроительного зонирования» изменить границы территориальных зон Р.1 в результате уменьшения, Р.З.-42 в результате увеличения на земельном участке с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес>, рекомендует отклонить данное предложение, так как: - в соответствии с генеральным планом города Сургута, утвержденным решением исполнительного комитета Тюменского областного совета народных депутатов от 06.05.1991 № 153 «Об утверждении проектно-планировочной документации» (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ №), испрашиваемая территория относится к зоне городских лесов; - испрашиваемая территория выходит за границы территории, предоставленные НСТ «Рассвет» 60; - согласно статье 47 части III «Градостроительные регламенты» Правил землепользования и застройки на территории города Сургута, утвержденных решением городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № (с последующими изменениями), территориальная зона Р.1. «Зона городских лесов» выделена для обеспечения правовых условий сохранения и использования существующих массивов городских лесов, создания экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья и организации мест отдыха населения.
Проанализировав собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том что, принимая Постановление об отказе истцу в удовлетворении требований о внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории города в части изменения зоны принадлежащего ей земельного участка, Глава администрации действовал в рамках своих полномочий, с соблюдением установленного порядка разрешения таких заявлений. Отказ в удовлетворении заявления об изменении территориальных зон земельного участка является мотивированным. При этом, истцом не были представлены в суд доказательства нарушения ее прав.
Доводы истца и ее представителя о том, что нарушен порядок принятия Постановления № 2815 от 27.04.2015 г., т.к. не были проведены публичные слушания по данному вопросу, суд считает несостоятельными, поскольку публичные слушания проводятся в случае принятия Главой решения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, доказательств принятия Главой решения о внесении изменений материалы дела не содержат.
На основании вышеизложенного, исковые требования Власовой М.А. не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении административного иска Власовой М. А. к Администрации города Сургута о признании незаконным Постановления Администрации г. Сургута от ДД.ММ.ГГГГ №, возложении обязанности вынести положительное заключение по предложению Власовой М.А. о внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории города Сургута отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение одного месяца с подачей жалобы через Сургутский городской суд.
СУДЬЯ Н.Б.БОЧНЕВИЧ