копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Хатанга ДД.ММ.ГГГГ
Хатангский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Кузенковой Е.К.,
при секретаре ФИО1,
с участием: помощника прокурора Таймырского района ФИО2,
представителя администрации сельского поселения Хатанга Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению прокурора Таймырского района Красноярского края о признании недействующим и не подлежащим применению п. 2.5 Положений о порядке предоставления финансовой поддержки в виде субсидии на мероприятия Подпрограмм: «Хлеб по доступной цене для населения с.п. Хатанга», «Бензин по доступной цене для населения и сельскохозяйственных предприятий поселков сельского поселения Хатанга», «Организация транспортного обслуживания отдельных категорий населения в селе Хатанга» в части слов «выписку из единого государственного реестра юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) или нотариально заверенную копию такой выписки, полученную ранее, чем за шесть месяцев до обращения за предоставлением субсидии»,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Таймырского района Красноярского края обратился в Хатангский районный суд с исковыми заявлениями:
о признании недействующим и не подлежащим применению п. 2.5 Положения о порядке предоставления финансовой поддержки в виде субсидии на мероприятия Подпрограммы: «Хлеб по доступной цене для населения с.п. Хатанга», утвержденного Постановлением администрации сельского поселения Хатанга от ДД.ММ.ГГГГ № 163-П;
о признании недействующим и не подлежащим применению п. 2.5 Положения о порядке предоставления финансовой поддержки в виде субсидии на мероприятия Подпрограммы «Бензин по доступной цене для населения и сельскохозяйственных предприятий поселков сельского поселения Хатанга», утвержденного Постановлением администрации сельского поселения Хатанга от ДД.ММ.ГГГГ № 020-П,
о признании недействующим и не подлежащим применению п. 2.5 Положения о порядке предоставления финансовой поддержки в виде субсидии на мероприятия Подпрограммы «Организация транспортного обслуживания отдельных категорий населения в селе Хатанга», утвержденного Постановлением администрации сельского поселения Хатанга от ДД.ММ.ГГГГ № 166-П.
Определением Хатангского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ гражданские дела по указанным заявлениям с учетом мнения сторон объединены в одно производство.
В обоснование требований прокурор указал в заявлении, что постановлением администрации сельского поселения Хатанга от ДД.ММ.ГГГГ № 163-П утверждено Положение о порядке предоставления финансовой поддержки в виде субсидии на мероприятия Подпрограммы «Хлеб по доступной цене для населения с.п. Хатанга», постановлением администрации сельского поселения Хатанга от ДД.ММ.ГГГГ № 20-П утверждено Положение о порядке предоставления финансовой поддержки в виде субсидии на мероприятия Подпрограммы «Бензин по доступной цене для населения и сельскохозяйственных предприятий поселков сельского поселения Хатанга», постановлением администрации сельского поселения Хатанга от ДД.ММ.ГГГГ № 166-П утверждено Положение о порядке предоставления финансовой поддержки в виде субсидии на мероприятия Подпрограммы «Организация транспортного обслуживания отдельных категорий населения в селе Хатанга».
В соответствии с п.2.5 указанных Положений, для получения финансовой поддержки юридические лица и индивидуальные предприниматели одним из документов в администрацию поселения предоставляют выписку из единого государственного реестра юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) или нотариально заверенную копию такой выписки, полученную не ранее, чем за шесть месяцев до обращения за предоставлением субсидии.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актом субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 78 Бюджетного кодекса РФ предоставление субсидий хозяйствующим субъектам является одной из мер финансовой поддержки.
Как следует из ч. 2 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», не допускается требовать у субъектов малого и среднего предпринимательства предоставления документов, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
В силу п.2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», муниципальным органам при оказании поддержки субъектов предпринимательской деятельности запрещено требовать представление документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов.
Частью 6 настоящей статьи определен исчерпывающий перечень документов, которые заявитель при решении вопроса о предоставлении поддержки предоставляет в муниципальные органы самостоятельно.
Выписка из единого государственного реестра юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) не входят в указанный перечень документов, которые в обязательном порядке предоставляется заявителем для получения финансовой поддержки в виде субсидии. По мнению прокурора обязательное их требование не допустимо и поэтому в п. 2.5 спорных Положений указание на выписку из единого государственного реестра юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) или нотариально заверенную копию такой выписки, полученную не ранее, чем за шесть месяцев до обращения за предоставлением субсидии.
В соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 96, требование документов, которые органы местного самоуправления должны получить самостоятельно, относится к коррупциогенному фактору.
В судебном заседании помощник прокурора Таймырского района ФИО3 заявленные требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель администрации сельского поселения Хатанга ФИО4, в судебном заседании не согласился с заявленными требованиями, при этом пояснил, что оспариваемые Положения приняты в порядке реализации Подпрограмм: «Хлеб по доступной цене для населения с.п. Хатанга», утвержденного Постановлением администрации сельского поселения Хатанга от ДД.ММ.ГГГГ № 163-П; «Бензин по доступной цене для населения и сельскохозяйственных предприятий поселков сельского поселения Хатанга», утвержденного Постановлением администрации сельского поселения Хатанга от ДД.ММ.ГГГГ № 020-П; «Организация транспортного обслуживания отдельных категорий населения в селе Хатанга», утвержденного Постановлением администрации сельского поселения Хатанга от ДД.ММ.ГГГГ № 166-П. Указанные Подпрограммы не направлены на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, фактически ее конечным результатом является население. Основной целью подпрограмм является: создание условий для реализации хлеба в с. Хатанга по доступной цене, снижение розничной цены за 1 кг. хлеба в с. Хатанга до определенного уровня; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания, удовлетворяющего потребности населения и экономики сельского поселения Хатанга, осуществление эффективной круглогодичной транспортной доступности в селе Хатанга; сохранение розничной цены на бензин в поселках поселения на уровне цены реализации в с. Хатанга путем возмещения транспортных затрат по доставке бензина в поселки.
Оспариваемые Положения не определяют порядок предоставления муниципальных услуг (существует реестр муниципальных услуг с исчерпывающим их перечнем), соответственно требования к условиям предоставления необходимых документов, предусмотренные ст. 7 Федерального закона № 210-ФЗ, не могут быть применены к указанным Положениям. Статья 7 Федерального закона № – ФЗ устанавливает порядок истребования документов при обращении заявителя за оказанием муниципальной услуги, а не финансовой поддержки, как это указано в заявлении прокурора района (финансовая поддержка – это не муниципальная услуга). Учитывая вышеизложенное представитель администрации сельского поселения Хатанга ФИО4 просит суд в удовлетворении заявленных требований прокурора Таймырского района отказать.
Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения, создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.
В судебном заседании было установлено, что в рамках своих полномочий администрацией сельского поселения Хатанга Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № 152-П Об утверждении муниципальной программы «Создание условий для обеспечения жителей сельского поселения Хатанга услугами торговли» на 2014-2016 годы.
В Приложении № к муниципальной Программе указаны Подпрограммы в том числе и Подпрограмма 1 «Бензин по доступной цене для населения и сельскохозяйственных предприятий поселков сельского поселения Хатанга», мероприятиями которой является возмещение транспортных затрат по доставке бензина для реализации населению и сельскохозяйственным предприятиям из с. Хатанга в поселки сельского поселения Хатанга. Выполнение намеченных мероприятий, снижение розничной цены на бензин в поселках поселения, способствуют созданию более благоприятных условий для развития сельскохозяйственного производства, малого и среднего предпринимательства, осуществление КМНС традиционных видов хозяйственной деятельности.
Подпрограмма 2 «Хлеб по доступной цене для населения в с. Хатанга» мероприятием которой является возмещение разницы между 100 % экономически обоснованной стоимостью 1 кг. хлеба и ценой реализации 1 кг. хлеба для населения с. Хатанга.
Во исполнение муниципальной программы «Создание условий для обеспечения жителей сельского поселения Хатанга услугами торговли» на 2014-2016 годы:
Постановлением администрации сельского поселения Хатанга от ДД.ММ.ГГГГ № 163-П утверждено Положение о порядке предоставления финансовой поддержки в виде субсидии на мероприятия Подпрограммы «Хлеб по доступной цене для населения с.п. Хатанга».
Постановлением администрации сельского поселения Хатанга от ДД.ММ.ГГГГ № 20-П утверждено Положение о порядке предоставления финансовой поддержки в виде субсидии на мероприятия Подпрограммы «Бензин по доступной цене для населения и сельскохозяйственных предприятий поселков сельского поселения Хатанга».
Постановлением администрации сельского поселения Хатанга от ДД.ММ.ГГГГ № 166-П утверждено Положение о порядке предоставления финансовой поддержки в виде субсидии на мероприятия Подпрограммы «Организация транспортного обслуживания отдельных категорий населения в селе Хатанга».
В соответствии с п.2.5 указанных Положений, для получения финансовой поддержки юридические лица и индивидуальные предприниматели одним из документов в Администрацию поселения предоставляют выписку из единого государственного реестра юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) или нотариально заверенную копию такой выписки, полученную не ранее, чем за шесть месяцев до обращения за предоставлением субсидии.
Анализируя принятые администрацией сельского поселения нормативные акты, суд приходит к выводу, что основной их целью является: создание условий для реализации хлеба в с. Хатанга по доступной цене, задачей является снижение розничной цены за 1 кг. хлеба в с. Хатанга до определенного уровня; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания, удовлетворяющего потребности населения и экономики сельского поселения Хатанга, задачей является осуществление эффективной круглогодичной транспортной доступности в селе Хатанга; создание условий для развития сельскохозяйственного производства, малого и среднего предпринимательства путем снижения розничной цены на бензин в поселках поселения, задачей является – сохранение розничной цены на бензин в поселках сельского поселения Хатанга на уровне цены реализации в с. Хатанга путем возмещения транспортных затрат по доставке бензина в поселки. Указанные нормативные акты приняты в соответствии с действующим законодательством.
Ссылку прокурора на то что указание в п. 2.5 спорных Положений требования о предоставлении претендентом на получение субсидии выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) или нотариально заверенной копии такой выписки, нарушает требования Федерального закона Российской Федерации № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» суд считает не состоятельной, поскольку согласно ст. 1 Федерального закона № – ФЗ, данный закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки. В соответствии с ч. 2 ст. 14 того же закона определены условия истребования документов при обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки в рамках реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Целью оспариваемых Положений не является развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, поскольку основными целями и задачами Положений является осуществление эффективной круглогодичной транспортной доступности отдаленных поселков сельского поселения Хатанга, реализация бензина и хлеба по доступной цене населению, а бензина в том числе и предприятиям, и субъектам малого и среднего бизнеса.
Федеральный закон № 209-ФЗ не регулирует правоотношения, реализуемые оспариваемыми Положениями.
Ссылку прокурора на п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» суд также считает не состоятельной, поскольку сферой действия указанного закона являются отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительными полномочия, а также отношения в части деятельности организаций, участвующих в предоставлении данных услуг.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона № – ФЗ муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, представляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.
Оспариваемые Положения не определяют порядок предоставления каких либо муниципальных услуг. Постановлением администрации сельского поселения Хатанга от ДД.ММ.ГГГГ № 156-П утвержден Реестр муниципальных услуг с исчерпывающим их перечнем. Соответственно требования к условиям предоставления необходимых документов, предусмотренные ст. 7 Федерального закона № 210-ФЗ, не могут быть применены к оспариваемым Положениям. Статья 7 Федерального закона № 210-ФЗ устанавливает порядок истребования документов при обращении заявителя за оказанием муниципальной услуги, а не финансовой поддержки, как это указано в заявлении прокурора. Финансовая поддержка не является муниципальной услугой.
Постановлением администрации сельского поселения Хатанга от ДД.ММ.ГГГГ № 163-П утверждено Положение о порядке предоставления финансовой поддержки в виде субсидии на мероприятия Подпрограммы «Хлеб по доступной цене для населения в с. Хатанга». Данное постановление опубликовано в Информационном бюллетене Хатангского сельского Совета депутатов и администрации сельского поселения Хатанга № (125), ДД.ММ.ГГГГ года, вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ года.
Постановлением администрации сельского поселения Хатанга от ДД.ММ.ГГГГ № 020-П утверждено Положение о порядке предоставления финансовой поддержки в виде субсидии на мероприятия Подпрограммы «Бензин по доступной цене для населения и сельскохозяйственных предприятий поселков сельского поселения Хатанга». Данное постановление опубликовано в Информационном бюллетене Хатангского сельского Совета депутатов и администрации сельского поселения Хатанга № (131), ДД.ММ.ГГГГ года, вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ года.
Постановлением администрации сельского поселения Хатанга от ДД.ММ.ГГГГ № 166-П утверждено Положение о порядке предоставления финансовой поддержки в виде субсидии на мероприятия Подпрограммы «Организация транспортного обслуживания отдельных категорий населения в селе Хатанга». Данное постановление опубликовано в Информационном бюллетене Хатангского сельского Совета депутатов и администрации сельского поселения Хатанга № (125), ДД.ММ.ГГГГ года, вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ года.
При принятии указанных Постановлений администрации сельского поселения Хатанга порядок принятия нормативного правового акта не был нарушен.
Постановления приняты в пределах компетенции администрации Хатанского сельского поселения, форма (вид), в которой орган вправе принимать нормативные правовые акты соответствует требованиям действующего законодательства.
Предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования, были соблюдены.
При таких обстоятельствах заявленные прокурором требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 253 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. 2.5 ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░: «░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░», «░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░», «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ (░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ № ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░6