Дело № 2-875/2017
Мотивированное решение составлено 28 августа 2017 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 августа 2017 года г. Асбест
Асбестовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Юровой А.А. при секретаре Гайсиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комарова Виктора Васильевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Асбесте Свердловской области о включении периода работы в трудовой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости,
Установил:
Истец Комаров В.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Асбесте о включении периода работы в трудовой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, указав, что *Дата* он обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии в соответствии с п.6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В установлении истцу пенсии, как лицу, проработавшему в районах Крайнего Севера, так и приравненных к ним местностях, истцу было отказано, поскольку требуемый стаж работы в районах Крайнего Севера, по мнению ответчика, и принятый к учету составил 8 лет 01 месяц 24 дня. В то время как при возрасте истца, на момент написания заявления – 56 лет 8 месяцев, требуемый специальный стаж должен был составлять 10 лет.
Ответчиком, по мнению истца, не законно не принят к учету при подсчете специального стажа период с *Дата* по *Дата* (2 года 03 месяца 18 дней) – в должности водителя автомашины на вывозке древесины из леса в Асбестовском лесопункте.
Истец указал в исковом заявлении, что был занят в технологическом процессе по лесозаготовкам все время пока работал в должности водителя автомашины по вывозке древесины из леса, указанная работа предусмотрена в Списке профессий и должностей рабочих и мастеров (в том числе старших), занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудования).
Истец просит суд обязать ответчика зачесть в стаж на соответствующих видах работ период с *Дата* по *Дата* (2 года 03 месяца 18 дней) – в должности водителя автомашины на вывозке древесины из леса в Асбестовском лесопункте; признать за ним – Комаровым В.В., право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 7 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; обязать ответчика назначить ему – Комарову В.В. досрочную страховую пенсию по старости с *Дата*
В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме, подтвердил доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчик ГУ УПФ РФ в г.Асбесте Свердловской области в судебное заседание не явился, предоставил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что не согласен с исковыми требованиями в связи с тем, что истцом не предоставлено документов, подтверждающих, что истец работал непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования.
Суд, заслушав пояснения истца, показания свидетелей ФИО1, ФИО2, ФИО3, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В соответствие со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Материальные нормы права, в соответствии с которыми гражданам назначаются досрочные трудовые пенсии, за назначением которой и обратился истец, закреплены в ст.
32 Федерального закона РФ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» назначается: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона; на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Таким образом, при возрасте 56 лет 8 месяцев требуемый стаж работы в районах Крайнего Севера для досрочного назначения страховой пенсии по старости составляет 10 лет.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи: с работой в районах Крайнего Севера и местности, местностях, приравненных к районам Крайнего Севера к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии п. 1-10 и 16-18 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам до достижения возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесоповале, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 20 лет.
Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 установлено, что в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, применяется Список профессий и должностей рабочих и мастеров (в том числе старших), занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудования), пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "ж" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 273 (далее Список N 273).
В соответствии со Списком N 273 правом на назначение досрочной пенсии пользуются, в частности, обрубщики сучьев, вальщики леса, водители автомобилей на вывозке леса, навальщики-свальщики лесоматериалов, занятых на лесосеках, лесопогрузочных пунктах, верхних и промежуточных складов, трактористы на подготовке лесосек, трелевке и вывозе леса, чокеровщики.
Согласно примечанию к данному Списку указанный в нем перечень профессий и должностей распространяется на работников, занятых в едином технологическом процессе лесозаготовок (независимо от вида рубок) и на лесосплаве предприятий лесной промышленности и лесного хозяйства, постоянно действующих лесопунктов, лесничеств, лесозаготовительных участков независимо от их ведомственной подчиненности.Страховая пенсия по старости рабочим этих профессий назначается досрочно при условии, если они выполняют работы в едином технологическом процессе лесозаготовок. Данное обстоятельство должно подтверждаться соответствующими документами, из которых можно определить, что работник непосредственно занят в едином технологическом процессе лесозаготовок и именно на тех работах, которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости. Однако имеющиеся в деле доказательства с достоверностью не подтверждают занятость истца в едином процессе лесозаготовок в спорные периоды. Так, представленные истцом документы не свидетельствуют о занятости истца в едином технологическом процессе лесозаготовок, поскольку содержат лишь сведения о наименовании профессии.
Как установлено в судебном заседании, *Дата* Комаров В.В. обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании п.6 ч.1 ст. 32, с применением ч.1 ст. 33 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». На момент обращения к ответчику с заявлением, его возраст составлял 56 лет 8 месяцев.
Решением ответчика от *Дата* в назначении досрочной страховой пенсии истцу было отказано. Стаж на соответствующих видах работ, принятый ответчиком к зачету для определения права на пенсию в соответствии с п. 6 части 1 статьи 32 составляет у истца составил: работа в районах Крайнего Севера - 8 лет 01 месяц 24 дня.
Период работы истца с *Дата* по *Дата* (2 года 03 месяца 18 дней) – в должности водителя автомашины на вывозке древесины из леса в Асбестовском лесопункте ответчиком не принят к зачету в связи с тем, что не была предоставлена уточняющая справка, подтверждающая занятость в едином технологическом процессе лесозаготовок. Предприятие ликвидировано. (л.д.10-11)
Копией трудовой книжки истца подтверждается, что в период с *Дата* истец был принят в Асбестовский лесопункт водителем на автомашину по вывозке древесины из леса, 04.09.1997г. переведен слесарем 4 разряда (л.д.12-14).
Согласно сведениям, изложенным в архивной справке, выданной *Дата*, с *Дата* истец был принят в гараж автослесарем, с *Дата* переведен водителем лесовозных машин, с *Дата* переведен постоянно водителем на автомашину по вывозке древесины, с *Дата* уволен. (л.д.26)
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая положения п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Справок, уточняющих характер работы, а именно, о работе в едином процессе лесозаготовок истцом не предоставлено. В подтверждение своих доводов о работе в специальных условиях труда истец ссылается на показания свидетелей.
Свидетель ФИО1 в судебном заседании пояснила, что истец работал вместе с ее мужем на лесовозе. Свидетель знает со слов мужа и из разговоров между истцом и ее мужем в тот период, когда они вместе работали, что выгрузку леса истец, как и муж свидетеля, производили вручную, ломами.
Свидетель ФИО2 пояснила, что работала в Асбестовском леспромхозе бухгалтером в период с *Дата*-*Дата*. Истец работал водителем, возил лес с делянки в лесу, участвовал в технологическом процессе по лесозаготовке, выгрузка леса осуществлялась водителем вручную.
Свидетель ФИО3 пояснил, что с *Дата* по *Дата* работал в Асбестовском леспромхозе. Комаров участвовал в едином технологическом процессе, работал водителем лесовоза, вывозил лес, выгрузка производилась вручную, ломами.
Между тем, как разъяснено в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 ГПК РФ (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Пунктом 4 указанного порядка предусмотрено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), в том числе о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Из приведенных нормативных положений и разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, к допустимым доказательствам для подтверждения характера работы, включаемой в льготном исчислении в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Характер работы подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что истцом достоверных и допустимых доказательств работы в спорный период непосредственно на в технологическом процессе лесозаготовок не представлено, и поскольку свидетельские показания не являются допустимыми доказательствами при определении характера работ, спорные периоды не могут быть зачтены в льготный трудовой стаж.
На дату *Дата*г. истец достиг возраста 56 лет, 8 месяцев, при этом, требуемый специальный стаж составлял 10 лет.
Ответчиком были учтены периоды работы истца в районах Крайнего Севера и местностях приравненных к районам Крайнего Севера общей продолжительностью 8 лет 01 месяц 24 дня, что не достаточно для признания права на досрочное назначение страховой пенсии по старости. В связи с тем, что оснований для включения спорного периода в специальный стаж истца в судебном заседании не установлено, права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с даты *Дата* у истца не имеется, исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении исковых требований Комарова Виктора Васильевича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Асбесте Свердловской области о включении периода работы с *Дата* по *Дата* – водителем автомашины на вывозке древесины из леса в Асбестовском лесопункте, в специальный стаж работы непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, об обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с *Дата*
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Асбестовского городского суда А.А.Юрова