дело № 2-3599/2018
24RS0013-01-2018-003162-26
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 декабря 2018 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Демидовой В.В.,
при секретаре Лейхтлинг Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Емельяновского района Красноярского края в интересах Ермаковой Людмилы Николаевны к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Частоостровская СОШ о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Емельяновского района Красноярского края обратился в суд с иском к интересах Ермаковой Л.Н. к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Частоостровская СОШ о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы в размере 45091 рубль 80 копеек. Требования мотивированы тем, что в пункте 4.2 постановления Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года N 38-П указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст. 37, ч. 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений. Ермакова Л.Н. осуществляет трудовую деятельность в МБОУ Частоостровская СОШ на 1 ставке <данные изъяты> и на 0,5 ставке <данные изъяты>. Прокурорской проверкой установлено, что за период работы с 1.01.2018 по 1.07.2018 Ермаковой Л.Н. начислялась заработная плата за 1 ставку <данные изъяты> и за 0,5 ставки <данные изъяты> из расчета минимальной заработной платы, включающей в себя районный и северный коэффициенты, в связи с чем, за указанный период ей была недоначислена заработная плата, что является нарушением трудовых прав гражданина. Просил взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату в пользу Ермаковой Л.В. в сумме 45091 рубль 80 копеек за период с 1.01.2018 по 1.07.2018.
Впоследствии к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены МКУ «Управление образованием администрации Емельяновского района», МКУ «Центр по бюджетному учету» и администрация Емельяновского района Красноярского края.
В судебном заседании помощник прокурора Алексеев Р.О.,истец Ермакова Л.В. исковые требования поддержали. Представитель ответчика МБОУ Частоостровская СОШ Аверченко Д.П. иск не признал. Представители привлеченных третьих лиц в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ - в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ.
Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
На основании ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Как следует из ст. 146 Трудового кодекса РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.
При этом ст. 148 Трудового кодекса РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения от 01 октября 2009 г. N 1160-О-О, от 17 декабря 2009 г. N 1557-О-О, от 25 февраля 2010 г. N 162-О-О и от 25 февраля 2013 г. N 327-О).
Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данная правовая позиция подтверждена и постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года N 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст. 37, ч. 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации Красноярского края от 24.04.1992 г. N 160-г "Об установлении районного коэффициента к заработной плате" с 1 апреля 1992 г. размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в размере - 1,30.
На основании постановления Министерства труда РФ от 11.09.1995 N 49 в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате.
Данное постановление, устанавливающее повышенный коэффициент к заработной плате в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями в размере - 1,3, применяется и на территории Емельяновского района.
Судом установлено, что истец принята в МКОУ Частоостровская СОШ <данные изъяты> на основное место работы на 1 ставку по трудовому договору от 8.05.2003 № 7; приказом от 29.08.2016 № 03-01-05 переведена <данные изъяты> на 1 ставку; принята на 0,5 ставки <данные изъяты>, что подтверждается карточкой – справкой за 2018 год.
Как следует из представленных в материалы дела истцом справки 2-НДФЛ, справки-расчета, карточки-справки и расчетных листов, в январе-июне 2018года истцом отработана норма рабочего времени на 1,5 ставке. Согласно справке о доходах физического лица за 2018 года Ермаковой Л.Н. выплачена заработная плата за работу на 1,5 ставки в январе 16524 рубля, в феврале 16524 рубля, в марте 16524 рубля, в апреле 16524 рубля, в мае 16744 рубля 50 копеек, в июне 16744 рубля 50 копеек.
Истец суду пояснила, что в спорный период ею отработана норма рабочего времени за 1,5 ставки.
Рассматривая дело по представленным доказательствам, суд учитывает, что заработная плата работника за полностью отработанный месяц должна быть определена в размере не менее установленного в Российской Федерации МРОТ, а районный коэффициент и надбавка за стаж работы в особых климатических условиях, должны начисляться сверх установленного законодательством МРОТ.
В соответствии с установленным Федеральным законом от 28.12.2017 N 421-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" с 1.01.2018 установлен МРОТ в сумме 9489 рублей в месяц, с начислением на данную сумму районного коэффициента - 30% и надбавки за стаж работы в особых климатических условиях - 30%, с учетом выполнения нормы рабочего времени.
В соответствии с установленным Федеральным законом от 7.03.2018 N 41-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" с 1.05.2018 установлен МРОТ в сумме 11163 рубля в месяц, с начислением на данную сумму районного коэффициента - 30% и надбавки за стаж работы в особых климатических условиях - 30%, с учетом выполнения нормы рабочего времени.
Таким образом, с 01.01.2018 истец должен был получать размер заработной платы за полностью отработанный месяц по 1 ставке не менее не менее 15182 рублей 40 копеек, с 01.05.2018 - не менее 17860 рублей 80 копеек.
Поскольку с января по июль 2018 года истцом отработана норма рабочего времени по 1 ставке <данные изъяты> и по 0,5 ставки <данные изъяты>, ответчиком доказательств обратного суду не представлено, согласно сведениям налогового органа об отработанном истцом периоде в каждом месяце и выплаченных суммах заработной платы, суд полагает, что размер заработной платы истца за спорный период с января по июнь 2018 г. не соответствовал требованиям трудового законодательства по 1,5 ставке, поскольку был ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, с учетом начисленных на него коэффициентов, рассматривая спор по заявленным исковым требованиям, подлежит взысканию заработная плата в размере 45091 рубль 80 копеек из расчета: за январь-апрель 2018 года ((9489 рублей х1,6) + (4744 рубля 50 копеек х1,6)=22773 рубля 20 копеек (подлежало выплате в месяц) -16524 рубля (выплачено)х4 мес (январь-апрель) + май-июнь 2018 года ((11163 рубля х1,6) + (5581 рубль 50 копеек х1,6)=20093 рубля 40 копеек (подлежало выплате) -16744 рубля 50 копеек (выплачено)х2 мес).
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ суд полагает возможным взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину 1552 рубля 76 копеек ((45091 рубль 80 копеек -20000 рублей)х3%+800 рублей)).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Емельяновского района Красноярского края в интересах Ермаковой Людмилы Николаевны к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Частоостровская СОШ о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы удовлетворить.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Частоостровская СОШ в пользу Ермаковой Людмилы Николаевны заработную плату 45091 рубль 80 копеек.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Частоостровская СОШ в доход местного бюджета государственную пошлину 1552 рубля 76 копеек.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в месячный срок.
Председательствующий Демидова В.В.