Решение по делу № 12-77/2021 от 27.10.2021

Дело № 12-77/2021

РЕШЕНИЕ

г. Алапаевск                                                                                                  03 декабря 2021 года

    Судья Алапаевского городского суда Свердловской области Мелкозерова Т.В.,

с участием старшего помощника Алапаевского городского прокурора Красноперовой И.Г.,

защитника юридического лица - Администрации Махневского муниципального образования, в отношении которого ведется производство по делу - Кислых А.В., действующего на основании доверенности № 5 от 15.10.2021,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, Администрации Махневского муниципального образования на постановление главного государственного санитарного врача в городе Алапаевск, Алапаевском, Артемовском и Режевском районах, начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Алапаевск, Алапаевском, Артемовском и Режевском районах ФИО1 от 30.09.2021 года,

которым юридическому лицу

Администрации Махневского муниципального образования, юридический адрес: Свердловская область, Алапаевский район, пгт Махнево, ул. Победы, д. 107, ИНН 6601013196, ОГРН 1086601001167,

назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением главного государственного санитарного врача в городе Алапаевск, Алапаевском, Артемовском и Режевском районах, начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Алапаевск, Алапаевском, Артемовском и Режевском районах ФИО1 от 30.09.2021 года Администрация Махневского муниципального образования (сокращенное наименование Местная администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей.

    Не согласившись с указанным постановлением, защитник юридического лица Кислых А.В. подал на него жалобу, просит указанное постановление отменить, как незаконное и необоснованное, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование своей позиции ссылается на то, что земельный участок вблизи пос. Муратково примерно в 205 м на север от ориентира здание, расположенное по адресу: Свердловская область, Алапаевский район, пос. Муратково, ул. Вокзальная, д. 1 с 05.05.2021 года предоставлен в аренду гражданину ФИО2, что подтверждается договором аренды земельного участка № 4 от 05.05.2021 года и актом приема-передачи в аренду земельного участка от 05.05.2021 года, в связи с чем место сбора ТКО, указанное в постановлении, находится на земельном участке, переданном в аренду. несанкционированные свалки, выявленные в лесном массиве вблизи пос. Муратково, находятся на земельных участках, не принадлежащих Администрации Махневского муниципального образования.

    В судебном заседании защитник Кислых А.В. доводы жалобы поддержал в полном объеме, настаивал на ее удовлетворении. При этом указал, что адрес в договоре аренды указан иной, чем в разрешении на использование земельного участка для временного размещения ТКО, и подтверждающих документов о том, что ФИО2 передан именно тот участок, на котором размещена площадка для сбора ТКО, не имеется. Также пояснил, что не знает по каким причинам после заключения указанного договора аренды с Краюхиным от 05.05.2021 года была выдано новое разрешение в адрес Муратковской сельской администрации на использование земельного участка для временного размещения ТКО от 23.06.2021 года. Иных доводов в обоснование своей позиции не привел.

Старший помощник Алапаевского городского прокурора Красноперова И.Г. в судебном заседании просила оставить постановление должностного лица без изменения, считая его законным и обоснованным, а факт совершения Администрацией Махневского муниципального образования вмененного правонарушения доказанным материалами дела. Пояснила, что проверка проводилась Алапаевской городской прокуратурой во исполнение поручения Свердловской областной прокуратуры на основании обращения депутата Законодательного Собрания Свердловской области ФИО3 в интересах ФИО4 с привлечением специалистов Роспотребнадзора.

    Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника, прокурора, судья приходит к следующим выводам.

    Согласно ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении проверяется судьей в полном объеме на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

    В соответствии с положениями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

    Административная ответственность по ч. 1 ст. 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

    В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон № 52-ФЗ) граждане имеют право, в том числе, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ст. 11 данного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно – эпидемиологический надзор должностных лиц.

Порядок, условия и способы сбора, транспортировки и захоронения бытовых отходов устанавливаются органами местного самоуправления (ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ).

Статьей 39 Федерального закона № 52-ФЗ предусмотрено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 утверждены СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Пунктом 17 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что вывоз и сброс отходов в места, не предназначенные для обращения с отходами, запрещен.

В соответствии с п.п. 11, 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального и городского округа, в том числе, относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа и участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Аналогичное положение о полномочиях органов местного самоуправления закреплены в ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 89 от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления», согласно которой к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 13 названного выше закона территории городских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории городских и других поселений осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 2 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 51 данного Федерального закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации, запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, а также размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

В соответствии со ст. 13.4 ч. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации; места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (ч. 3 указанной статьи).

Аналогичные положения содержатся в п. 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039.

В соответствии с п. 3 Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно п. 4 Правил в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка).

    Пунктом 6 Правил установлено, что в целях оценки заявки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов уполномоченный орган запрашивает позицию соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее - запрос).

    По запросу уполномоченного органа территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, подготавливает заключение и направляет его в уполномоченный орган в срок не позднее 5 календарных дней со дня поступления запроса.

    Согласно п. 7 Правил по результатам рассмотрения заявки уполномоченный орган принимает решение о согласовании или отказе в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

Таким образом, на органы местного самоуправления возложено бремя содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов с соблюдением требований, в том числе, санитарно-эпидемиологического законодательства.

Как установлено должностным лицом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Алапаевск, Алапаевском, Артемовском и Режевском районах и усматривается из материалов дела, 21.06.2021 года в период времени с 12 часов 00 минут до 15 часов 30 минут Алапаевской городской прокуратурой по обращению депутата Законодательного Собрания Свердловской области ФИО3, обратившегося в интересах ФИО4 проведена проверка соблюдения федерального законодательства об отходах производства и потребления при организации места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, а также по факту несанкционированного размещения отходов на территории поселка Муратково Алапаевского района Свердловской области.

В ходе проверки, проведенной Алапаевской городской прокуратурой совместно со специалистом – экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Алапаевск, Алапаевском, Артемовском и Режевском районах, установлено, что на территории пос. Муратково примерно в 205 м на север от ориентира – здание, расположенное по адресу: Свердловская область, Алапаевский район, пос. Муратково, ул. Вокзальная, 1 организована площадка для накопления ТКО на основании разрешения на использование земель или земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственности на которые не разграничена, без предоставления и установления сервитута, регистрационный номер 34 от 23.12.2020 года, выданного Муратковской сельской администрации Махневского муниципального образования в лице главы Махневского муниципального образования ФИО5 Аналогичное разрешение выдано 23.06.2021 года.

Проверкой установлено, что при организации указанной выше площадки накопления ТКО нарушен порядок создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, предусмотренный разделом II Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», в нарушение п.п. 6 и 7 данного раздела решение о согласовании или отказе в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, на территории п. Муратково, органом местного самоуправления до настоящего времени не получено, накопление ТКО осуществляется в отсутствие такого решения, что свидетельствует о несанкционированном размещении ТКО на указанной площадке. Твердые коммунальные отходы собираются бесконтейнерным способом.

Кроме этого, в лесном массиве вблизи пос. Муратково на земельных участках с неразграниченной формой собственности выявлены факты несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (упаковки от товаров, непригодные для дальнейшего использования, отходы пищевых продуктов и предметов быта, потерявшие потребительские свойства, стеклянные бутылки, полиэтиленовые пакеты, отходы от текущего ремонта жилых помещений), другого мусора, образованного в процессе деятельности физических лиц: (географические координаты: широта – 58,446345, долгота – 62,403424, широта – 58,446883, долгота – 62,403327, широта – 58,440074, долгота – 62,406485).

В связи с указанным 09.07.2021 года заместителем Алапаевского городского прокурора в отношении Администрации Махневского муниципального образования возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По результатам рассмотрения дела должностным лицом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Алапаевск, Алапаевском, Артемовском и Режевском районах 30.09.2021 года вынесено постановление о привлечении Администрации Махневского муниципального образования к административной ответственности с назначением ей административного наказания в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей.

Факт совершения административного правонарушения и виновность Администрации Махневского муниципального образования подтверждены совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: постановлением заместителя Алапаевского городского прокурора Манькова А.Ю. от 09.07.2021 года о возбуждении дела об административном правонарушении; справкой Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Алапаевск, Алапаевском, Артемовском и Режевском районах от 22.06.2021 года о выявленных нарушениях; разрешениями на использование земель или земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления и установления сервитута от 10.04.2020 года, 23.12.2020 года, 23.06.2021 года; публичными кадастровыми картами; схемой границ земельного участка; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении Администрации Махневского муниципального образования и иными материалами дела.

Постановление заместителя Алапаевского городского прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащими должностными лицами, и оснований не доверять сведениям, указанным в них, не имеется.

Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации Махневского муниципального образования.

Действия Администрации Махневского муниципального образования по ч. 1 ст. 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями КоАП РФ и санитарно-эпидемиологического законодательства РФ.

В п. 38 ст. 31 Устава Махневского муниципального образования, принятого Решением Думы Махневского МО от 04.12.2008 № 60, указано, что Местная Администрация осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения городского округа, такие как участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Довод жалобы о том, что земельный участок вблизи пос. Муратково примерно в 205 м на север от ориентира здание, расположенное по адресу: Свердловская область, Алапаевский район, пос. Муратково, ул. Вокзальная, д. 1 передан в аренду ФИО2, в связи с чем не принадлежит Администрации Махневского муниципального образования, не нашел своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, поскольку договором аренды земельного участка № 4 от 05.05.2021 ФИО2 предоставлен земельный участок по адресу: Свердловская область, городской округ Махневское, пос. Муратково, ул. Кедровая, примерно в 80 м по направлению на северо-восток от дома № 1. Также указанный довод опровергается и действиями Администрации в исследуемый судьей период, выдавшей разрешение в адрес Муратковской сельской администрации на использование земельного участка для временного размещения ТКО от 23.12.2020 года и 23.06.2021 года, то есть в период действия договора аренды.

    Кроме того, заключение договора аренды не освобождает Администрацию Махневского МО от обязанности по содержанию указанного объекта, в том числе путем осуществления необходимого контроля за надлежащим исполнением взятых на себя обязательств и применения мер ответственности.

    Довод о том, что земельные участки в лесном массиве вблизи пос. Муратково, на которых установлено наличие несанкционированных свалок ТКО, не принадлежат Администрации Махневского МО, основан на неправильном понимании норм права, поскольку полномочия собственника земельных участков, на которые право государственной собственности не разграничено, относятся к полномочиям органов местного самоуправления, в данном случае к полномочиям Администрации Махневского МО.

Административное наказание назначено юридическому лицу в пределах санкции ч. 1 ст. 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 названного Кодекса, с учетом характера и обстоятельств совершенного административного правонарушения; обстоятельств дела в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и конкретные обстоятельства дела, имущественного и финансового положения юридического лица, поэтому является справедливым и соразмерным содеянному.

    Оснований, позволяющих признать совершенное Администрацией правонарушение малозначительным, по делу не установлено. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в нарушении норм санитарного законодательства, что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, с учетом чего указанное деяние не может быть признано малозначительным.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица, не имеется.

Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу юридического лица, по делу не усматривается.

Иных значимых доводов, ставящих под сомнение законность оспариваемого определения, жалоба не содержит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление главного государственного санитарного врача в городе Алапаевск, Алапаевском, Артемовском и Режевском районах, начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Алапаевск, Алапаевском, Артемовском и Режевском районах ФИО1 от 30.09.2021 года в отношении Администрации Махневского Муниципального образования по ч. 1 ст. 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - оставить без изменения, жалобу защитника Кислых А.В. – без удовлетворения.

    Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Алапаевского городского суда                                              Т.В. Мелкозерова

12-77/2021

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Администрация Махневского МО
Другие
Кислых Алексей Владимирович
Суд
Алапаевский городской суд Свердловской области
Судья
Мелкозёрова Т. В.
Статьи

ст.6.35 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
alapaevsky--svd.sudrf.ru
27.10.2021Материалы переданы в производство судье
27.10.2021Истребованы материалы
12.11.2021Поступили истребованные материалы
03.12.2021Судебное заседание
03.12.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
09.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее