Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3998/2021 ~ М-3333/2021 от 18.06.2021

КОПИЯ

Дело № 2-3998/2021

УИД- 66RS0003-01-2021-003325-35

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(мотивированное решение изготовлено 14.10.2021)

07 октября 2021 года Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Шимковой Е.А., при помощнике судьи Ксинтарис Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Александровой Татьяны Ивановны к ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» о признании незаконным решения,

установил:

Александрова Т.И. (далее также – истец) обратилась в суд с настоящим иском к ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» (далее также – ответчик, Фонд), в порядке Кодекса административного судопроизводства РФ.

Требования иска мотивированы следующим. Распоряжением Главы Администрации Октябрьского района г. Екатеринбурга от 08.04.2013 *** многодетная семья истца в составе 5 человек была признана нуждающейся в жилом помещении в целях предоставления социальной выплаты для обеспечения жильем, на основании которого семья была включена в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан» областной целевой программы «Развитие жилищного комплекса в Свердловской области» (в настоящее время - подпрограмма 1 «Стимулирование развития жилищного строительства» государственной программы Свердловской области по реализации основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года»). В мае 2021г. истцу стало известно, что ответчиком было принято решение об исключении многодетной семьи истца из числа признанных нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления социальных выплат для обеспечения жильем. В качестве причины указано предоставление социальной выплаты взамен земельного участка. С указанным решением истец не согласен. Истцом подавались два разных заявления: на предоставление земельного участка и на получение социальной выплаты для обеспечения жильем, как участники «Подпрограммы 1». Дав согласие на получение социальной выплаты взамен предоставления бесплатно земельного участка, находящегося в государственной собственности Свердловской области истец был уверен, что указанная выплата равноценна стоимости именно земельного участка, а потому ее получение является основанием для снятия с учета на предоставление земельного участка, а не с учета, связанного с предоставлением жилого помещения или социальной выплаты на улучшение жилищных условий. В настоящее время истец и члены ее семьи проживают в общежитии, где занимают одну комнату площадью 12 кв.м.

На основании изложенного, истец просит:

- возложить на ответчика обязанность отменить решение о снятии истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в Программе обеспечения жильем;

- восстановить истца и его семью в списке граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в Программе обеспечения жильем.

Исковое заявление принято к производству суда в порядке гражданского судопроизводства, поскольку, по смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 (ред. от 17.12.2020) "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации").

При таких обстоятельствах, заявленные истцом требования подлежат рассмотрению в порядке гражданского процессуального законодательства.

В силу ч.1 ст. 16.1 КАС РФ при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, другие - в порядке административного судопроизводства, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

В порядке подготовки определением от 22.06.2021, а также определением от 17.08.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: члены семьи истца: Александров Валерий Геннадьевич, действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей, ***4, ***5, ***6; МУГИСО, администрация Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга; Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (л.д.3,41).

Истец и представитель истца по доверенности Лунегова В.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом; от представителя поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, на исковых требованиях настаивает (л.д.147).

Представитель ответчика по доверенности Валова О.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, поддержала доводы письменного отзыва, представленного в суд ранее (л.д.24-26).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, Администрация Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга, по доверенности Янченкова О.Н., в судебном заседании разрешение требований оставила на усмотрение суда, дополнительно пояснив, что Александрова Т.И. и члены ее семьи с 08.04.2013 до настоящего времени состоят в реестре многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, номер в очереди – 27.

Иные лица в суд не явились, извещены надлежащим образом.

От представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, МУГИСО, по доверенности ***17., Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, по доверенности ***16., в суд поступили письменные отзывы (л.д.39, 142-143), в которых указано на несогласие с исковыми требованиями и просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

От иных лиц каких-либо ходатайств или отзывов на иск до даты судебного заседания не поступало.

Принимая во внимание, что все лица и стороны извещались о времени судебного заседания надлежащим образом, своевременно, установленными ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации способами, и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, в том числе извещались публично в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на сайте суда, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, с учетом мнения явившихся лиц, определил рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, каждое доказательство в отдельности и все в совокупности, о дополнении которых до судебного заседания ходатайств заявлено не было, суд приходит к следующему.

В силу ст. ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что семья истца является многодетной, состоит из пяти человек: Александрова Татьяна Ивановна, Александров Валерий Геннадьевич и трое несовершеннолетних детей: ***4, *** г.р., ***5, *** г.р., ***6, *** г.р. (л.д.52-65,99-116,123-130).

Как следует из материалов дела, распоряжением Главы администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга от 08.04.2013 *** многодетная семья Александровой Т.И. признана нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 26.08.2011 г. N 3556 "Об утверждении порядка признания многодетных семей нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления социальных выплат для строительства жилых помещений", Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 02.07.2012 г. №2864 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание многодетных семей нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления социальных выплат для строительства жилых помещений» и решением комиссии по ведению учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма (л.д.30).

Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 № 4487-ПП «Об утверждении областной целевой программы «Развитие жилищного комплекса в Свердловской области на 2011-2015» определен перечень лиц, нуждающихся в жилых помещениях.

На основании заявления Александровой Т.И. от 30.04.2013 (л.д.29) семья Александровой Т.И. включена в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан» областной целевой программы «Развитие жилищного комплекса в Свердловской области» на 2011-2015 годы, что никем не оспаривалось.

Судом установлено, что действие вышеуказанной программы прекращено в связи признанием утратившим силу Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 № 4487-ПП, в настоящий момент действует подпрограмма 1 «Стимулирование развития жилищного строительства» государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года», утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 № 1296-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года».

Подпунктом 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

В соответствии с п. 4 ст. 22 Закона Свердловской области от 07.07.2004 № 180-ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» гражданам, имеющим трех и более детей, взамен земельного участка, находящегося в государственной собственности Свердловской области, предоставляемого в соответствии с пп. 3 п. 2 настоящей статьи, с их согласия в целях обеспечения жилыми помещениями предоставляется социальная выплата. Размер социальной выплаты, условия и порядок ее предоставления устанавливаются Правительством Свердловской области.

Во исполнение Закона Свердловской области от 07.07.2004 № 180-ОЗ принято Постановление Правительства Свердловской области от 10.08.2018 № 492-ПП «О реализации п. 4 ст. 22 Закона Свердловской области от 07.07.2004 № 180-ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области».

Постановлением Правительства Свердловской области от 10.08.2018 № 492-ПП утверждены условия и порядок предоставления социальной выплаты гражданам, имеющим трех и более детей, взамен земельного участка, находящего в государственной собственности Свердловской области, предоставляемого для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно, а также утверждена форма согласия на предоставление социальной выплаты взамен земельного участка.

В соответствии с указанной формой, с предоставлением данной социальной выплаты утрачивается право на предоставление социальной выплаты за счет средств областного бюджета на строительство (приобретение на первичном рынке жилья жилых помещений, реконструкция индивидуальных жилых домов, предоставляемых в рамках подпрограммы 1 «Стимулирование развития жилищного строительства» государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года», утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 № 1296-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года».

Как указывает истец и подтверждается материалами дела, Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 06.05.2019 № *** семья Александровой Т.И. признана соответствующей условиям, предусмотренным в п.2 условий и порядке предоставления социальной выплаты, утвержденных Постановлением Правительства Свердловской области от 10.08.2018 № 492-ПП «О реализации п. 4 ст. 22 Закона Свердловской области от 07.07.2004 № 18-03 «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» (л.д.134,135).

Материалами дела подтверждается, что на основании указанного приказа и Согласия на предоставление социальной выплаты (л.д.119) истцу и ее супругу была произведена выплата в общем размере 200 000 руб. (л.д.35).

Письмом от 24.07.2020 *** (л.д.34), от 25.05.2021 № *** (л.д.36) ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» уведомил истца о том, что она являлась участником подпрограммы 1 «Стимулирование развития жилищного строительства» государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 N° 1296-ПП (далее - Подпрограмма 1), в рамках которой предоставляются социальные выплаты за счет средств областного бюджета на строительство (приобретение на первичном рынке жилья) жилых помещений, реконструкцию индивидуальных жилых домов, в соответствии с порядком предоставления отдельным категориям граждан социальных выплат для обеспечения жильем (далее - Порядок); согласно подпункту 6 пункта 14 раздела 2 Порядка, основанием для отказа во включении в списки граждан - участников Подпрограммы 1 является получение гражданином, имеющим трех и более детей, социальной выплаты взамен земельного участка, находящегося в государственной собственности Свердловской области, предоставляемого для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно, условия и порядок предоставления которой утверждены Постановлением Правительства Свердловской области от 10.08.2018 N° 492-ПП (подп. 6 введен Постановлением Правительства Свердловской области от 13.09.2018 № 603-ПП). В связи с получением информации о том, что Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 06.05.2019 года *** Александровой Т.И. была предоставлена социальная выплата взамен земельного участка, находящегося в государственной собственности Свердловской области, предоставляемого для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно, семья истца не была включена в список многодетных семей - участников Подпрограммы 1 на 2021-2024 годы, так как это не соответствует Порядку Подпрограммы 1.

Оценивая указанные в данном письме основания для не включения многодетной семьи истца в список многодетных семей - участников Подпрограммы 1 на 2021-2024 годы, суд руководствуется следующим.

Статья 7 Конституции Российская Федерация провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты со стороны государства (ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации).

В частности, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 3 июля 1997 года N 84-О указал, что льготный порядок предоставления земельных участков отдельным категориям граждан в законодательстве обычно предопределен нуждаемостью в улучшении жилищных условий.

Соответственно, право на получение земельного участка на льготных условиях для строительства жилого дома (индивидуального жилищного строительства), предоставленное законодателем отдельным категориям граждан, относится к жилищным гарантиям.

В соответствии с ч. 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В целях соблюдения вышеуказанных социальных гарантий граждан Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 № 1487-ПП была утверждена областная целевая программа «Развитие жилищного комплекса в Свердловской области» на 2011 - 2015 годы», участником которой являлась семья истца.

Как указано выше, действие данной программы прекращено и настоящий момент действует подпрограмма 1 «Стимулирование развития жилищного строительства» государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года», утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 № 1296-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года», которой также предусмотрено предоставление социальных выплат на строительство (приобретение) жилья многодетным семьям.

В соответствии п. 3 Приложения 1 Подпрограммы 1 гражданин может получить социальную выплату для обеспечения жильем только один раз и привлекать в целях строительства (приобретения на первичном рынке жилья) жилого помещения, реконструкции индивидуального жилого дома собственные средства, средства материнского (семейного) капитала, средства кредитов (займов), предоставляемых организациями и (или) физическими лицами. Социальная выплата для обеспечения жильем не предоставляется, если гражданин и члены его семьи получали ранее финансовую поддержку из областного и (или) федерального бюджетов при обеспечении жильем.

Согласно пп. 6 п. 14 раздела 2 Приложения 1 основаниями для отказа во включении в списки граждан - участников Подпрограммы 1 являются получение гражданином, имеющим трех и более детей, социальной выплаты взамен земельного участка, находящегося в государственной собственности Свердловской области, предоставляемого для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно, условия и порядок предоставления которой утверждены Постановлением Правительства Свердловской области от 10.08.2018 № 492-ПП.

Постановлением Правительства Свердловской области от 10.08.2018 № 492-ПП «О реализации пункта 4 статьи 22 Закона Свердловской области от 7 июля 2004 года N 18-03 «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» (далее - постановление № 492 ПП) утверждена форма согласия на предоставление социальной выплаты взамен земельного участка, находящегося в государственной собственности Свердловской области, предоставляемого для индивидуального жилищного строительств собственность бесплатно.

В утвержденной форме указано, что с предоставлением данной социальной выплаты утрачивается право на предоставление социальной выплаты за счет средств области бюджета на строительство (приобретение на первичном рынке жилья) жилых помещений, реконструкцию индивидуальных жилых домов, предоставляемой в рамках подпрограммы «Стимулирование развития жилищного строительства» государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политика строительном комплексе Свердловской области до 2024 года», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 №1296-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года (далее - постановление № 1296-ПП).

Согласно ст. 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

Согласно ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случаях:

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей.

Вместе с тем, согласно информации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга (л.д.12,150) многодетная семья Александровой Т.И. до настоящего времени состоит на учете (в реестре) многодетных семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В силу п. 9 раздела №1 приложения №1 подпрограмма 1 «Стимулирование развития жилищного строительства» государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года», утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 № 1296-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года», социальная выплата для обеспечения жильем может использоваться гражданами для строительства (приобретения на первичном рынке жилья) одного или нескольких жилых помещений либо реконструкции индивидуальных жилых домов с целью увеличения жилой площади этих домов, расположенных на территории Свердловской области, в том числе для уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита (займа) на строительство (приобретение на первичном рынке жилья) жилого помещения, реконструкцию индивидуального жилого дома. Социальная выплата для обеспечения жильем может использоваться гражданами для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность члена жилищно-строительного кооператива, созданного в целях обеспечения жильем граждан в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральным законом от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства».

Из указанного перечня следует, что социальная выплата взамен земельного участка, находящегося в государственной собственности того или иного субъекта Российской Федерации, не предусмотрена подпрограммой.

По делу установлено, что семья Александровой Т.И., имеющая троих детей, получила социальную выплату взамен предоставления бесплатно земельного участка, находящегося в государственной собственности Свердловской области. Указанная выплата равноценна стоимости именно земельного участка, а потому ее получение является основанием для снятия с учета на предоставление земельного участка, а не с учета, связанного с предоставлением жилого помещения.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях); различия в объеме прав граждан допустимы только в том случае, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановления от 24 мая 2001 года N 8-П, от 3 июня 2004 года N 11-П, от 15 июня 2006 года N 6-П, от 5 апреля 2007 года N 5-П, от 10 ноября 2009 года N 17-П и от 24 октября 2012 года N 23-П; Определения от 4 декабря 2003 года N 415-О, от 27 июня 2005 года N 231-О и от 1 декабря 2005 года N 428-О).

В данном случае, компенсация за земельный участок, предоставление которого предусмотрено п. 5 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, по своему назначению не тождественна бюджетным средствам, предоставляемым на приобретение или строительство жилого помещения, предусмотренным п. 4 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Условия и порядок исполнения п. 4 ст. 22 Закона Свердловской области от 07.07.2004 № 18-ОЗ установлены постановлением Правительства Свердловской области от 10.08.2018 № 492-ПП (далее - Условия и порядок № 492).

Согласно пункту 2 Условий и порядка № 492, условиями предоставления социальной выплаты являются нахождение многодетной семьи на учете граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной собственности Свердловской области (далее - учет), и письменный отказ многодетной семьи от предоставления для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной собственности Свердловской области. При этом в силу п. 2 постановления Правительства Свердловской области от 10.08.2018 № 492-ПП и п. п. 5, 7, 11, 12 Условий и порядка № 492, размер социальной выплаты взамен предоставления бесплатно земельного участка не превышает 200 000 руб., а выплата производится за счет средств областного бюджета в пределах лимита бюджетных обязательств.

Таким образом, предусмотренная за счет средств бюджета Свердловской области социальная выплата взамен предоставления бесплатно земельного участка, не может относиться к выплате, осуществляемой в рамках реализации программы «Развитие жилищного комплекса в Свердловской области» на 2011 - 2015 годы», участником которой являлась нуждающаяся в улучшении жилищных условий многодетная семья истца.

Ссылаясь на положения п. 14 раздела 2 Постановления Правительства Свердловской области от 24.10.2013 № 1296-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года» ответчик не учел, что данная норма не предусматривает оснований для снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключения из состава программы «Развитие жилищного комплекса в Свердловской области» на 2011 - 2015 годы», а указывает лишь на то, что граждане, имеющие трех и более детей, получившие социальную выплату взамен земельного участка, находящегося в государственной собственности Свердловской области, не подлежат после этого включению в списки получателей социальных выплат для обеспечения жильем. При этом перечень списков получателей социальных выплат, в которые такие семьи впоследствии не могут быть включены, а также бюджеты, за счет которых такие выплаты производятся, не приведены.

Соответственно, ответчиком сделан неверный вывод о том, что семья истца, в состав которой входят трое несовершеннолетних детей, должна быть исключена из состава граждан-участников основного мероприятия программы «Развитие жилищного комплекса в Свердловской области» на 2011 - 2015 годы», только ввиду того, что данной семье из средств бюджета Свердловской области выделены 200 000 руб. в качестве социальной выплаты взамен земельного участка.

Ответчиком не представлено доказательств тому, что социальной выплатой, предназначенной в качестве компенсации за земельный участок, исполнено в отношении истца основное мероприятие программы «Развитие жилищного комплекса в Свердловской области» на 2011 - 2015 годы», а также то, что семья истца перестала быть нуждающейся в жилом помещении.

Признание государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в качестве конституционных ценностей Российской Федерации как социального государства предполагает возложение на органы государственной власти обязанности изыскивать средства и создавать другие предпосылки для повышения государственных пособий и субсидий, имея в виду необходимость их установления, в конечном счете, на уровне, отвечающем социальному предназначению и конституционной природе этих выплат.

Таким образом, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, не включение (тогда как семья истца уже была включена в указанный список) семьи истца в список многодетных семей, признанных нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления социальных выплат для строительства жилых помещений, не может быть признано законным.

В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

Истец просит возложить на ответчика обязанность отменить решение о снятии истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в Программе обеспечения жильем. Вместе с тем, такое решение не было представлено суду ни истцом, ни ответчиком, следовательно, удовлетворить данное требование в той формулировке, в которой оно заявлено истцом, суд не имеет возможности.

Учитывая, что ответчиком не был представлен суду соответствующий приказ (решение) об исключении семьи истца из списка многодетных семей - участников Подпрограммы 1 на 2021-2024 (о снятии истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в Программе обеспечения жильем), а информация о не включении в данный список содержалась только в письмах от 24.07.2020 №Ф/05-4764 (л.д.34), от 25.05.2021 № Ф/05-6419 (л.д.36), суд считает возможным удовлетворить требования иска, признав незаконным решение ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» по не включению семьи истца в список многодетных семей - участников Подпрограммы 1 на 2021-2024 и возложить обязанность восстановить положение семьи истца до такого не включения.

При таких обстоятельствах, иск подлежит частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 198, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление удовлетворить частично.

Признать незаконным решение ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» по не включению семьи Александровой Татьяны Ивановны в список многодетных семей - участников Подпрограммы 1 «Стимулирование развития жилищного строительства» государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 N° 1296-ПП», выраженное в письмах от 24.07.2020 №***, от 25.05.2021 № ***.

Возложить на ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» обязанность восстановить многодетную семью Александровой Татьяны Ивановны в списках в список многодетных семей - участников Подпрограммы 1 «Стимулирование развития жилищного строительства» государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 N° 1296-ПП», с даты первоначальной постановки на учет.

Требование Александровой Татьяны Ивановны к ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» о возложении обязанности отменить решение о снятии истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в Программе обеспечения жильем – оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Свердловский областной суд через Кировский районный суд города Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья /подпись/ Е.А. Шимкова

2-3998/2021 ~ М-3333/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Александрова Татьяна Ивановна
Ответчики
ГКУ Свердловской области "Фонд жилищного строительства"
Другие
МУГИСО
Администрация Октябрьского района г.Екатеринбурга
Александрова Дарья Валерьевна
Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области
Александров Даниил Валерьевич
Александров Валерий Геннадьевич,действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей,Александрова Владислава Валерьевича,Александрова Даниила Валерьевича,Александровой Дарьи Валерьевны
Администрация Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга
Александров Владислав Валерьевич
Суд
Кировский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Шимкова Екатерина Алексеевна
Дело на сайте суда
kirovsky.svd.sudrf.ru
18.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.06.2021Передача материалов судье
22.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.08.2021Судебное заседание
07.10.2021Судебное заседание
14.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее