Дело № ...
10RS0№ ...-68
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 июня 2020 года ........
Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Береговой С.В.
при секретаре Алиповой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П.Н.В. к Администрации Кондопожского муниципального района о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
П.Н.В. обратился с указанным иском по тем основаниям, что является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением от ХХ.ХХ.ХХ. На основании протокола заседания жилищной комиссии при исполкоме Кондопожского городского совета от ХХ.ХХ.ХХ был принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Указывает, что собственного жилья не имеет, проживает в двухкомнатной коммунальной квартире, площадью <...> кв.м. Просит обязать администрацию Кондопожского городского поселения предоставить П.Н.В., являющемуся ветераном боевых действий, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилое помещение по договору социального найма за счет средств федерального бюджета в границах Кондопожского городского поселения, отвечающее установленным требованиям для данного населенного пункта, поскольку он состоит в очереди в качестве нуждающегося в жилом помещении с <...>
Истец П.Н.В. в судебном заседанииподдержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель Администрации Кондопожского муниципального района, Министерства социальной защиты РК в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Заслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах одним из необходимых условий гарантирования права надостойный жизненный уровень является осуществление конституционного права гражданина РФ на жилище.
В силу ст. 40 Конституции РФ на органы государственной власти и органы местного самоуправления возлагается обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно статьям 14 и 15 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, осуществление муниципального жилищного контроля.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Судом установлено, что истец зарегистрирован по адресу: ........, ул......... ХХ.ХХ.ХХ.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости сведения о правах П.Н.В. на объекты недвижимости отсутствуют.
Как следует из представленных документов, П.Н.В. был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в общую очередь ХХ.ХХ.ХХ, в ХХ.ХХ.ХХ ему была предоставлена однокомнатная благоустроенная квартира по адресу: ........, в ........ была предоставлена двухкомнатная благоустроенная квартира по адресу: .........
В связи с предоставлением одной из указанных квартир П.Н.В. был снят с учета нуждающихся в жилом помещении.
В соответствии с распоряжением Главы Кондопожского городского поселения от ХХ.ХХ.ХХ № ...-р, П.Н.В. поставлен на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с ХХ.ХХ.ХХ, в связи с тем, что он не является членом собственника занимаемого жилого помещения.
До настоящего времени истцу жилое помещение по договору социального найма не предоставлено.
В соответствии с удостоверением, выданным Министерством обороны РФ, БК № ... от ХХ.ХХ.ХХ, П.Н.В., является ветераном боевых действий.
В соответствии с положениями пп. 3 п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу положений п. 11.1 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в пп. 3 п. 3 данной статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 01.01.2005 года, в числе которых указаны и ветераны боевых действий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Поскольку действующим жилищным законодательством основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам из числа ветеранов боевых действий, равно как и их право на первоочередное бесплатное обеспечение жильем непосредственно не предусмотрены, те из них, кто был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на соответствующий учет после 01.01.2005 года, согласно ЖК РФ приобретают право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях.
Аналогичная правовая позиция изложена Конституционным Судом РФ в определении от 04.02.2014 № 236-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина С.С. на нарушение его конституционных прав пп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах».
Конституционный суд РФ указал, что поскольку пп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» в редакции Федерального закона от 02.01.2000 № 40-ФЗ связывал предоставление льготы в виде первоочередного бесплатного предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов не только с наличием у лица статуса ветерана боевых действий, но и с признанием его нуждающимся в жилом помещении (о чем свидетельствовал факт постановки на учет уполномоченным органом), введение такого условия обеспечения указанной категории граждан жильем за счет средств федерального бюджета, как постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, было осуществлено исходя из необходимости обеспечения реализации права, приобретенного ветеранами боевых действий на основании ранее действовавшего правового регулирования. Соответственно, граждане из числа лиц, перечисленных в пп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах», которые по состоянию на 01.01.2005 года имели статус ветеранов боевых действий, но по какой-либо причине не были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не могут считаться приобретшими право на первоочередное бесплатное предоставление жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов, - в отношении них государство не принимало обязательств по обеспечению жильем в приоритетном порядке, в силу чего у них не возникло и право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Реализация конституционного права на получение жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в актах жилищного законодательства (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2002, № 123-О, от 04.03.2004 № 80-О, от 15.07.2010 № 955-О-О). Таким требованием в данном случае является совокупность следующих условий: наличие статуса ветерана боевых действий и принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005.
Исходя из приведенных норм, суд приходит к выводу, что оснований в предоставлении жилого помещения по договору социального найма П.Н.В., как ветерану боевых действий не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кондопожский городской суд Республики Карелия.
Судья С.В.Берегова
Решение в окончательной форме принято ХХ.ХХ.ХХ