РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июля 2020 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Осьмининой Ю.С.
при секретаре Пугачевой Н.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2316/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области к Сабатовскому Ю.В. о взыскании недоимки по налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области обратился в суд с административным иском к Сабатовскому Ю.В., в котором просил взыскать сумму задолженности по пени по транспортному налогу в размере 2 101,10 рублей, пени по налогу на имущество в размере 16 326,48 рублей, пени по земельному налогу в размере 203,66 рублей, ссылаясь на то, что административный ответчик, как лицо, состоящее на учете в качестве налогоплательщика, обязанное уплачивать законно установленные налоги в отношении принадлежащего ему имущества, земельного участка и транспортного средства, не исполнил своевременно установленную законом обязанность по уплате налога.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области в судебное заседание не явился, представил суду ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, пояснения, из которых следует, что пени по налогу на имущество физических лиц за 2014 налоговый период начислены ввиду того, что задолженность была оплачена налогоплательщиком после установленного срока до 16.04.2019 г., за 2015, 2016, 2017 налоговые периоды оплачены не были; пени по транспортному налогу за 2015 налоговый период были начислены, поскольку оплата транспортного налога была произведена позднее 01.12.2016 г., за 2016, 2017 налоговые периоды оплаты не поступало; пени по земельному налогу начислены в виду того, оплата задолженности по земельному налогу была произведена позднее 01.12.2016 г., за 2016, 2017 налоговые периоды оплаты не поступало.
Административный ответчик Сабатовский Ю.В. в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания был извещен своевременно и надлежащим образом, причины своей неявки суду не сообщил. Ходатайство об отложении разбирательства по делу, о рассмотрении дела в его отсутствие не представил.
В силу п. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, административного ответчика извещенных о месте и времени рассмотрения дела.
Суд, ознакомившись с материалами дела, возражениями на административное исковое заявление, дополнениями к ним, считает исковые требования Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок- уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, указал, что налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
Главой 28 НК РФ закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам.
В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 359 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В пункте 1 статьи 361 НК РФ определены налоговые ставки, которые устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 362, пунктами 1, 3 статьи 363 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Статьей 2 Закона Самарской области от 06.11.2002 г. № 86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области» установлены размер ставок, применяемых для транспортного налога.
Главой 32 НК РФ закреплено взыскание налога на имущество физических лиц, отнесенного к местным налогам и сборам.
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машиноместо; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно п. 1 ст. 402 НК РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, или исходя из инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято иное решение 1 п.2)
Решением Думы г.о.Тольятти Самарской области от 12.11.2014 г. №510 «О налоге на имущество физических лиц на территории г.о. Тольятти» определены ставки налога в зависимости от кадастровой стоимости объектов налогообложения.
В соответствии с п. 1 ст. 403 НК РФ, налоговая база определяется в ношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Статьей 409 НК РФ предусмотрено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Главой 31 НК РФ закреплено взыскание земельного налога, отнесенного к местным налогам и сборам.
В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Из ст. 390 НК РФ следует, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ст. 391 НК РФ).
Судом установлено и следует из материалов дела, ответчик Сабатовский Ю.В. в налоговые периоды 2015, 2016, 2017 имел в собственности автомобиль <данные изъяты> г/н №, автомобиль <данные изъяты> г/н №,земельный участок по адресу: <адрес> КН:№, земельный участок по адресу: <адрес> КН:№, гараж по адресу: <адрес> КН:№, жилой дом по адресу: <адрес>, КН: №.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 НК РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 НК РФ); налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом; направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (статья 363 НК РФ).
Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области было сформировано и направлено в адрес административного ответчика налоговое уведомление № от 04.09.2016 г. об уплате налога на имущество физических лиц, транспортного налога, земельного налога за 2015 г. в размере 46 444 рублей (автомобиль <данные изъяты> г/н № (налоговая база 101,9, налоговая ставка 40 рублей, количество владения в году 12 месяцев), автомобиль <данные изъяты> г/н № (налоговая база 173,9, налоговая база 43 рубля, количество владения в году 12 месяцев), земельный участок по адресу: <адрес> КН:№ (налоговая база 647 008 рублей, доля в праве 1,налоговая ставка 0,3 %, количество владения в году 12 месяцев), земельный участок по адресу: <адрес> КН:№ (налоговая база 1 127 638 рублей, доля в праве ?, налоговая ставка 0,2 %, количество владения в году 12 месяцев), гараж по адресу: <адрес> КН:№ (налоговая база 674 662 рубля, доля в праве 1, налоговая ставка 0,3 %, количество владения в году 12 месяцев, коэффициент к налоговому периоды 0,2), жилой дом по адресу: <адрес>, КН: № (налоговая база 20 431 707 рублей, доля в праве ?, налоговая ставка 0,3 %, количество владения в году 12 месяцев, коэффициент к налоговому периоду 1)) с установлением срока для уплаты до 01.12.2016 г.
Указанное выше налоговое уведомление было сформировано, направлено в адрес ответчика 20.09.2016 г., что подтверждается списком почтовых отправлений №.
В установленный срок до 01.12.2016 г. Сабатовский Ю.М. не исполнил установленную законом обязанность по уплате налога на имущество физических лиц, транспортного налога, земельного налога за 2015 г.
Из иска следует, что ввиду невнесения Сабатовским Ю.М. оплаты налога на имущество физических лиц, транспортный налог, земельный налог за 2015 налоговый период в его адрес было направлено требование об уплате налога № по состоянию на 22.12.2016 г. с предложением добровольно погасить недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере 31 821 рубль, по земельному налогу в размере 1 128 рублей, транспортному налогу – 11 554 рубля.
Указанное выше требование не было исполнено в установленный срок, недоимка была взыскана на основании судебного приказа № 2а-2038/2017 от 15.12.2017 г. Судебный приказ считается исполненным.
Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области было сформировано и направлено в адрес административного ответчика налоговое уведомление № от 21.09.2017 г. об уплате налога на имущество физических лиц, транспортного налога, земельного налога за 2016 г. в размере 46 675 рублей (автомобиль <данные изъяты> г/н № (налоговая база 101,9, налоговая ставка 40 рублей, количество владения в году 12 месяцев), автомобиль <данные изъяты> г/н № (налоговая база 173,9, налоговая база 43 рубля, количество владения в году 12 месяцев), земельный участок по адресу: <адрес> КН:№ (налоговая база 647 008 рублей, доля в праве 1,налоговая ставка 0,3 %, количество владения в году 12 месяцев), земельный участок по адресу: <адрес> КН:№ (налоговая база 1 127 638 рублей, доля в праве ?, налоговая ставка 0,2 %, количество владения в году 12 месяцев), гараж по адресу: <адрес> КН:№ (налоговая база 674 662 рубля, доля в праве 1, налоговая ставка 0,3 %, количество владения в году 12 месяцев, коэффициент к налоговому периоду 0,4), жилой дом по адресу: <адрес>, КН: № (налоговая база 20 431 707 рублей, доля в праве ?, налоговая ставка 0,3 %, количество владения в году 12 месяцев, коэффициент к налоговому периоду 1)) с установлением срока для уплаты до 01.12.2017 г.
В установленный срок до 01.12.2017 г. Сабатовский Ю.М. не исполнил установленную законом обязанность по уплате налога на имущество физических лиц, транспортного налога, земельного налога за 2016 г.
Ввиду невнесения Сабатовским Ю.М. оплаты налога на имущество физических лиц, транспортный налог, земельный налог за 2016 налоговый период в его адрес было направлено требование об уплате налога № по состоянию на 19.12.2017 г. с предложением добровольно погасить недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере 32 034 рублей, по земельному налогу в размере 1 128 рублей, транспортному налогу – 11 554 рубля.
Указанное выше требование не было исполнено в установленный срок, недоимка была взыскана на основании судебного приказа № 2а-598/2018 от 14.05.2018 г. Сведений об исполнении судебного приказа нет.
Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области было сформировано и направлено в адрес административного ответчика налоговое уведомление № от 23.08.2018 г. об уплате налога на имущество физических лиц, транспортного налога, земельного налога за 2017 г. в размере 46 795 рублей (автомобиль <данные изъяты> г/н № (налоговая база 101,9, налоговая ставка 40 рублей, количество владения в году 12 месяцев), автомобиль <данные изъяты> г/н № (налоговая база 173,9, налоговая база 43 рубля, количество владения в году 12 месяцев), земельный участок по адресу: <адрес> КН:№ (налоговая база 647 008 рублей, доля в праве 1,налоговая ставка 0,3 %, количество владения в году 12 месяцев), земельный участок по адресу: <адрес> КН:№ (налоговая база 1 127 638 рублей, доля в праве ?, налоговая ставка 0,2 %, количество владения в году 12 месяцев), гараж по адресу: <адрес> КН:№ (налоговая база 674 662 рубля, доля в праве 1, налоговая ставка 0,3 %, количество владения в году 12 месяцев, коэффициент к налоговому периоду 0,6), жилой дом по адресу: г. Тольятти, ул. Краснознаменная, д. 23, КН: 63:09:020161:2326 (налоговая база 20 431 707 рублей, доля в праве ?, налоговая ставка 0,3 %, количество владения в году 12 месяцев, коэффициент к налоговому периоду 1)) с установлением срока для уплаты до 01.12.2017 г.
В установленный срок до 03.12.2018 г. Сабатовский Ю.М. не исполнил установленную законом обязанность по уплате налога на имущество физических лиц, транспортного налога, земельного налога за 2016 г.
Ввиду невнесения Сабатовским Ю.М. оплаты налога на имущество физических лиц, транспортный налог, земельный налог за 2017 налоговый период в его адрес было направлено требование об уплате налога № по состоянию на 31.01.2019 г. с предложением добровольно погасить недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере 32 034 рублей, по земельному налогу в размере 1 128 рублей, транспортному налогу – 11 554 рубля.
Указанное выше требование не было исполнено в установленный срок, недоимка была взыскана на основании судебного приказа № 2а-798/2019 от 31.01.2019 г. Сведений об исполнении судебного приказа нет.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 НК РФ).
Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Согласно ст. 75 НК РФ в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежат начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога.
В адрес административного ответчика было направлено требование № по состоянию на 10.07.2019 г., в котором налоговый орган известил административного ответчика о необходимости уплатить пени по налогу на имущество, земельному налогу, транспортному налогу на общую сумму 18 631,24 рубля, которые необходимо оплатить в срок до 05.11.2019 г.
В установленный срок оплаты от административного ответчика не поступило, в связи с чем Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области обратилась к мировому судье судебного участка № 114 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании пени по земельному налогу в размере 203,66 рублей, по транспортному налогу в размере 2 101,10 рублей, по налогу на имущество физических лиц в размере 16 326 рублей. Мировым судьей был вынесен судебный приказ от 19.02.2020 г. о взыскании пени по налогам в общей сумме 18 631,24 рублей, который на основании заявления Сабатовского Ю.М., не согласившегося с его исполнением, определением от 06.03.2020 г. судебный приказ был отменен.
Задолженность по пени погашена не была, в связи с чем налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском.
С учетом того, что до настоящего времени возложенная налоговым законодательством на Сабатовского А.Ю. обязанность по уплате пени по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, транспортному налогу за 2015-2016-2017 г. в размере 18 631,24 рублей не исполнена, административным ответчиком доказательств, подтверждающих обратное, не представлено, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца о взыскании пени, и считает необходимым взыскать указанные суммы с административного ответчика, удовлетворив заявленные административные исковые требования.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов,- пропорционально удовлетворенной части исковых требований в доход федерального бюджета.
Таким образом, подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 745,24 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Самарской области удовлетворить.
Взыскать с Сабатовского Ю.М., сумму недоимки по пени по налогу на имущество физических лиц в общей сумме 18 631,24 рублей, из которых:
– пени по налогу на имущество физических лиц за период с 01.12.2015 г. по 09.07.2019 г. в размере 16 326,48 рублей;
– пени по транспортному налогу за период с 02.12.2016 г. по 09.07.2019 г. в размере 2 101,10 рублей.
– пени по земельному налогу за период с 02.12.2016 г. по 09.07.2019 г. в размере 203,66 рублей.
Взыскать с Сабатовского Ю.М. в доход бюджета г.о. Тольятти государственную пошлину в размере 745,24 рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 23.07.2020 г.
Председательствующий: Ю.С. Осьминина