Дело № 2а- 6139/2016-7
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 июня 2016 г. г. Петрозаводск
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
в составе судьи |
Н.Е. Деготь |
при секретаре |
С.В. Соснович |
с участием представителя административного истца |
Сусевой Е.В. |
административного ответчика |
Мамедова Э.А.о. |
прокурора |
Радьковой В.В. |
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия» к Мамедову Э.А.о. об установлении административного надзора,
У С Т А Н О В И Л:
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия» (далее – административный истец, Учреждение) обратилось в суд с административным исковым заявлением к ФИО3 (далее – административный ответчик, поднадзорное лицо) об установлении административного надзора по тем основаниям, что ФИО3 приговором Егорьевского городского суда Московской области от 18 марта 2010 года был осужден за совершение преступления, предусмотренного ч.1 ст.105 УК РФ, к семи годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В настоящее время отбывает наказание в ФКУ ИК-9 УФСИН России по РК, конец срока – 18 сентября 2016 года.
Не трудоустроен, за время отбывания наказания характеризуется отрицательно, поощрений не имеет, имеет 9 нарушений установленного порядка отбывания наказания, из которых 8 раз водворялся в штрафной изолятор. 19 сентября 2013 г. был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Учитывая вышеизложенное, заявитель просит рассмотреть вопрос об установлении административного надзора в отношении Мамедова Э.А.о. на срок 3 года, установив административные ограничения в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел, осуществляющий надзор.
В судебном заседании представитель ФКУ ИК-9 УФСИН России по РК Сусева Е.В. поддержала требования по мотивам, изложенным в административном исковом заявлении.
Мамедов Э.А.о. не возражал против установления административного надзора.
Прокурор в судебном заседании пояснила, что в отношении Мамедова Э.А.о. имеются основания для установления административного надзора в силу Федерального закона №64-ФЗ, однако с учетом того, что осужденный не является гражданином России, в настоящее время у него отсутствуют законные основания для проживания в России, полагает установление административного надзора в отношении осужденного невозможным.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам по следующим основаниям:
В соответствии с содержанием ч.ч.1, 3 ст.3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» № 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года (далее – Федерального закона № 64-ФЗ) административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
Основаниями установления административного надзора являются следующие обстоятельства: 1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; 2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
Административный ответчик приговором Егорьевского городского суда Московской области от 18 марта 2010 года осужден за совершение преступления, предусмотренного ч.1 ст.105 УК РФ, к семи годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В настоящее время отбывает наказание в ФКУ ИК-9 УФСИН России по РК, конец срока – 18 сентября 2016 года.
Не трудоустроен, за время отбывания наказания характеризуется отрицательно, поощрений не имеет, имеет 9 нарушений установленного порядка отбывания наказания, из которых 8 раз водворялся в штрафной изолятор. 19 сентября 2013 г. был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Учитывая изложенное, принимая во внимание факт осуждения Мамедова Э.А.о. за совершение особо тяжкого преступления, признания Мамедова Э.А.о злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, формально имеются правовые основания для установления в отношении Мамедова Э.А.о. административного надзора.
Вместе с тем, установлено, что Мамедов Э.А.о. является гражданином <адрес>, гражданином России не является. Законных оснований для проживания в Российской Федерации после освобождения из мест лишения свободы не имеет.
Из разъяснений, содержащихся в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 22 применение административного надзора к иностранным гражданам и лицам без гражданства возможно при условии их проживания (пребывания) на территории Российской Федерации на законных основаниях.
Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 24.10.2014 г. признано пребывание (проживание) в Российской Федерации Мамедова, являющегося гражданином Азербайджанской Республики, нежелательным сроком до 18 сентября 2024 года.
Указанное ограничение принято на основании части 5 статьи 25.10 Федерального закона N 114-ФЗ от 15 августа 1996 г. "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", в связи с наличием угрозы общественному порядку, правам и законным интересам граждан РФ, в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 199 от 7 апреля 2003 г. "Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации" по которому Министерство юстиции России входит в перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
В силу части 4 ст. 25.10 Федерального закона N 114-ФЗ иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.
Последствия несоблюдения иностранным гражданином лица без гражданства срока пребывания или проживания в Российской Федерации, предусмотрены ст. 31 Федерального закона N 115-ФЗ от 25 июля 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
В силу положения части 13 данной нормы Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации Постановлением N 728 от 19 июля 2012 г. утвердило Правила взаимодействия Федеральной миграционной службы и Федеральной службы исполнения наказаний при реализации международных договоров Российской Федерации о реадмиссии.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон) законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации. Из исследованных материалов дела следует, что Мамедов перечисленных документов не имеет.
Исходя из положений пп. 5 п. 1 ст. 7, пп. 5 п. 1 ст. 9, пп. 5 п. 9 ст. 18 Закона иностранному гражданину, осужденному за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, либо преступления, рецидив которого признан опасным, не могут быть выданы (а в случае их выдачи подлежат аннулированию) разрешение на временное пребывание в Российской Федерации, вид на жительство, патент и разрешение на работу (то есть документы, с наличием которых Закон связывает возможность законного нахождения на территории Российской Федерации).
В соответствии с п. 3 ст. 27 ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если это лицо имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.
На основании п. 2 ст. 28 указанного Федерального закона выезд из Российской Федерации иностранным гражданам или лицам без гражданства может быть ограничен в случаях, если они осуждены за совершение преступления на территории Российской Федерации, - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания, за исключением иностранных граждан или лиц без гражданства, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, в случае отсутствия у них в соответствии с решением суда материальных обязательств перед потерпевшей стороной.
Анализ перечисленных положений законодательства свидетельствует о том, что каких-либо законных оснований для проживания (пребывания) Мамедова Э.А.о. на территории Российской Федерации после отбытия наказания нет.
То обстоятельство, что после отбытия наказания Мамедов Э.А.о. может уклоняться от выезда с территории России, не является основанием для установления административного надзора, а может служить поводом для применения в отношении него установленных законодательством мер по перемещению за пределы Российской Федерации.
При таких обстоятельствах заявление об установлении административного надзора в отношении иностранного гражданина Мамедова Э.А.о. удовлетворению не подлежит.
Вместе с тем, Федеральный закон № 64-ФЗ не препятствует в дальнейшем обращению заинтересованного лица в суд с заявлением об установлении административного надзора повторно в случае возникновения у осужденного законных оснований на проживание в Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 272, 273, 298 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия» к Мамедову Э.А.о. об установлении административного надзора отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение десяти дней со дня принятия решения через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Н.Е. Деготь
Решение в окончательной форме изготовлено 17.06.2016.
Последний день подачи апелляционной жалобы – 27.06.2016.