К делу № 2-2847/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 декабря 2013 г. Октябрьский районный суд
г.Новороссийска
Краснодарского края в составе:
Председательствующего Бокий Н.М.
с участием прокурора г. Новороссийска Павловой В.Н.
при секретаре Туз Н.А.
рассмотрев дело по заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО <адрес>, МУП «Водоканал» об обязании организовать водоснабжение населения и об обязании обеспечения водоснабжения населения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО <адрес>, МУП «Водоканал» об обязании организовать водоснабжение населения и об обязании обеспечения водоснабжения населения.
В обоснование своего иска указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по факту ненадлежащего обеспечения населения <адрес> водоснабжением. В ходе проведенной проверки установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ водоснабжением муниципального образования <адрес> занималась организация ООО «ЮВК-Новороссийск» по договору аренды муниципального имущества водопроводного и канализационного комплекса, находящегося в собственности муниципального образования <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ договор аренды расторгнут.
На основании постановления администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № создано МУП «Водоканал», основной деятельностью которого является эксплуатация систем водоснабжения и канализации, оказание услуг по водоснабжению и водоотведению на территории МО <адрес> (свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 23 № от 22.02.2013).
МУП «Водоканал» приступил к своим функциям с ДД.ММ.ГГГГ г.
При этом, МУП «Водоканал» ненадлежащим образом осуществляет свои функции. Так, население <адрес> не обеспечивается водоснабжением не только в круглосуточном режиме, как того требует законодатель, но и имеют место факты полного отсутствия воды, либо ее подача по несколько часов в день.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определены цели и принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, а именно ст. 3 Федерального закона № 416-ФЗ гласит, что государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; повышения энергетической эффективности путем экономного потребления воды; снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод; обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение. Указано также о принципе приоритетности обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению.
Население городских и сельских поселений, в силу ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Ненадлежащее обеспечение населения питьевой водой может создать угрозу здоровью и жизни жителей <адрес>, пользующихся услугами централизованного водоснабжения, вызвать вспышку массовых инфекционных заболеваний и привести к тяжелым санитарно-эпидемиологическим последствиям.
В силу ч. 3 Жилищного кодекса РФ, никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно.
В нарушение перечисленных норм законодательства, МУП «Водоканал» нарушает права населения муниципального образования <адрес>, являющихся добросовестными потребителями.
Прокурор <адрес> просит суд обязать администрацию МО <адрес> организовать водоснабжение населения МО <адрес>, обязать МУП «Водоканал» обеспечить водоснабжение населения <адрес> в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 354.
В ходе судебного заседания представителями администрации МО <адрес>, МУП «Водоканал» было заявлено ходатайство о проведении судебной экспертизы, в связи с тем, что в <адрес> отсутствует техническая возможность для осуществления холодного водоснабжения в круглосуточном режиме.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ по делу № по данному гражданскому делу была назначена судебно-строительная экспертиза.
Проведение экспертизы поручено экспертам ООО НПФ «Эколог» (<адрес>), производство по делу приостановлено до момента изготовления экспертного заключения.
ДД.ММ.ГГГГ экспертное заключение поступило в суд. Производство по делу возобновлено.
В ходе судебного заседания помощник прокурора <адрес> - ФИО2, поддержала исковые требования, просит удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель МУП «Водоканал» - ФИО3, иск не признала, просила оставить его без удовлетворения, при этом пояснив, что в <адрес> отсутствует техническая возможность для обеспечения круглосуточного, бесперебойного водоснабжения, что подтверждается экспертным заключением ООО Научно-производственная фирма «ЭКОЛОГ». МУП «Водоканал» принимает все необходимые меры для стабилизации водоснабжения в <адрес>.
Представитель администрации <адрес> ФИО4 иск не признал, просил оставить его без удовлетворения, при этом пояснив, что в <адрес> отсутствует техническая возможность для обеспечения круглосуточного, бесперебойного водоснабжения, что подтверждается экспертным заключением ООО Научно-производственная фирма «ЭКОЛОГ». Администрацией МО <адрес> разработан и утвержден ряд программ, направленных на улучшение и стабилизацию водоснабжения МО <адрес>.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, установил.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных прав либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
Статья 45 ГПК РФ, предусматривает право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
МУП «Водоканал» осуществляет свою деятельность на территории <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ
Централизованная система подачи и распределения воды <адрес> из-за значительных перепадов высот городской территории представлена 32 локальными зонами. Подача воды в зоны осуществляется от Троицкого группового водопровода, Неберджаевского водопровода, Пенайских источников. Зоны водоснабжения формировались в процессе развития города и не имеют в полной мере взаимного резервирования. Обеспеченность зон водой, питающихся от Пенайских источников и Неберджаевского водохранилища, характеризуется зависимостью от сезонных колебаний мощности водоисточников.
Основная потребность <адрес> в питьевой воде обеспечивается за счет подземных вод Троицкого месторождения (ООО «Югводоканал» - ТГВ) - до 80% водопотребления.
Значительное увеличение объемов забора воды от ТГВ (Троицкого группового водозабора) на сегодняшний день невозможно по техническим причинам (изношенность сетей ТГВ в <адрес>, неудовлетворительное состояние насосного оборудования на промежуточных станциях второго и третьего подъема).
Таким образом, судом установлено и подтверждено экспертным заключением, что в настоящее время ООО «Югводоканал» - ТГВ не имеет технической возможности сколь-нибудь значимо увеличить реализацию воды.
Источником Неберджаевского водозабора служит Неберджаевское водохранилище на <адрес>. Из-за значительного износа гидротехнических сооружений и изменения нормативов по сейсмичности района размещения водохранилища (С 7 до 9 баллов) требуется его реконструкция.
Пенайские источники основаны на каптажных естественных выходах грунтовых вод. Общая производительность подземных водозаборов колеблется в зависимости от сезона года : 2,5 тыс.м3/сут - летом, 25 тыс.м3/сут - зимой.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что внастоящее время на Неберджаевском водохранилище сложилась критическая ситуация - в связи с отсутствием обильных осадков за период с ДД.ММ.ГГГГ по 1 квартал 2013 г. водохранилище полностью истощено. Кроме того, по тем же причинам снижен объем подачи воды и от Пенайских источников.
Ввиду сильного снижения подачи питьевой воды населению (аномальные погодные явления - малое количество выпавших осадков, прекращение работы Неберджаевского водохранилища из-за низкого уровня воды) комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации муниципального образования <адрес> было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ № о введении режима «Чрезвычайной ситуации» для органов управления и сил Новороссийского городского звена Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № на территории муниципального образования <адрес> с <данные изъяты> час. ДД.ММ.ГГГГ введен режим «Чрезвычайной ситуации».
Судом установлено, что в настоящее время режим «чрезвычайная ситуация» действует на территории МО <адрес>.
Система подачи и распределения воды города, включая поселковые и сельские сети, составляет <данные изъяты> км водопроводных сетей, из них одиночного протяжения (магистральные) <данные изъяты> км, уличной водопроводной сети - <данные изъяты>, внутриквартальной и внутридворовой - <данные изъяты> км. Износ сетей (90% и 100% изношенности по состоянию на 2013г) составляет около 58%, что на 2% меньше этого же показателя на 2006г. В силу большого износа, с учетом технологических нужд сетей и сооружений, фактические потери воды по городу составили 67,7%.
Общее количество действующих резервуаров запаса чистой воды (РЧВ) - 46 единиц, общая емкость РЧВ - <данные изъяты>, из них:
17 единиц РЧВ (35%) эксплуатируются с превышением нормативного срока службы.
Объем существующего резервуарного парка позволяет накапливать до 77% максимально-нормативного необходимого количества воды, потребного для обеспечения хозяйственно-питьевых нужд рассматриваемых районов <адрес>.
Технологические расходы воды при эксплуатации резервуарного парка составляют:
чистка резервуаров - 167,9 тыс. м3/год;
скрытые утечки из емкостных сооружений сверх норм естественной убыли - 72,86 тыс. м3/год;
Износ (более 60% изношенности) водопроводных сетей и сооружений <адрес> составляет не менее 70%, при этом 58% от общей протяженности магистральных водоводов, уличных и квартальных сетей находится в аварийном состоянии, что обуславливает неучтенные потери воды до 44% от ее общей подачи в город.
Суммарный износ сетей, резервуарного парка и насосного оборудования не позволяет в ближайшее время сколь - нибудь значимо сократить неучтенные потери воды в системах водоснабжения <адрес>.
Средний годовой объем воды, поданной в сеть (с учетом всех источников водоснабжения) по данным за 2012 год составил 46 019,4 тыс.м3/год или около 126 тыс. м3/сутки. В настоящее время населению реализуется только 8080.88 тыс. м3/год холодной воды и 1 859,675 тыс. м3/год - горячей воды, что суммарно составляет 26,6% от необходимого объема воды для обеспечения хозяйственно-питьевых нужд.
При этом передача воды населению составляет не более 55% от общего объема реализации и 17,5% от общей подачи воды в сети.
Дополнительно ОАО «АТЭК» покупает воду у МУП «Водоканал» и реализует ее для нужд населения горячей воды:
- 5 095 м3/ср. сут.
- 1 859 675 м3/год.
Суммарно на нужды населения подается 9 940,6 тыс м3/год или 27 234 м3/ср. Сут.
Оставшийся объем воды не дает возможности сколь-нибудь значимо повлиять на ситуацию с водоснабжением в МО <адрес>.
По результатам приведенных расчетов, общие неучтенные потери воды в системе водоснабжения оцениваются в объеме 12,8 млн м3/год, что составляет не менее 27,8% от объема забранной (из всех источников) воды. В сравнении с 2010г данный показатель снизился на 6,2 млн м3/год или на 32% относительно 2012г.
Недостаточные объемы реализации воды населению приводят к необходимости введения графиков подачи воды по части селитебных зон <адрес>.
Таким образом, судом установлено, подтверждено экспертным заключением и материалами дела, что в настоящее время у МУП «Водоканал» технической возможности организовать подачу воды населению по всем рассматриваемым районам города в круглосуточном режиме нет.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что в настоящее время за счёт бюджетных средств реализуется Программа поэтапного перевода зон водоснабжения города на режим круглосуточного водоснабжения, которая предусматривает реконструкцию существующих сетей с целью снижения потерь и прокладку новых водопроводов.
Также судом установлено, что Решением городской Думы муниципального образования <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении «Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования <адрес>» в части подпрограммы «Развитие водоснабжения МО <адрес> края», определена задача обеспечения дополнительной возможности подачи воды в город путем строительства водовода от <адрес> с подключением его к второй ветке ТГВ или к Таманскому водоводу. Данным Решением задекларировано выделение средств на строительство указанного водовода. Следует отметить, что данное Решение рассчитано на поэтапный и длительный период его реализации (до 2041 года).
Администрацией <адрес> разработана и утверждена программа по обеспечению устойчивости работы объектов водоснабжения <адрес> на период 2012-2015 гг. общая стоимость работ составляет 1 190,79 млн.руб. Администрацией МО <адрес> разработана и утверждена программа по обеспечению устойчивости работы объектов водоснабжения <адрес> на период 2012-2014 гг., общая стоимость работ по данной программе составляет 1 247,02 млн.руб. Администрацией МО <адрес> разработана программа по обеспечению устойчивости работы объектов и перспективы развития водоснабжения <адрес> на 2014 г., общая стоимость работ по данной программе составляет 731,6 млн.руб. Администрацией МО <адрес> разработана программа по обеспечению устойчивости работы объектов и перспективы развития водоснабжения <адрес> на 2013-2017 гг, общая стоимость работ по данной программе составляет 2199,48 млн.руб.
Также, администрацией города разработана инвестиционная программа для МУП «Водоканал», которая является неотъемлемой частью программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры <адрес>.
Кроме этого, судом установлено и подтверждено экспертным заключением от ДД.ММ.ГГГГ № 505, что, как Администрацией МО <адрес>, МУП «Водоканал» проводятся работы и все необходимые мероприятия по улучшению состояния обеспечения водой населения города, а именно:
МУ «Управления строительства» при Администрации <адрес> за счет местного бюджета в 2011 году выполнила следующие работы по объектам водоснабжения города:
- выполнен ремонт водопроводов по <адрес>;
- проведена реконструкция водовода по <адрес> года;
-ремонт уличного водопровода по <адрес>;
-ремонт водопровода по <адрес>;
-строительство РЧВ в районе <адрес>;
-строительство сетей по <адрес>;
-строительство инженерных сетей водоснабжения и канализации в микрорайоне 16А;
В 2012 - 2013 годах работы были продолжены. По состоянию на июль 2013 года:
- выполнено строительство сетей водопровода по <адрес>;
-проведена разработка гидравлической модели водоснабжения по городу Новороссийску;
-разработана рабочая документация по реконструкции и расширению водопровода <адрес>;
-подготовлена проектно-сметная документация на «Реконструкцию и расширение водопровода <адрес>»;
-ведутся работы по наружным сетям водопровода по <адрес>;
-осуществлена перекладка водопровода по <адрес> (Ду=300мм и Ду=160 мм);
Проводятся строительно-монтажные работы по реконструкции водопроводов по <адрес> до <адрес>.
Ведутся работы по разработке рабочей документации по программе «Реконструкция и расширение водопровода <адрес> (5-я очередь).
Перечисленные выше работы, выполняемые с участием местного бюджета, направлены на улучшение условий обеспечения населения <адрес> водой питьевого качества.
Таким образом, судом установлено и материалами дела подтверждено, что на протяжении трех лет администрацией МО <адрес> ведутся работы по организации водоснабжения населения МО <адрес>.
Также, судом установлено, что МУП «Водоканал» принимает все необходимые меры, направленные на обеспечение водоснабжением населения МО <адрес>, с учетом состояния водопроводно-канализационного комплекса, так как отсутствует техническая возможность для осуществления круглосуточного водоснабжения.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что для организации и обеспечения населения МО <адрес> водоснабжением в круглосуточном режиме, необходимо выполнить ряд мероприятий, направленных на приведение в надлежащее состояние системы водоснабжения <адрес>, на производство которых необходим длительный промежуток времени и большой объем денежных средств, что подтверждается Программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры МО <адрес>. При этом, в период проведения ремонтных работ, сети водоснабжения, которые не включены в программу, будут изнашиваться.
Таким образом, судом установлено и материалами дела подтверждено, что ни в действиях МУП «Водоканал», ни администрации МО <адрес> не установлены виновные действия в нарушении режима обеспечения населения МО <адрес> питьевой водой.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
По смыслу данной нормы решение должно быть безусловным, конкретным и реально исполнимым.
Фактически, ввиду вышеприведенных обстоятельств, решение суда об удовлетворении исковых требований прокурора <адрес>, будет заведомо неисполнимым.
Кроме того, прокурором <адрес> в обоснование своих требований не указано в каких конкретно районах муниципального образования <адрес> МУП «Водоканал», необходимо обеспечить водоснабжение в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 354.
Также, правовая позиция по обеспечению водоснабжением в круглосуточном режиме при отсутствии технической возможности дана Верховным Судом РФ. Так, в соответствии с определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ по делу № КАС07-660 (копию прилагаю), Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 307, не регулируют правоотношения, в случае если инженерные сети по своему техническому состоянию или характеристикам не соответствуют требованиям по обеспечению круглосуточного бесперебойного режима поставки воды.
Из смысла данного определения следует, что организация водно-канализационного хозяйства обязана поставлять воду бесперебойно только при наличии у такой организации технической возможности.
Суд считает, что данная позиция высшего органа судебной власти в РФ применима к данному судебному спору, в связи с тем, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 354, также регламентируют круглосуточное, бесперебойное водоснабжение.
Таким образом, судом установлено, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 354, не регулируют правоотношения на территории <адрес>, в части круглосуточного, бесперебойного водоснабжения и, как следствие, производство перерасчетов за графиковую подачи воды, в связи с отсутствием технической возможности поставлять холодную воду в круглосуточном режиме.
Судом не установлены виновные действия либо бездействия ответчиков. Доводы заявителя не подтверждены материалами дела. Ответчиками в материалы дела представлены документы, подтверждающие действия МУП «Водоканал» и администрации МО <адрес> направленные на улучшение водоснабжения города для осуществления водоснабжения в круглосуточном режиме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований прокурора <адрес> к администрации МО <адрес>, МУП «Водоканал» об обязании организовать водоснабжение населения и об обязании обеспечения водоснабжения населения в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 354, отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Новороссийска в течение 1 месяца.
Председательствующий Н.М.Бокий