Решение по делу № 12-265/2017 от 15.03.2017

Дело

РЕШЕНИЕ

22 ноября 2017 года г. Владивосток

Судья Первомайского районного суда г. Владивостока Приморского края Анциферова О.Е., <адрес>,

Рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе ООО «Востокморсервис» на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Востокморсервис» привлечен к административной ответственности по ст. 8.45 ч. 1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 500 000 рублей.

ООО «Востокморсервис» обратился в суд с жалобой на данное постановление, считает его незаконным и подлежащим отмене.

Определением Первомайского районного суда г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Востокморсервис» был восстановлен пропущенный процессуальный срок для обжалования указанного постановления.

В обоснование доводов жалобы ООО «Востокморсервис» указало, что согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ г. Тихоокеанское морское управление Росприроднадзора оно было уведомлено о времени и месте составления протокола в отношении него ДД.ММ.ГГГГ по <адрес> в <адрес>, время 14.51. Однако, впоследствии, по почтовой связи им был получено протокол по делу об административном правонарушении, в котором была указана дата его составления – ДД.ММ.ГГГГ Указанное обстоятельство, по его мнению, свидетельствует о составлении протокола по делу об административном правонарушении в отношении него, без его участия. Кроме того, письмом за трек номером 69009012047068 в его адрес было направлено определение г. от ДД.ММ.ГГГГ о назначении времени и места рассмотрения дела, при этом, было указано, что дело будет рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ в 11 час. 47 мин. по адресу: <адрес> в <адрес>. Согласно отчета об отслеживании почтового отправления вышеуказанное письмо ДД.ММ.ГГГГ только поступило на почту для отправки, а им было получено ДД.ММ.ГГГГ, что также свидетельствует о вынесении указанного постановления в его отсутствие. Поскольку протокол о возбуждении дела об административном правонарушении вынесен с нарушением установленного закона порядка, он в силу ч.3 ст.26.2 КоАП РФ не может являться доказательством. Просит постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным и отменить.

Представитель ООО «Востокморсервис» в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме, настаивал на ее удовлетворении, по указанным в жалобе основаниям.

Выслушав представителя ООО «Востокморсервис», изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Ответственность по части 1 статьи 8.45 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает за невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом.

Как следует из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения Департамента Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «Востокморсервис». В ходе плановой проверки было установлено нарушение требований ч.16 ст. 65 Водного кодекса РФ, а именно эксплуатация предприятия в отсутствие сооружений, обеспечивающих охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод. С целью устранения выявленных правонарушений ООО «Востокморсервис» было выдано предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от ДД.ММ.ГГГГ , «Оборудовать территорию используемого ООО «Востокморсервис» для осуществления основного вида деятельности сооружениями обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод поверхностным стоком», со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ В ходе внеплановой, документарной проверки выполнения вышеуказанного предписания установлено, что ООО «Востокморсервис» не предоставило документов, подтверждающих выполнение предписания, следовательно, деятельность ООО «Востокморсервис» осуществляется с нарушением требований действующего природоохранного законодательства.

По результатам указанной проверки ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю в отношении ООО «Востокморсервис» был составлен протокол об административном правонарушении , а ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о назначении административного наказания и ООО «Востокморсервис» был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.45 КоАП РФ.

Вместе с тем, при вынесении постановления о назначении административного наказания государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю не учтено следующее.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлен порядок привлечения лица к административной ответственности, который является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении.

Статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определены требования, предъявляемые к составлению протокола о совершении административного правонарушения. Данные требования продиктованы не только необходимостью зафиксировать факт правонарушения, но и обеспечить соблюдение гарантий защиты лица, привлекаемого к ответственности.

В силу части 1 статьи 25.1 настоящего Кодекса лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно ч.2 дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Согласно части 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные данным Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

В силу части 4 названной статьи Кодекса, физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Таким образом, протокол об административном правонарушении составляется при непосредственном участии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

Соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях может быть достигнуто не только в случае присутствия при составлении протокола лица, привлекаемого к ответственности, но также и в его отсутствие при условии его надлежащего извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Системный анализ положений ст. 25.1 и ст. 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении, обязано известить (уведомить) лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ. При этом закон не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.

При этом из совокупности указанных норм следует, что под надлежащим извещением необходимо понимать такое извещение, которое позволяет лицу заблаговременно в разумный срок узнать о месте и времени составления протокола.

В материалах дела имеется уведомление от ДД.ММ.ГГГГ г., которое было направлено в адрес ООО «Востокморсервис», согласно которому, ООО «Востокморсервис» надлежит прибыть ДД.ММ.ГГГГ в 14 час. 51 мин. в Тихоокеанское морское управление Росприроднадзора по адресу: <адрес> для участия в составлении протокола об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 8.45 КоАП РФ.

Вместе с тем, из протокола г. об административном правонарушении в отношении ООО «Востокморсервис» следует, что он был составлен ДД.ММ.ГГГГ

Уведомления о составлении протокола с указанием указанной даты в материалах дела не имеется.

Других сведений об извещении ООО «Востокморсервис» о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении и его рассмотрения ДД.ММ.ГГГГ, в деле не имеется и суду не представлено.

Таким образом, протокол об административном правонарушении в отношении ООО «Востокморсервис» составлен в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при отсутствии надлежащего извещения о месте и времени его составления в установленном порядке.

Данный факт является существенным нарушением процессуального законодательства, повлекшим нарушение права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Данные, которые могли бы свидетельствовать о том, что ООО «Востокморсервис» надлежащим образом извещено о дате, времени и месте составления протокола и его рассмотрении, в материалах дела отсутствуют.

По мнению суда, данные обстоятельства не могут расцениваться, как соблюдение условий, предусмотренных КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении, в связи с чем, суд приходит к выводу, что ООО «Востокморсервис» не было заблаговременно извещено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и его рассмотрении, что нарушило право юридического лица на защиту.

Согласно материалам дела об административном правонарушении постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ было вынесено в отсутствие представителя ООО «Востокморсервис», при этом, определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ было направлено в адрес ООО «Востокморсервис» ДД.ММ.ГГГГ и получено им ДД.ММ.ГГГГ

Указанное обстоятельство подтверждается представленным в материалы дела копией конверта, содержащего оттиск штампа почтового отделения при приеме почтового отправления в адрес ООО «Востокморсервис» – ДД.ММ.ГГГГ, а также следует из представленного в материалы дела отчета об отслеживании указанного оправления.

Следовательно, старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Востокморсервис», требования ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ не были выполнены.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Доказательства, свидетельствующие о том, что ООО «Востокморсервис» был извещен о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении в материалах дела отсутствуют.

Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.

Вынесение постановления старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора в отсутствие ООО «Востокморсервис» при отсутствии данных о извещении последнего, не создало необходимых условий для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, что является существенными нарушениями процедуры привлечения к административной ответственности, так как не позволили ООО «Востокморсервис» реализовать гарантированные законом права.

Таким образом, в нарушение указанных выше норм порядок привлечения лица к административной ответственности должностным лицом административного органа не соблюден, что является существенным процессуальным нарушением, влекущим отмену состоявшегося по делу постановления.

Также суд не может согласиться с выводами должностного лица административного органа о наличии в действиях ООО «Востокморсервис» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.45 КоАП РФ, по следующим основаниям.

В силу положений статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ , составленному Тихоокеанским морским управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) ООО «Востокморсервис», административным органом сделан вывод о том, что ООО «Востокморсервис» нарушены ч.6 ст. 65 Водного кодекса РФ и ч.1 ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды», а именно: осуществляется эксплуатация зданий, строений без соблюдения утвержденных технологий и требований в области охраны окружающей среды.

ДД.ММ.ГГГГ Тихоокеанским морским управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) выдано ООО «Востокморсервис» предписание г. об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранного требования в срок до ДД.ММ.ГГГГ

ООО «Востокморсервис» не согласилось с данным предписанием и обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании его незаконным.

Решением Арбитражного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) предписание Тихоокеанского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 31.0.32017 г. , проведенное на соответствие Водному кодексу РФ, Федеральному закону «Об охране окружающей среды» было признано незаконным.

Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Арбитражного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу <данные изъяты>

При указанных обстоятельствах, виновность ООО «Востокморсервис» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.45 КоАП РФ нельзя считать установленной.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.

При указанных обстоятельствах, постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении ООО «Востокморсервис» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.45 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу прекращению по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7. КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Востокморсервис» – отменить.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном, ч.1 ст. 8.45 КоАП РФ в отношении ООО «Востокморсервис» – прекратить.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Первомайский районный суд г. Владивостока в 10-дневный срок.

Судья: ФИО1

12-265/2017

Категория:
Административные
Статус:
Направлено по подведомственности
Другие
КОМИН АНДРЕЙ ЭДУАРДОВИЧ - РЕКТОР ФГБОУ ВО
ООО Востокморсервис "
Суд
Первомайский районный суд г. Владивосток
Судья
Курышова Татьяна Анатольевна
Статьи

8.5

8.45

Дело на странице суда
pervomaysky.prm.sudrf.ru
15.03.2017Материалы переданы в производство судье
15.03.2017Направлено по подведомственности
24.03.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.07.2017Материалы переданы в производство судье
10.07.2017Истребованы материалы
17.10.2017Поступили истребованные материалы
13.11.2017Судебное заседание
22.11.2017Судебное заседание
27.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.03.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее