Судья Майорова Л.В. Дело 33-1537/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Анисимовой В.И.,
судей Глуховой И.Л., Рогозина А.А.,
при секретаре Рогалевой Н.В.,
рассмотрела открытом судебном заседании в городе Ижевске 05 апреля 2017 года дело по апелляционной жалобе ПЛН на решение Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 11 января 2017 года, которым
исковые требования ПЛН к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Сарапуле Удмуртской Республики (межрайонному) оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Глуховой И.Л. судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ПЛН обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Сарапуле Удмуртской Республики (межрайонному) (далее - Управление) о восстановлении пенсионных прав. В обоснование указала, что по ее заявлению от ДД.ММ.ГГГГ. решением Управления № от ДД.ММ.ГГГГ. ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью. При этом ответчик не включил в стаж для назначения пенсии периоды ее работы с 31.08.1991г. по 11.11.1991г. и с 01.02.1992г. по 01.09.1993г. в должности пионерской вожатой в <данные изъяты> средней школе, периоды работы с 01.10.1993г. по 16.10.1995г. и с 20.02.1996г. по 02.09.2013г. в должности педагога-организатора детского движения, старшей вожатой и педагога организатора <данные изъяты> средней школы, а также период работы с 03.09.2013г. по 25.08.2015г. педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД «<данные изъяты>». Полагая необоснованным исключение данных периодов из подсчета педагогического стажа, истица просила обязать ответчика включить вышеуказанные спорные периоды работы в стаж для досрочного назначения пенсии и назначить ей пенсию с даты обращения - ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании ПЛН данные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель Управления ММВ. исковые требования не признала, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для включения спорных периодов в педагогический стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ПЛН просит решение отменить и принять новое решение об удовлетворении иска. Приводит доводы о неправильном применении судом норм материального права. Указывает, что в спорный период ее работы с 01.10.1993г. по 16.10.1995г. и с 20.02.1996г. по 02.09.2013г. в должности педагога-организатора детского движения, старшей вожатой и педагога организатора в школе ею осуществлялась педагогическая деятельности, тождественная функциям работника по должности «педагог», что дает право на включение этих периодов в стаж для досрочного назначения пенсии.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, судебная коллегия, проверив законность решения суда первой инстанции в соответствии с п.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, оснований его отмены не находит.
Как установлено судом и следует из материалов дела, по заявлению ПЛН от ДД.ММ.ГГГГ. решением Управления № от ДД.ММ.ГГГГ. ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях», специальный стаж зачтён ответчиком в количестве 03 года 19 дней.
При этом ответчик не включил в подсчет педагогического стажа следующие периода работы истцы: с 31.08.1991г. по 11.11.1991г. и с 01.02.1992г. по 01.09.1993г. в должности пионерской вожатой в <данные изъяты> средней школе, с 01.10.1993г. по 16.10.1995г. и с 20.02.1996г. по 02.09.2013г. в должности педагога-организатора детского движения, старшей вожатой и педагога организатора <данные изъяты> средней школы, с 03.09.2013г. по 25.08.2015г. в должности педагога дополнительного образования МБОУ ДОД «<данные изъяты>».
Разрешая спор и отказывая в иске, суд пришел к выводу об отсутствии у истца требуемого специального стажа для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Данный вывод суда основан на правильном применении норм материального права, подтвержден исследованными доказательствами и не подлежит переоценке коллегией.
В соответствии с п.п.19 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - ФЗ "О страховых пенсиях") страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно п.2 ст.30 названного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу п.3 ст.30 ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 этой же статьи).
В соответствии с п.п. «м» п.1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014г. №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающих право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список и Правила от 29.10.2002г. №781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" (далее – Список и Правила от 22.09.1999г. №1067), с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 (далее – Список от 06.09.1991г. №463), с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;
При этом в п.п. «в» п.3 вышеназванного Постановления предусмотрено, по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпунктах "м" и "н" пункта 1 настоящего постановления, применяется также «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (далее – Положение №1397 от 17.12.1959г.), - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;
Поэтому с учетом вышеуказанных норм законодательства оценка пенсионных прав истицы по спорным периодам, имевшим место до 01.01.1992г., возможна с применением Положения №1397 от 17.12.1959г.
Согласно записей в трудовой книжке ПЛН с 31.08.1991г. по 11.11.1991г. работала в должности старшей пионерской вожатой <данные изъяты> средней школы.
В соответствии с п.2 Положения №1397 от 17.12.1959г. учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых
При этом из содержания п.4 Положения №1397 от 17.12.1959г. следует, что время работы, предусмотренное п.1 данного Положения, может быть включено в стаж продолжительностью не более 1/3 требуемого для назначения пенсии стажа.
Поэтому в соответствии с Положением №1397 от 17.12.1959г. спорный периоды работы истицы с 31.08.1991г. по 11.11.1991г. пионерской вожатой в школе подлежит включению в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Спорные периоды работы истицы с 01.02.1992г. по 01.09.1993г. и с 14.06.1996г. по 01.01.2006г. в должности старшей вожатой <данные изъяты> средней школы не подлежат включению в стаж для досрочного назначения пенсии, поскольку в подлежащих применению Списках от 06.09.1991г. №463, от 22.09.1999г. №1067 и от 29.10.2002г. №781 должность «старшая вожатая» не поименована, работа в указанной должности права на досрочное пенсионное обеспечение не дает.
Пенсионным органом также отказано во включении в стаж для досрочного назначения пенсии ПЛН периодов ее работы с 01.09.1993г. по 15.10.1995г., с 20.02.1996г. по 13.06.1996г., с 01.01.2006г. по 02.09.2013г. в должности педагога-организатора детского движения, педагога-организатора ввиду несоответствия наименования должности подлежащим применению Спискам от 06.09.1991г. №463 и от 29.10.2002г. №781.
Оспаривая правомерность отказа пенсионного органа включить указанные периоды работы, истица ссылалась на тождественность выполняемых ею функций в качестве педагога–организатора должностным обязанностям по должности «педагог» и «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми», которые поименованы в разделе «Наименование должностей» Списка от 06.09.1991г. №463 и Списка от 29.10.2002г. №781.
Суд правомерно отклонил эти доводы истца как необоснованные.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 16 Постановления ПленумаВерховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практикерассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовыепенсии", В случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
По смыслу закона установление тождественности выполняемых истицей функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может быть разрешен лишь при неправильном наименовании работодателем должности, которая не содержится в нормативных правовых актах.
Вместе с тем, как правомерно указал суд, Общероссийском классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994г. №367, предусмотрена самостоятельная должность педагога-организатора, функциональные обязанности которого отличны от функциональных обязанностей по иным должностям «педагог» и «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми». Соответственно отсутствуют основания для установления тождественности выполняемых истцом в спорные периоды работ по должности педагога-организатора иным должностям, которые дают право на досрочное назначение пенсии. выводы суда в этой части являются правильными и не подлежат переоценке коллегией.
Учитывая, что в спорые периоды с 01.09.1993г. по 15.10.1995г., с 20.02.1996г. по 13.06.1996г., с 01.01.2006г. по 02.09.2013г. ПЛН работала в должности, не предусмотренной Списками от 06.09.1991г. №463 от 29.10.2002г. №781, основания для включения этих периодов в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости отсутствуют.
Оценивая спорный периоды работы истицы с 03.09.2013г. по 25.08.2015г. педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД «<данные изъяты>», суд правомерно исходил из того, что согласно п.12 Правил от 29.10.2002г. №781 работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Поскольку условия, указанные в пункте 12 Правил от 29.10.2002 N 781, в настоящем случае не соблюдены, спорный период работы ПЛН с 03.09.2013 года по 26.08.2015 года в качестве педагога дополнительного образования в МБОУ ДОД «<данные изъяты>» не подлежит включения в стаж для досрочного пенсионного обеспечения.
Совокупность изложенного свидетельствует о правомерности требований истца лишь в части включения в стаж спорного периода работы с 31.08.1991г. по 11.11.1991г. пионерской вожатой в школе. Вывод суда о правомерности отказа пенсионного органа включить данный период в стаж для досрочного назначения пенсии коллегия является необоснованным.
Вместе с тем, данное обстоятельство не повлияло на правильность вывода суда об отсутствии у истицы права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с даты обращения за ее назначением (ДД.ММ.ГГГГ.), поскольку специальный стаж истицы на дату обращения за назначением пенсии составляет менее 25 лет. Поэтому исковые требования ПЛН о восстановлении пенсионных прав и досрочном назначении ей страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» с 19.02.2016г. не подлежат удовлетворению.
Таким образом, в целом спор разрешен судом при правильном применении норм материального права. Доводы жалобы сводятся к иному толкованию подлежащих применению к спорным отношениям норм пенсионного законодательства, которое не может быть признано верным. Оснований отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы коллегия не находит. При этом из мотивировочной части решения подлежит включению вывод о правомерности отказа пенсионного органа включить в стаж для досрочного назначения пенсии периода работы истицы с 31.08.1991г. по 11.11.1991г. пионерской вожатой в школе, что не влияет на правильность разрешения дела по существу и не влечет отмену судебного решения.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 11 января 2017 года по существу оставить без изменения, апелляционную жалобу ПЛН – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Копия верна:
Судья: Глухова И.Л.