Дело № 2а-12643/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 сентября 2017 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего - судьи Морозовой Л.С.,
при секретаре Мороз Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации г. Дивногорска к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Красноярскому краю, Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г.Красноярску УФССП России по Красноярскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
установил:
администрация г.Дивногосрка Красноярского края обратилась в суд с административным исковым заявлением к ответчикам об освобождении от уплаты исполнительского сбора. Свои требования мотивировала тем, что решением Дивногорского городского суда по делу № 2№ от 03 декабря 2015 года на администрацию города Дивногорска возложена обязанность предоставить Валконен В.В. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в г. Дивногорске Красноярского края исходя из общей площади 33 кв. м., отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам. Решение суда вступило в законную силу 24 февраля 2016 года. Исполнительное производство №№ на основании исполнительного листа ФС № № ДД.ММ.ГГГГ выданного Дивногорским городским судом, возбуждено 24 марта 2016 года. В рамках исполнения решения суда администрацией г.Дивногоска направлено письмо (исх. № 831 от 17 марта 2016) в адрес министра образования и науки Красноярского края Маковской С.И. о выделении дополнительных денежных средств для приобретения жилого помещения Валконен В.В.; 02 февраля 2016 года направлено обращение (исх. №248) в адрес депутата Законодательного Собрания Красноярского края Данильченко Ю.М. о содействии в решении вопроса о выделении денежных средств. 15 февраля 2017 года было подписано соглашение № 4 о взаимодействии Министерства образования Красноярского края и администрации г.Дивногорска, действующей от имени Закона Красноярского края от 24.12.2009 № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» согласно которому, Валконен В.В. подлежит обеспечению жилым помещением в 2017 году. 18 апреля 2017 года размещено извещение о проведении электронного аукциона на приобретение жилого помещения Валконен В.В. Согласно порядку, утвержденному Правительством Красноярского края, Министерство образования предоставляет информацию в Министерство финансов для включения расходов на приобретение жилых помещений детям-сиротам по решениям. Частота и объем денежных средств, выделяемых на исполнение решений суда по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, регулируются Министерством финансов. После включения указанных расходов в бюджет края Министерство образования незамедлительно информирует об этом органы местного самоуправления о выделении денежных средств на приобретение жилых помещений детям-сиротам. В связи с чем, просит освободить от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, по постановлению судебного пристава-исполнителя № № от 25 мая 2016 года.
Представитель административного истца администрации г.Дивногорска в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного ответчика УФССП России по Красноярскому краю, представитель заинтересованного лица Министерства образования Красноярского края в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Представитель административного ответчика МОСП по ИИДНХ по г.Красноярску УФССП России по Красноярскому краю, в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие
В соответствие со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, оценив доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно ч.7 ст.112 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 года N 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 2 пункта 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Как следует из ч.1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
По смыслу приведенных правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Как следует из материалов дела, постановлением судебного пристава – исполнителя МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю от 24 марта 2016 года на основании исполнительного листа, выданного Дивногорского городского суда по делу № № возбуждено исполнительное производство № № в отношении должника администрации г. Дивногорска, предметом исполнения которого является - предоставление Валконен Виктории Викторовне изолированного благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в г.Дивногорске Красноярского края соответствующее норме предоставления 33 кв.м., а также санитарным и техническим правилам и нормам. Установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения.
25 мая 2016 года судебным приставом – исполнителем МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю вынесено постановление № № о взыскании исполнительского сбора с администрации г.Дивногосрка в размере 50 000 рублей, в связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.
Судом установлено, решением Дивногорского городского суда Красноярского края от 03 декабря 2015 года на администрацию города Дивногорска возложена обязанность предоставить Валконен В.В. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в г. Дивногорске Красноярского края исходя из общей площади 33 кв. м., отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам. Решение суда вступило в законную силу 24 февраля 2016 года.
Определением Дивногорского городского суда Красноярского края от 25 апреля 2016 года администрации г.Дивногорска было отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 03 декабря 2015 года о возложении обязанности предоставить Валконен В.В. жилого помещения. Апелляционным определением Красноярского краевого суда от 08 июня 2016 года.
02 февраля 2016 года в адрес депутата Законодательного Собрания Красноярского края Данильченко Ю.М. администрацией г.Дивногорска направлено обращение о содействии в решении вопроса о выделении денежных средств для исполнения решений суда, в том числе и для предоставления жилого помещения Валконен В.В.
17 марта 2016 года административный истец обратился в Министерство образования Красноярского края с просьбой дополнительно выделить из средств краевого бюджета денежные средства для исполнения судебного решения на приобретение жилья Валконен В.В. в размере 1425600 рублей.
15 февраля 2017 года администрация г.Дивногорска и Министерство образования Красноярского края подписали Соглашение № 4 о взаимодействии министерства образования Красноярского края и администрации города Дивногорска, действующей от имени муниципального образования город Дивногорск по реализации в 2017 году Закона Красноярского края от 24.12.2009 № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Из приложения к соглашению № 4 видно, что Валконен В.В. включена в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением в соответствии с решением суда в 2017 году.
В соответствии с ФЗ от 05 апреля 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона. Временной интервал с начала проведения аукциона до подписания муниципального контракта Заказчиком составляет порядка 40 дней.
18 апреля 2017 года на электронной площадке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://www.ets-ets.ru) размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки № № квартиры № № Валконен В.В.
16 июня 2017 года главой администрации города Дивногорска Красноярского края подписано распоряжение о включении в специализированный муниципальный фонд жилого помещения и предоставлении на условиях договора найма специализированного жилого помещения Валконен В.В., расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 32 кв.м,а также об обязании заключить с ней договор.
16 июня 2017 года с Валконен В.В. был заключен договор № № найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которого ей предоставлена вышеуказанная однокомнатная квартира, сроком по 16 июня 2022 года.
11 июля 2017 года судебным приставом– исполнителем МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю было вынесено постановление об окончании исполнительного производства № №ИП, в связи с исполнением требования исполнительного документа в полном объеме.
Оценивая представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Администрация г.Дивногорска является органом местного самоуправления и его финансовое обеспечение осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и за счет средств краевого бюджета.
Поскольку приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда возможно на основании государственных и муниципальных контрактов, заключение которых, в свою очередь, требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, более длительных, чем тот, который установил судебный пристав-исполнитель (пять дней), то обстоятельства, препятствовавшие исполнению решения суда в установленный срок, не могли быть устранены действиями администрации г.Дивногорска.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что должник предпринял исчерпывающие меры для исполнения возложенных на него обязанностей, в связи с чем, в его действиях отсутствует вина в неисполнении в установленный срок исполнительного документа.
Таким образом, административное исковое заявление администрации г.Дивногорска подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
освободить администрацию г.Дивногорска от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по ИИДНХ по г.Красноярску УФССП России по Красноярскому краю № № от 25 мая 2016 года.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд с подачей апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: Л.С. Морозова
Решение в окончательной форме изготовлено: 26.09.2017