Дело № 2-532\2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Новоалтайск 22 марта 2017 года
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:
Председательствующего Козьмик Л.А.,
При секретаре Сейранян Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мартыненко Е.В. к Государственному Учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Новоалтайске и Первомайском районе об оспаривании решения начальника ГУ УПФР об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, включению периодов работы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Мартыненко Е.В. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Новоалтайске и Первомайском районе (далее по тексту – ГУ УПФР), в котором просила: - признать незаконным Решение НОМЕР от ДАТА об отказе в назначении пенсии, вынесенное начальником ГУ-УПФР; - обязать ответчика включить в льготный стаж работы периоды работы в должности воспитателя с ДАТА по ДАТА и с ДАТА по ДАТА и - назначить ей досрочно страховую пенсию по старости с даты обращением за ее назначением - с ДАТА.
Требования истца обоснованы тем, что она ДАТА обратилась с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», однако ей было в назначении пенсии отказано ввиду отсутствия специального стажа, необходимого для назначения досрочной пенсии. Как усматривается из Протокола заседания Комиссии ГУ УПФР, ответчик не засчитал в специальный трудовой стаж период с ДАТА по ДАТА, однако в этот период она находилась в отпуске по уходу за ребенком, родившемся ДАТА, и работала воспитателем в детском саду <данные изъяты>. Также ответчик не засчитал в льготный стаж период с ДАТА по ДАТА, поскольку из наименования учреждения <данные изъяты> не представляется возможным определить его вид, хотя в п. 18 списка от ДАТА НОМЕР в числе типа ДОУ предусматривались детские сады всех наименований. Истец полагала, что выработала необходимый педагогический стаж - 25 лет, что дает ей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В судебном заседании истец на удовлетворении иска настаивала по изложенным в нем основаниям. Пояснила, что факт ее работы в детском саду <данные изъяты> с ДАТА подтверждается справкой из архива от ДАТА. Отпуск по уходу за ребенком закончился в ДАТА. После окончания отпуска по уходу за ребенком она возвратилась в ДАТА на свое прежнее место работы и выполняла те же обязанности воспитателя. О том, что детский сад был переименован, она не знала. Ее должностные обязанности не менялись. Изначально в детском саду <данные изъяты> было <данные изъяты> групп, когда детский сад передали Администрации сельсовета, то осталось всего 3 группы: младшая, средняя и подготовительная. Наполняемость группы была 25 человек. В ДАТА ей был присвоен <данные изъяты> разряд воспитателя, а в ДАТА- <данные изъяты> разряд, что подтверждает, что она отработала <данные изъяты> лет воспитателем.
Представитель ответчика Соболева Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала.
Суд, выслушав пояснения истца и представителя ответчика, изучив и оценив представленные доказательства, приходит к выводу, что исковые требования истца подлежат частичному удовлетворению ввиду следующего.
Судом установлено, что истец ДАТА обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением начальника ГУ УПФР от ДАТА НОМЕР Мартыненко Е.В. отказано в установлении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия специального трудового стажа, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 5).
Согласно Протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан НОМЕР от ДАТА (л.д. 6-8) по представленным документам в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с п. 19. ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400, не засчитаны периоды работы Мартыненко Е.В.:
· с ДАТА по ДАТА, поскольку документально не подтвержден факт осуществления трудовой деятельности в должности, работа в которой дает право на установление страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19. ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ ФЗ; по первичным документам предприятия, переданным на хранение в архивное учреждение, не представляется возможным определить наименование занимаемой должности Мартыненко Е.В.: приказом от ДАТА НОМЕР Мартыненко Е.В. переведена на должность воспитателя детского сада с ДАТА временно, сведения о работе в должности воспитателя содержатся в приказах от ДАТА НОМЕР, от ДАТА НОМЕР о предоставлении дней в счет очередного отпуска в связи с болезнью ребенка, о предоставлении очередного отпуска, в лицевых счетах за ДАТА; приказ о переводе Мартыненко Е.В. на должность воспитателя постоянно не обнаружен, в приказах предприятия за период с ДАТА по ДАТА, в лицевых счетах за ДАТА наименование должности не указано;
- с ДАТА по ДАТА в качестве воспитателя в Дошкольном образовательном учреждении <данные изъяты>, поскольку из наименования учреждения не представляется возможным определить его вид: в п. 1.8 Списка от 29.10.2002 № 781 в числе типа дошкольных образовательных учреждений предусмотрены детские сады всех наименований; в п. 8 Списка от 22.09.1992 № 1067 в числе дошкольных образовательных учреждений - детские сады, детские сады общеразвивающего вида; Списком, утвержденным постановлением Совета Министров от 06.09.1991 № 463, действовавшим до 01.11.199 были предусмотрены детские дошкольные учреждения всех типов, в том числе детские сады; в документах наблюдательного дела учреждения имеются сведения о постановке на учет в ПФР Дошкольного образовательного учреждения «<данные изъяты>», документы, подтверждающие то, что по виду учреждение являлось детским садом, отсутствуют (л.д. 6-8).
Другие периоды, не засчитанные в специальный трудовой стаж, истец не оспаривает.
Согласно этого же протоколу специальный стаж Мартыненко Е.В., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», составил <данные изъяты> (л.д. 8).
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», действующего с 01.01.2015 страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Частями 2, 3 этой же статьи предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с п. «м» ч. 1 Постановления Правительства РФ № 665 от 16.07.2014 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992 года.
Пункт 3 Постановления № 665 определяет, какие правила применяются при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", в том числе в случае выбора застрахованным лицом исчисления по нормам законодательства, действующего в период выполнения работы.
Пункты 1 и 3 Постановления № 665 закрепляют применение ко всем периодам работы, независимо от времени их выполнения, списков и правил, которые применяются при назначении досрочной пенсии в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ, в том числе:
Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07. 2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствие с п. 5 вышеуказанных Правил, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ № 30 от 11.12.2012, трудовая пенсия по старости лицам, работающим в учреждении для детей, назначается в зависимости от вида деятельности, а не от названия учреждения.
Из записей в трудовой книжке следует, что Мартыненко Е.В. ДАТА принята на работу няней в детский сад <данные изъяты>, ДАТА переведена воспитателем д/сада, ДАТА присвоен <данные изъяты> разряд, ДАТА уволена по ст. 29 п. 5 КЗоТ РФ переводом в <данные изъяты>; ДАТА принята переводом воспитателем в детский сад «<данные изъяты>»; ДАТА уволена по ст. 29 п. 5 КЗоТ РФ переводом в <данные изъяты> (л.д. 16-19).
Мартыненко Е.В. имеет дочь Е.В., ДАТА рождения, что подтверждается свидетельством о рождении (л.д. 24).
Отказывая во включении в специальный стаж Мартыненко Е.В. периода работы с ДАТА по ДАТА ответчик сослался на то, что по первичным документам предприятия, переданным на хранение в архивное учреждение, не представляется возможным определить наименование занимаемое истцом должности. В обоснование своих доводов ответчиком представлен акт документальной проверки ( л.д.28-30).
Судом для проверки доводов сторон были запрошены приказы, личная карточка формы Т-2 на Мартыненко Е.В., копии лицевых счетов ( л.д.39-63).
Анализируя представленные суду, как сторонами, так и отделом по делам архивов администрации АДРЕС письменные доказательства, суд не соглашается с вышеуказанными доводами ответчика и приходит к выводу о том, что Мартыненко в указанное время работала в должности воспитателя детского сада. Об этом свидетельствуют не только записи о ее переводе воспитателем, но начисление заработной платы, как воспитателю, присвоение очередной квалификационной категории как воспитателю.
Вместе с тем, указанные письменные доказательства свидетельствуют о том, что в период работы с ДАТА по ДАТА истица неоднократно находилась в отпусках без сохранения заработной платы и поэтому сведения о начислении заработной платы в представленных суду копиях лицевых счетов отсутствуют. Данные обстоятельства, установленные судом, подтверждены истицей в судебном заседании.
Таким образом, отпуска без сохранения заработной платы: с ДАТА по ДАТА; с ДАТА по ДАТА; с ДАТА по ДАТА ( за исключением <данные изъяты> рабочих дней ДАТА), с ДАТА по ДАТА не подлежат включению в специальный стаж. Определяя данные периоды как отпуска без сохранения заработной платы, суд принимает во внимание не только приказы, но и лицевые счет, в которых сведения о начисленном заработке отсутствуют (л.д. 63).
Поэтому в специальный стаж подлежат включению следующие периоды работы истицы в качестве воспитателя детского сада «<данные изъяты>» : ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, а также <данные изъяты> рабочих дней в ДАТА.
Судом установлено, что на основании Постановления АДРЕС НОМЕР от ДАТА ясли-сад АДРЕС передан в муниципальную собственность (л.д. 11).
Распоряжением Администрации АДРЕС НОМЕР от ДАТА на основании Постановления НОМЕР от ДАТА воспитатель Мартыненко Е.В. принята на работу в детский сад «<данные изъяты> согласно штатному расписания (л.д.12).
Отказывая во включении в специальный стаж Мартыненко Е.В. периода работы с ДАТА по ДАТА ответчик сослался на то, что из наименования учреждения – ДОУ «<данные изъяты>» невозможно определить его вид (л.д.8).
Вместе с тем, суду не представлены письменные доказательства, подтверждающие, что наименование учреждения – ясли-сад ( детсад) «Родничок» после передачи его в муниципальную собственность изменял свое наименование.
В представленных суду копиях распоряжения НОМЕР от ДАТА, штатных расписаний, трудовой книжки истца не усматривается изменение названия учреждения, в которое была принята истица ДАТА.
Как следует из сообщения начальника отдела по делам архивов от ДАТА НОМЕР, в документах архивных фондов «Органы представительной и исполнительной власти АДРЕС. «Органы представительной и исполнительной власти АДРЕС за ДАТА постановления администрации АДРЕС, постановления администрации АДРЕС о регистрации Устава ДОУ «<данные изъяты>» отсутствуют (л.д.71).
По мнению суда, использование администрацией АДРЕС наименования ДОУ «<данные изъяты>» в различных справках и письмах, без официального переименования детского сада в дошкольное образовательное учреждение не может свидетельствовать об изменении типа детского учреждения ( детского сада).
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 01.07.1995 № 677 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении", утратившим силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 12.09.2008 № 666, дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет.
Аналогичные положения закреплены в п. 3 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666, согласно которому дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Государственный статус дошкольного образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации, если иное не предусмотрено федеральными законами. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
Поэтому суд находит, что требования о включении периода работы истицы в детском саду «<данные изъяты>» администрации <данные изъяты> также подлежат частичному удовлетворению.
Из представленного суду распоряжения НОМЕР от ДАТА, подлинника и копии карточки-справки о начислении заработной платы следует, что с ДАТА истице был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы и к исполнению трудовых обязанностей она приступила с ДАТА, что подтверждается и справкой НОМЕР от ДАТА, выданной Главой администрации АДРЕС (л.д.83).
Поэтому в специальный стаж подлежит включению период с ДАТА по ДАТА.
При включении в стаж, дающий истцу право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей независимо от их возраста, периодов работы истца в качестве воспитателя в детском саду «Родничок»:
- ПТФ «<данные изъяты>» с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, а также <данные изъяты> рабочих дней в ДАТА;
- Администрации АДРЕС - с ДАТА по ДАТА, специальный трудовой стаж Мартыненко на день обращения в ГУ УПФР составил менее 25 лет.
В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», действующего с 01.01.2015 года, обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.
В силу ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, <данные изъяты>, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Судом установлено, что на момент вынесения решения ГУ УПФР об отказе в назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости - ДАТА, у истца отсутствовал специальный стаж, необходимый для назначения такой пенсии.
При таких обстоятельствах суд находит исковые требования Мартыненко Е.В. в части признания незаконным Решения начальника ГУ-УПФР НОМЕР от ДАТА и возложении обязанности по назначению досрочно страховой пенсии по старости с даты обращением за ее назначением - с ДАТА не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Мартыненко Е.В. удовлетворить частично.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Новоалтайске и Первомайском районе включить в стаж, дающий Мартыненко Е.В. право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей независимо от их возраста, периоды работы в качестве воспитателя в детском саду <данные изъяты> с ДАТА по ДАТА, а также <данные изъяты> рабочих дней в ДАТА; Администрации АДРЕС - с ДАТА по ДАТА, в остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий Л.А.Козьмик