Дело № 2- 627/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
« 24» сентября 2015 года Мотыгинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Петушковой О.Ю.
при секретаре: Конобеевой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козловой Е.А. к администрации поселка Раздолинска Мотыгинского района Красноярского края о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Козлова Е.А. обратилась в суд с иском к администрации п. Раздолинска Мотыгинского района Красноярского края о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, мотивируя тем, что 08.09.2015 г. между истицей и администрацией п. Раздолинск Мотыгинского района Красноярского края был заключен договор социального найма жилого помещения находящегося по адресу: <адрес>.Указанная квартира является трехкомнатной, общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>
По данным Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии сведения о зарегистрированных правах отсутствуют, что подтверждается справкой от 19.08.2015 г. № 24-0-1-175/4101/2015-675378.В указанной квартире зарегистрирована и проживает одна истица.
В настоящее время истица решила приватизировать указанную квартиру, обратившись с надлежащим заявлением в администрацию п. Раздолинска Мотыгинского района Красноярского края, но получила официальный отказ в приватизации жилья от 10.09.2015 года № 330.
Таким образом, истица считает, что не смогла реализовать свое право на приватизацию по не зависящим от нее обстоятельствам.
Просит признать за собой право собственности на вышеуказанную квартиру в порядке приватизации.
Истица Козлова Е.А. в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика - глава администрации п. Раздолинска Мотыгинского района Еримбетова Н.В., признала заявленные исковые требования в полном объеме.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю межмуниципального Лесосибирского отдела в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.
Суд, считает возможным рассмотреть дело без явки представителя третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю межмуниципального Лесосибирского отдела. Выслушав истицу, представителя ответчика - главу администрации п. Раздолинск Еримбетову Н.В., исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным, подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
На основании ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем: признания права.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 04.07.1991г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в собственность граждан передаются занимаемые ими жилые помещения, находящиеся в государственном или муниципальном жилом фонде.
На основании ст.2 Федерального закона от 04.07.1991г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласования всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 04.07.1991г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. Федерального закона от 27.05.2014 № 136-ФЗ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского поселения отнесены вопросы содержания муниципального жилищного фонда.
Согласно чч. 3 и 4 указанного закона, к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Иные вопросы местного значения, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Между тем, законом Красноярского края от 1.12.2014 № 7-2880 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» за сельскими поселениями до 1.01.2016 закреплены вопросы содержания муниципального жилищного фонда.
Согласно статьям 83, 85 Федерального закона № 131-ФЗ от 6.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», до 1 января 2009 г. устанавливался переходный период, в течение которого между муниципальными образованиями должно быть произведено перераспределение имущества в соответствии с разграничением полномочий.
Порядок перераспределения имущества между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых они входят, определен частью 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации» и «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно части 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с установленными статьей 50 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» видами имущества.
Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Споры о праве собственности на имущество, в отношении которого в связи с разграничением полномочий ставится вопрос о передаче из собственности одного муниципального образования в собственность другого муниципального образования, разрешаются судом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Орган местного самоуправления, владеющий имуществом, подлежащим передаче, обязан его передать, а орган местного самоуправления, в собственность которого указанное имущество передается, обязан его принять на основании правового акта субъекта Российской Федерации в трехмесячный срок после вступления данного правового акта в силу.
В целях разграничения объектов муниципальной собственности в Красноярском крае принят, в частности, Закон Красноярского края от 26.05.2009 № 8-3290 «О порядке разграничения имущества между муниципальными образованиями края».
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 8 от 24 августа 1993 года "О некоторых вопросах применения судами Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" указано, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в собственность проживающих в нем лиц подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как эти правом граждан наделила статья 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Пунктом 8 названного Постановления также указано, что исходя из смысла преамбулы и статей 1, 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
В соответствии со статьей 8 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
В судебном заседании установлено, что истица зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>
Из материалов дела следует, что 08.09.2015 г. года за № 25 между истицей и администрацией п. Раздолинска Мотыгинского района Красноярского края заключен договор социального найма жилого помещения на квартиру, расположенную по вышеназванному адресу.
10.09.2015 года истица обратилась в администрацию п. Раздолинска Мотыгинского района Красноярского края с заявлением о приватизации спорной квартиры, о чем свидетельствует заявление Козловой Е.А., на что от главы п. Раздолинск Мотыгинского района Красноярского края Еримбетовой Н.В. получила ответ, что данная квартира в собственности муниципального образования п. Раздолинск Мотыгинского района Красноярского края не находится, в связи с прохождением процедуры в соответствии с Законом Красноярского края от 26 мая 2009 года № 8 – 3290 «О порядке разграничения имущества между муниципальными образованиями края».
По данным филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Енисейское отделение Мотыгинского участок филиал по Красноярскому краю от 15.12.2009 г. № 1614 и № 2421.04/213 от 23.03.2015 г. истица участие в приватизации жилья в Мотыгинском районе Красноярского края не принимал, по состоянию на 06.06.1999г., сведения о зарегистрированных правах на жилую квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, отсутствуют.
Истицей представлен в суд кадастровый паспорт от ДД.ММ.ГГГГ на жилую квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, площадью помещения <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>
Таким образом, из смысла приведенных правовых норм следует, что право на бесплатное приобретение в собственность занимаемое жилье, предполагает создание гражданам равных правовых условий, реализации данного права. Государство обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования Козловой Е.А. о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Козловой Е.А. о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации - удовлетворить.
Признать за Козловой Е.А. право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, площадью помещения <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты> - в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Мотыгинский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий О.Ю. Петушкова