Гр.дело №2-774/2016 Мотивированное решение изготовлено 07 июня 2016 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июня 2016 года г. Кировск
Кировский городской суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Кулыгиной С.Н.
при секретаре Корельской В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Матюшенко Л.И. к Обществу с ограниченной ответственностью «Кировский Жилсервис», Открытому акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания №1» о перерасчете платы за коммунальную услугу по отоплению,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Матюшенко Л.И. обратилась в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Кировский Жилсервис» (далее - ООО «Кировский Жилсервис») о перерасчете платы коммунальных услуг по отоплению. В обоснование иска указала, что она является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: .... В принадлежащем ей жилом помещении в 2009 году выполнено переустройство системы отопления квартиры, выполнен демонтаж отопительных приборов и стояков, поскольку квартира расположена на последнем этаже многоквартирного дома и внутридомовая система отопления закольцована этажом ниже. Несмотря на произведенное переустройство жилого помещения, в январе и феврале 2016 года ответчиком произведено начисление коммунальных услуг в виде отопления сумме ..., потребителем которых она не является. Просит суд обязать ответчика произвести перерасчет размера оплаты за коммунальную услугу отопление в 100% размере.
Определением судьи от 14 апреля 2016 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Открытое акционерное общество «Территориальная генерирующая компания №1» (далее - ОАО «ТГК-1»).
Истец Матюшенко Л.И. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, просит суд рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика ООО «Кировский Жилсервис» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просит суд рассмотреть дело в его отсутствие, согласно представленному отзыву на исковое заявление с иском не согласен, поскольку потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление услуги в жилом помещении и общедомовые нужды. Полагает, что само по себе наличие разрешения на установку электронагревательных приборов в установленном порядке не освобождает собственника жилого помещения в многоквартирном доме от обязанности по внесению платы за отопление. ... между ООО «Кировский Жилсервис» и ОАО «ТГК-1» заключен договор, в рамках которого осуществляется поставка отопления и горячего водоснабжения в многоквартирные дома, находящиеся под управлением ООО «Кировский Жилсервис», в том числе в многоквартирный дом, где расположена квартира истца. Платежные документы за коммунальную услугу по отоплению и горячему водоснабжению собственникам многоквартирного дома... выставляет ОАО «ТГК-1» в соответствии с тарифами, утвержденными Управлением по тарифному регулированию Мурманской области в порядке предусмотренном Правительством Мурманской области. Просит суд в иске отказать.
Представитель ответчика ОАО «ТГК-1» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просит суд рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменные возражения по иску, в которых указал, что потребитель в многоквартирном доме не вправе самовольно демонтировать обогревающие элементы, предусмотренные проектной технической документацией на многоквартирный дом, осуществлять регулирование внутриквартирного оборудования, используемого для потребления коммунальной услуги отопления, совершать иные действия, в результате которых в помещении многоквартирного дома будет поддерживаться ниже 12 градусов Цельсия, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы. Перевод отдельных помещений в многоквартирном доме с централизованной системой отопления на индивидуальное (альтернативное) отопление не означает прекращения потребления тепловой энергии, поскольку в находящемся в квартире стояке отопления происходит отдача тепла. Кроме того, происходит потребление тепловой энергии на отопление помещений общего пользования в многоквартирном доме и потери во внутридомовых сетях, которые подлежат оплате собственником вне зависимости от факта пользования услугами отопления внутри принадлежащих ему помещений. Считает, что право потребителя на отказ от предоставления и оплаты услуг центрального отопления в многоквартирном доме может быть реализован посредством отключения от центральной системы отопления в целом по многоквартирному дому, а не отдельных его помещений. Принятие решения о начислении с ... платы за коммунальную услугу по отоплению в квартирах, переведенных на электрический обогрев, было вызвано поступившим уведомлением Государственной жилищной инспекции Мурманской области. Полагает, что положения действующего законодательства, не освобождает собственника квартиры ... - истца, от внесения платы за отопление в жилом помещении и общедомовые нужды и исключает возможность перерасчета. Просит суд в иске отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Согласно статье 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги предусмотрена статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила № 354).
Правила №354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Как установлено в судебном заседании, истец Матюшенко Л.И. является собственником жилого помещения (квартиры), расположенной по адресу: .... (.л.д. 8)
... приемочной комиссией, назначенной распоряжением Главы администрации города Кировска №... от ..., подписан Акт приемки законченного переустройством жилого помещения, согласно которого переустройство квартиры ... по замене центрального отопления на электрическое, является завершенным (л.д. 11).
Согласно указанного акта следует, что в квартире по указанному адресу демонтированы соответствующие приборы водяного отопления в жилых комнатах и на кухне, выполнена установка электрообогревателей.
В январе 2016 года истцу выставлен платежный документ для внесения платы за отопление, в соответствии с которым истцу начислена услуга по отоплению в сумме ..., в феврале 2016 года также начислена услуга по отоплению в аналогичной сумме.
ООО «Кировский Жилсервис» на основании договора, заключенного с Комитетом по управлению муниципальной собственностью города Кировска от 01 ноября 2015 года, осуществляет управление многоквартирным домом ....
Как следует из сведений, представленных ООО «Кировский Жилсервис», многоквартирный дом ... был оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в период с ... до ... эксплуатировался в целях коммерческого учета. В связи с тем, что срок окончания межпроверочного интервала истек ..., данный многоквартирный дом с этого периода не рассчитывается по прибору учета, с ... прибор учета тепловой энергии демонтирован и отправлен на поверку.
Истец Матюшенко Л.И. обратилась с настоящим иском в суд, обосновывая заявленные требования тем, что в связи с отсутствием в ее квартире приборов теплоснабжения (радиаторов центрального отопления), и, соответственно не получения услуг централизованного теплоснабжения, исполнитель коммунальных услуг не вправе требовать их оплаты.
Данные доводы истца суд полагает необоснованными, исходя из следующего.
Согласно пункту 40 Правил №354 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2015 № 1434, действующей с 30.12.2015 года) потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
В силу пункта 2 указанных Правил "норматив потребления коммунальной услуги" - это количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.
Абзацем первым пункта 42(1) Правил предусмотрено, что при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения №2 к настоящим Правилам, исходя из норматива потребления коммунальной услуги. Расчет по указанной формуле производится исходя из показателей общей площади жилого помещения, норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и тарифа на тепловую энергию.
С 28 февраля 2015 года, в новой редакции, действует пункт ... 18 Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №306 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 №129) содержащий формулу расчета норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, единицей измерения - Гкал на 1 кв.м общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома в месяц, который определяется исходя из общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах или общей площадь жилых домов (в квадратных метрах - показатель -.
При этом, пунктом 19 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода.
С 27 апреля 2013 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 №344 из подпункта "е" пункта 7 указанных Правил удалена единица измерения норматива потребления услуги по отоплению на общедомовые нужды.
Таким образом, если ранее при расчете норматива потребления общий расход тепловой энергии распределялся на суммарную площадь как жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, так и помещений, входящих в состав общего имущества, то теперь данный расход распределяется только на площадь жилых и нежилых помещений в доме, и соответственно, плата за отопление не разделяется на две части - за услуги, предоставленные на индивидуальное потребление и на общедомовые нужды.
Из анализа указанных норм права в их совокупности и взаимосвязи следует, что на истце, как участнике жилищных правоотношений, лежит бремя содержания, в том числе общего имущества многоквартирного дома, которое также отапливается. При таких обстоятельствах, утверждение истца об отсутствии правовых оснований для взимания платы за отопление, в том числе на общедомовые нужды, противоречит положениям действующего жилищного законодательство.
Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможности определения раздельного норматива потребления коммунальных услуг в отношении отопления на общедомовые нужды и норматива потребления в жилом помещении.
Таким образом, оспариваемые истцом действия исполнителя коммунальных услуг (ответчика ООО «Кировский Жилсервис») по начислению истцу платы за отопление по нормативу, соответствующему действующему законодательству, не свидетельствует о незаконности его действий.
В соответствии с пунктом 150 Правил №354 исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Между тем в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие несения истцом расходов по отоплению помещений, связанных с оказанием услуг ненадлежащего качества, за оспариваемый период, в связи с чем, при таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований истца о перерасчете платы за отопления не имеется.
С учетом изложенного, суд считает правомерным начисление истцу платы за отопление в порядке, предусмотренном Правилами №354 и установленными формулами без каких-либо исключений для помещений с установленными электронагревательными приборами, поскольку иного порядка, а также невозможность применения указанных формул (либо изменения каких-либо исходных показателей по алгоритму применяемых формул) в случае перевода жилого помещения в многоквартирном доме на электрообогрев, закон не предусматривает.
При этом, само по себе наличие разрешения на установку электронагревательных приборов и согласование переоборудования квартиры в установленном законом порядке не свидетельствует об отсутствии у собственника жилого помещения в многоквартирном жилом доме обязанности по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению.
Руководствуясь ст.ст.194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Матюшенко Л.И. к Обществу с ограниченной ответственностью «Кировский Жилсервис», Открытому акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания №1» о перерасчете платы за коммунальную услугу по отоплению – отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кировский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья : С.Н. Кулыгина