Судья Малинычева Т.А. Дело № 33а-12516/2021
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судья судебной коллегии по административным делам Московского областного суда в составе Вердиян Г.В.,
при введении протокола помощником судьи Харламовым К. О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 14 апреля 2021 года частную жалобу фио на определение Щелковского городского суда Московской области от 9 февраля 2021 года о прекращении производства по административному делу по административному иску фио к судебному приставу-исполнителю Щёлковского РОСП УФССП России по Московской области о признании незаконным и подлежащим отмене постановления об окончании исполнительного производства, обязании устранить допущенные нарушения,
заслушав доклад судьи фио, объяснения фио фио,
установил:
определением Щелковского городского суда Московской области от 9 февраля 2021 года в связи с отказом фио от административного иска прекращено производство по административному делу по административному иску фио к судебному приставу-исполнителю Щёлковского РОСП УФССП России по Московской области о признании незаконным и подлежащим отмене постановления об окончании исполнительного производства, обязании устранить допущенные нарушения.
Не соглашаясь с определением суда, фио подала частную жалобу, просит отменить его, так как от иска не отказывалась, последствия прекращения производства по делу ей не разъяснялись.
Заслушав объяснения фио, проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции, изменить основание или предмет административного иска.
Частью 5 указанной статьи установлено, что суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 194 КАС РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае отказа истца от административного иска и отказ принят судом.
Как определено положениями ст. 157 КАС РФ заявление административного истца, его представителя об отказе от административного иска заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным истцом или их представителем. Изложенные в письменной форме заявление об отказе от административного иска приобщается к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания (ч. 1).
Если по данной категории административных дел допускается принятие отказа от административного иска, суд разъясняет последствия отказа от административного иска (ч. 2).
Для данной категории дела, которое заявлено фио, нормами КАС РФ не установлены ограничения к отказу административного истца от иска.
Законом предусмотрены последствия прекращения производства по делу. Так, согласно ч. 1 ст. 195 КАС РФ повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
В силу ч. 3 ст. 157 КАС РФ в случае принятия судом отказа от административного иска суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по административному делу полностью или в соответствующей части.
Прекращая производство по делу в связи с отказом административного истца от заявленного административного иска, судом приведенные требования закона не соблюдены. Надлежаще оформленное заявление об отказе от иска от фио судом не получено. К делу приобщен лист с напечатанным на нём текста следующего содержания: «Административный истец: от исковых требований отказываюсь, поскольку постановление от 14 сентября 2018 года отменено». фио в частной жалобе и в заседании судебной коллегии указывает, что данный текст она не писала и под ним не расписывалась.
В протоколе судебного заседании также отсутствует подпись административного истца под заявлением от своего иска, как того требует ч. 1 ст. 157 КАС РФ.
О последствиях прекращения производства по делу, предусмотренных ч. 1 ст. 195 КАС РФ, суд фио не предупреждал.
Допущенные нарушения норм процессуального закона являются существенными, влекущими за собой отмену обжалуемого судебного акта с направлением дела в суд первой инстанции для рассмотрения дела по существу заявленных требований.
Таким образом, в результате незаконного прекращения производства по делу, суд создал для административного истца препятствия доступа к правосудию, что противоречит конституционной гарантии каждому на судебную защиту его прав и свобод, предусмотренной ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 315, 316 КАС РФ,
определил:
определение Щелковского городского суда Московской области от 9 февраля 2021 года отменить, дело направить в тот же суд для рассмотрения по существу заявленного административного иска.
Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судьи