Дело №а-25(2017)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор.Брянск 31 мая 2017 года
Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи областного суда Катасоновой С.В.,
при секретаре Хамковой А.А.,
с участием
представителя административного ответчика Управления имущественных отношений Брянской области по доверенности Хвалевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шкурат Сергея Петровича к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Брянской области об установлении кадастровой стоимости объекта капитального строительства, равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Шкурат С.П. обратился в суд с указанным административным иском, в обоснование требований указал, что он является собственником капитального строительства - здания магазина, назначение: нежилое, площадью <данные изъяты> кв.м, инв.№ лит. В, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
В соответствии с Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2015 года № 1890 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Брянской области» по состоянию на 01 января 2015 года кадастровая стоимость нежилого здания магазина составляет 3 152 042 рубля 05 копеек.
Согласно отчету об оценке от 25 января 2017 года № 17-01, выполненному независимым оценщиком ИП Фроловым О.В., рыночная стоимость нежилого помещения магазина по состоянию на 01 января 2015 года составляет 1 406 000 рублей.
01 февраля 2017 года Шкурат С.П. обратился с исковым заявлением в суд об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости.
Полагая, что кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости превышает его рыночную стоимость, чем нарушаются права истца как налогоплательщика, Шкурат С.П. просил суд установить кадастровую стоимость недвижимого имущества: здания магазина, назначение: нежилое, 1-этажный (подземных этажей-0), общей площадью <данные изъяты> кв.м, инв.№, лит. В, условный №, с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1 406 000 рублей по состоянию на 01 января 2015 года.
В ходе рассмотрения дела административным истцом заявленные требования уточнены, на основании судебной экспертизы проведенной ООО «Городской центр оценки и консалтинга» от 02 мая 2017 года истец просит установить по состоянию на 1 января 2015 года кадастровую стоимость недвижимого имущества: здания магазина, назначение: нежилое, 1-этажный (подземных этажей-0), общей площадью <данные изъяты> кв.м., инв.№, лит. В, условный №, с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в соответствии с заключением эксперта ООО «Городской цент оценки и консалтинга» от 02 мая 2017 года в размере 1 740 000 рублей.
В судебном заседании представитель административного ответчика Управления имущественных отношений Брянской области Хвалева О.А. уточненные исковые требования признала, полагала, что отчет об оценке от 25 января 2017 года № 17-01, выполненный независимым оценщиком ИП Фроловым О.В., представленный истцом в обоснование первоначального иска имеет существенные недостатки, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности. Не имела доводов и возражений относительно недостоверности заключения судебной экспертизы, проведенной ООО «Городской центр оценки и консалтинга». Заявила ходатайство об отнесении судебных расходов по оплате стоимости заключения эксперта ООО «Городской центр оценки и консалтинга» от 02 мая 2017 года по определению величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости – здания магазина, на сторону административного истца. Указала, что Управлением на основании платежного поручения №154900 от 22 мая 2017 года осуществлен перевод денежных средств в размере 5000 рублей за проведение судебной экспертизы по определению Брянского областного суда от 22 марта 2017 года. В связи с чем, просила взыскать указанную сумму с административного истца.
Истец Шкурат С.П., извещенный о времени и месте судебного разбирательства, не явился. В материалах дела содержится ходатайство истца о рассмотрении дела без его участия. Согласно телефонограмме, просит рассмотреть дело в его отсутствие, поддерживает уточненные исковые требования.
Представители административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (Управления Росреестра по Брянской области), заинтересованного лица - администрации Злынковского района о дате и времени судебного заседания извещены надлежаще, об отложении слушания по делу ходатайств не поступило. Глава администрации Злынковского района направил в суд ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя администрации.
С учетом требований ст. 150, ч. 4 ст. 247 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителей указанных сторон.
Выслушав объяснения представителя административного ответчика Управления имущественных отношений Брянской области Хвалевой О.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Порядок производства по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регламентирован в главе 25 КАС РФ.
В силу части 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из представленных документов, Шкурат С.П. является собственником недвижимого имущества: здания магазина, назначение: нежилое, 1-этажный (подземных этажей-0), общей площадью <данные изъяты> кв.м, инв.№, лит. В, условный №, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.8).
В соответствии с Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2015 года № 1890 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Брянской области» по состоянию на 01 января 2015 года кадастровая стоимость здания магазина, расположенного по адресу: <адрес>, составляет 13 152 042 рубля 05 копеек.
Данные об установленной кадастровой стоимости объекта недвижимости – здания магазина внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости - вышеуказанного здания магазина, заполненной 29 декабря 2016 года, кадастровая стоимость, содержащаяся в ГКН по состоянию на 01 января 2015 года составляет 3 152 042 рубля 05 копеек. Дата утверждения кадастровой стоимости 27 декабря 2015 года, а дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ГКН – 28 декабря 2015 года (л.д. 78).
В соответствии с отчетом № 17-01 от 25 января 2017 года, выполненным независимым оценщиком ИП Фроловым О.В., рыночная стоимость здания магазина по состоянию на 01 января 2015 года составляет 1 406 000 рублей.
Согласно ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Вопросы государственной кадастровой оценки регулируются Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с последующими изменениями).
Согласно положениям статьи 3 Федерального закона № 135-ФЗ под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными этим Законом, признается достоверной и рекомендуемой, если не установлено иное (ст.12 Закона об оценочной деятельности).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.
При обращении с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости, в соответствии с требованиями пунктов 4 и 5 части 2 статьи 246 и пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» заявителем представляется отчет, составленный на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, а также подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков положительное экспертное заключение в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Оспаривая названную кадастровую стоимость, Шкурат С.П. представил отчет об оценке № 17-01 от 25 января 2017 года, выполненный независимым оценщиком ИП Фроловым О.В., согласно которому рыночная стоимость здания магазина по состоянию на 01 января 2015 года составляет 1 406 000 рублей. Указанный отчет свидетельствует о том, что кадастровая стоимость существенно превышает рыночную стоимость объекта недвижимости.
По ходатайству представителя административного ответчика Управления имущественных отношений Брянской области, определением Брянского областного суда от 22 марта 2017 года назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО «Центр оценки и консалтинга», директор Аршинов И.Е.
Согласно выводам экспертного заключения ООО «Городской центр оценки и консалтинга» от 02 мая 2017 года отчет №17-01 по определению рыночной стоимости здания магазина, выполненный ИП Фроловым О.В., не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, в том числе, требованиям федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчета, к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости объекта оценки, в том числе, не правильно определены факторы, влияющие на стоимость объекта недвижимости, такие как стоимость 1 куб.м, в ценах 1969 года по сборнику УПВС, индекс изменения цен в строительстве. Действительная рыночная стоимость объекта оценки (здания магазина) с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 01 января 2015 года составляет 1 740 000 рублей.
По результатам проведения судебной экспертизы административный истец уточнил исковые требования и просил установить кадастровую стоимость нежилого здания магазина, общей площадью 103 кв.м, с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 1 740 000 рублей.
Оплата экспертизы, на момент рассмотрения судом спора, произведена административным ответчиком –Управлением имущественных отношений Брянской области.
В силу статьи 59 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.
Оценивая экспертное заключение ООО «Городской центр оценки и консалтинга» от 02 мая 2017 года по правилам ст. 84 КАС РФ, наряду с другими представленными доказательствами, суд находит его допустимым доказательством, оснований сомневаться в правильности выводов экспертизы у суда не имеется, поскольку заключение эксперта ООО «Городской центр оценки и консалтинга» от 02 мая 2017 года является обоснованным, не содержит противоречий, выполнено в соответствии с требованиями закона, согласуется с установленными обстоятельствами по делу, эксперт предупрежден об уголовной ответственности. Указанное заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Экспертом проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объектов оценки. При этом, в экспертном заключении приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости недвижимого имущества. В заключении имеются ссылки на источники используемой информации, позволяющие сделать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток. Кроме того, экспертом приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов.
Таким образом, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных исковых требований в части установления кадастровой стоимости недвижимого имущества: здания магазина, назначение: нежилое, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 1 740 000 рублей.
В соответствии с п.1 Приказа Росреестра от 18 октября 2016 года № П/0515 федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра») наделено полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В Брянской области данные полномочия возложены на филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области.
Вступивший в законную силу судебный акт об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной является основанием для внесения органом кадастрового учета соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
Согласно п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июля 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ). Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Из материалов дела следует, что Шкурат С.П. обратился в суд с административным иском 01 февраля 2017 года, следовательно, датой подачи заявления необходимо считать 01 февраля 2017 года.
В соответствии со ст. ст. 103, 108 КАС РФ с Шкурат С.П. в пользу Управления имущественных отношений Брянской области надлежит взыскать расходы по проведению судебной оценочной экспертизы в сумме 5000 (пять тысяч) рублей, поскольку исковые требования были уточнены именно на основании заключения судебной экспертизы, против назначения которой истец возражал, удовлетворение требований истца сводится к реализации в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной. Представитель Управления имущественных отношений Брянской области после проведения судебной экспертизы поддержал первоначальные письменные пояснения, в которых содержаться доводы о несогласии с отчетом об оценке представленным истцом, доводов и возражений относительно недостоверности заключения судебной экспертизы представитель Управления имущественных отношений Брянской области не имел. Принятое решение суда по данному спору не может расцениваться как принятое против административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.
Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ, п.19 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28).
Руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Шкурат Сергея Петровича к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Брянской области об установлении кадастровой стоимости объекта капитального строительства, равной его рыночной стоимости -удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость недвижимого имущества: здания магазина, назначение: нежилое, 1-этажный (подземных этажей-0), общей площадью <данные изъяты> кв.м, инв.№, лит. В, условный №, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 1 740 000 рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 01 февраля 2017 года – дату обращения Шкурат Сергея Петровича с административным исковым заявлением в суд.
Вновь установленная кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.
Взыскать с Шкурата Сергея Петровича в пользу Управления имущественных отношений Брянской области, понесенные расходы по оплате проведения судебной экспертизы в размере 5 000 (пять тысяч) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Брянского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
судья Брянского областного суда С.В. Катасонова