Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 января 2014 года с. Левокумское
Левокумский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего: судьи Иванова М.А., с участием
пом. прокурора Левокумского района Ставропольского Егорова Д.А.,
при секретаре: Бондаренко Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Левокумского района Ставропольского края Юникова С.А. к СПК «Владимировский» об устранении выявленных нарушений,
установил:
в Левокумский районный суд с вышеуказанным иском обратился прокурор Левокумского района Юников С.А.
В обоснование требований указал, что прокуратурой района по заданию прокуратуры Ставропольского края проведена проверка соблюдения законодательства при хранении государственного интервенционного фонда зерна в деятельности Сельскохозяйственный производственный кооператив «Владимировский» (далее - СПК «Владимировский»).
В ходе проведенной проверки установлено, что (дата) между государственным агентом Открытого акционерного общества «Объединенная зерновая компания» (далее - ОАО «ОЗК») и СПК «Владимировский» заключен договор хранения зерна запасов интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия № ... (далее - Договор).
Согласно п. 1.1. Договора СПК «Владимировский» обязуется в течение 2013 года осуществлять хранение принятого от ОАО «ОЗК» зерна запасов интервенционного фонда в любом объеме, но суммарно не более ... тонн, обеспечить количественно-качественную сохранность зерна и возвратить зерно ОАО «ОЗК» в сохранности.
(дата) прокуратурой района совместно со специалистом Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю (далее - Россельхознадзора) ФИО с выездом на место хранения зерна государственного инвентаризационного фонда, расположенного по адресу: (адрес), выявлены следующие нарушения.
Так, на хранении в СПК «Владимировском» на момент проверки находилось ... т. запасов зерна государственного интервенционного фонда, расположенных согласно схемам размещения зерна государственного интервенционного фонда на обособленном хранении в 4 складах: № ...
В свою очередь, в ходе проверки установлено, что склад № ... указанным требованиям не соответствует, так на момент проведения проверки при необходимом количестве в 6 штук, на складе имелось лишь 2, в связи с чем отсутствует должный контроль за температурным режимом сохранности зерна, что приводит к самосогреванию, что может привести к снижению качества зерна.
Кроме того, в ходе проведения проверки проведен анализ зерна на зараженность (карточка анализа зерна от (дата)), по результатам которого в пробах зерна, изъятых со склада № ..., выявлено наличие жуков-долгоносиков в размере 2 экземплярах на 1 кг зерна, что свидетельствует о его зараженности вредителями 1 степени.
Таким образом, выявленные нарушения дают основание полагать, что СПК «Владимировский» хранение зерна интервенционного фонда осуществляется ненадлежащим образом и в нарушение установленного порядка, в связи с чем требует принятия конкретных мер, направленных на их устранение.
Просит обязать Сельскохозяйственный производственный кооператив «Владимировский» к соблюдению установленного порядка хранения зерна государственного интервенционного фонда, устранив выявленные нарушения; обеспечить контроль за качеством зерна, его сохранность.
Представитель ответчика СПК «Владимировский» не явился, извещен надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, заявление с просьбой отложить дело в суд не поступало.
Представитель третьего лица ОАО « Объединенная зерновая компания» не явился, извещен надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, заявление с просьбой отложить дело в суд не поступало.
Суд на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело по существу в отсутствии не явившихся лиц.
В судебном заседании пом. прокурора Левокумского района Ставропольского края Егоров Д.А. требования, изложенные в исковом заявлении, уточнил, просит
1. обязать СПК «Владимировский» устранить выявленные нарушения, а именно:
- установить на светильники защитные колпаки с сетками;
-привести прилегающую к зерноскладам территорию в удовлетворительное санитарное состояние, очистив ее от производственных отходов, просыпа зерна, зерновой поросли бытового мусора;
-оборудовать зерносклады противопожарными щитами;
-обеспечить постоянный контроль за температурным режимом сохранности зерна, путем оснащения складов термоштангами;
-провести обеззараживание зерна государственного интервенционного фонда.
2. Обязать СПК «Владимировский» обеспечить контроль за качеством зерна государственного интервенционного фонда, его сохранность.
Исследовав материалы дела, заслушав мнение помощника прокурора, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Как усматривается из материалов дела, заявление прокурором подано в защиту интересов Российской Федерации. Заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом.
Согласно материалам дела, прокуратурой Левокумского района проведена проверка исполнения законодательства соблюдения законодательства при хранении государственного интервенционного фонда зерна в деятельности Сельскохозяйственный производственный кооператив «Владимировский» (далее - СПК «Владимировский»).
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4973-1 «О зерне» зерно является национальным достоянием Российской Федерации, одним из основных факторов устойчивости ее экономики. Государство поддерживает производителей зерна целенаправленной льготной инвестиционной, ценовой, кредитной и налоговой политикой.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 03 августа 2001 года № 580 «Об утверждении Правил осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (далее по тексту - Правила), в целях регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия организуются государственные закупочные интервенции путем закупки сельскохозяйственной продукции для формирования интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции и государственные товарные интервенции путем продажи указанной продукции из этого фонда.
В силу пунктов 6 и 8 Правил размещение запасов интервенционного фонда и организация их количественной и качественной сохранности осуществляются государственным агентом, отобранным на конкурсной основе Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
В ходе проведенной проверки установлено, что (дата) между государственным агентом Открытого акционерного общества «Объединенная зерновая компания» (далее - ОАО «ОЗК») и СПК «Владимировский» заключен договор хранения зерна запасов интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия № ... (л.д. ...).
Согласно п. 1.1. Договора СПК «Владимировский» обязуется в течение 2013 года осуществлять хранение принятого от ОАО «ОЗК» зерна запасов интервенционного фонда в любом объеме, но суммарно не более ... тонн, обеспечить количественно-качественную сохранность зерна и возвратить зерно ОАО «ОЗК» в сохранности.
Согласно заключению специалиста Россельхознадзора ФИО на месте хранения зерна государственного инвентаризационного фонда, выявлены нарушения (л.д....).
В соответствие с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг.
Согласно ч. 1 ст. 9 Закона технический регламент может быть принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Такие технические регламенты разрабатываются, принимаются и отменяются в порядке, принятом в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18.11.2010 Комиссией Таможенного союза от 09.12.2011 г. N 874 утвержден Технический регламент Таможенного союза «О безопасности зерна» (далее - Технический регламент).
Согласно п. 2 ст. 1 Технического регламента настоящий технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения на единой таможенной территории Таможенного союза требования к зерну и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации зерна, в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей зерна.
В силу п. 6 ст. 4 Технического регламента хранение зерна осуществляется в зернохранилищах, обеспечивающих безопасность зерна и сохранность его потребительских свойств, при соблюдении требований к процессам хранения зерна, установленных настоящим техническим регламентом, а также условий хранения, установленных национальным законодательством государства - члена Таможенного союза.
В настоящее время отношения в сфере регулирования порядка приемки, размещения, послеуборочной обработки и хранения зерна, в том числе и интервенционного фонда зерна, урегулированы Инструкцией по хранению зерна, маслосемян, муки и крупы, утвержденной приказом Минхлебопродуктов СССР от 24 июня 1988 года N 185 (далее - Инструкция).
Требования к территории, зернохранилищам и складам продукции регламентируются разделом 2 Инструкции.
Пунктом 2.4 Инструкции установлено, что зернохранилища и склады продукции в техническом и санитарном отношении должны удовлетворять следующим основным требованиям: не иметь несвойственного зерну и продукции запаха и не быть зараженными вредителями; быть сухими, изолированными от проникновения грунтовых вод; склады - оштукатурены изнутри, элеваторы - не иметь незаделанных вертикальных и горизонтальных стыков; двери - плотно закрываться, полы и стены - гладкие, без щелей; крыши - в исправном состоянии; дверные проемы складов заделаны закладными досками; окна должны быть заделаны с внутренней стороны склада; светильники - ограждены защитными колпаками с сетками; входные отверстия каналов активной вентиляции - иметь плотно закрывающиеся крышки, предотвращающие попадание в них атмосферных осадков.
В соответствии с п. 2.9 Инструкции побочные продукты и отходы всех категорий должны храниться в отдельных емкостях, изолированных от зернохранилищ и складов для продукции.
Согласно п. 2.10 Инструкции сор, пыль, полученные при очистке зернохранилищ и территории и при работе с зерном, должны удаляться за пределы территории предприятия, сжигаться или закапываться в землю.
Вместе с тем, в нарушение указанных требований на момент проведения проверки установлено, что расположенные на складе № ... СПК «Владимировский» являющийся местом хранения зерна интервенционного фонда, светильники в количестве 3 штук не имеют защитных колпаков с сетками; прилегающая территория к складам № ... и № ..., в которых хранится зерно государственного интервенционного фонда, находятся в неудовлетворительном санитарном состоянии, а именно имеются хаотичные свалки производственных отходов, просыпа зерна, зерновой поросли, а также бытового мусора; зерносклады имеют устаревшие противопожарные щиты.
Требования к контролю за качеством и состоянием зерна установлены разделом 5 Инструкции.
В соответствии с п. 5.1 Инструкции с момента поступления зерна на предприятие в течение всего периода его хранения организуется систематический контроль за качеством и состоянием каждой партии. Контроль проводят за температурой зерна, влажностью, зараженностью вредителями хлебных запасов, запахом, цветом и другими показателями качества, нормируемыми действующей нормативно-технической документацией.
Согласно п. 5.4 Инструкции для наблюдения за температурой зерна в складах его поверхность условно делят на секции площадью примерно 200 м2 каждая. Каждой секции присваивается номер, который обозначают на стенках склада крупными цифрами, заметными при входе в склад.
В силу п. 5.5 Инструкции при высоте насыпи в складах более 1,5 м в каждой секции устанавливают три термоштанги на разных уровнях (верхнем, среднем, нижнем).
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Суд принимает исследованные письменные документы как допустимые и относимые доказательства, считая их достоверными. У суда не имеется оснований не доверять исследованным доказательствам.
Таким образом, вышеуказанным подтверждается, что СПК «Владимировский» хранение зерна интервенционного фонда осуществляется ненадлежащим образом и в нарушение установленного порядка, в связи с чем требует принятия конкретных мер, направленных на их устранение.
При таких обстоятельствах, суд находит требования прокурора законными и обоснованными, подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
исковые требования прокурора Левокумского района Ставропольского края Юникова С.А. к СПК «Владимировский» Левокумского района Ставропольского края об устранении выявленных нарушений - удовлетворить.
Обязать СПК «Владимировский» Левокумского района Ставропольского края устранить выявленные нарушения по месту хранения зерна государственного инвентаризационного фонда, расположенного по адресу: (адрес) :
- установить на светильники защитные колпаки с сетками;
- привести прилегающую к зерноскладам территорию в удовлетворительное санитарное состояние, очистив ее от производственных отходов, просыпа зерна, зерновой поросли бытового мусора;
- оборудовать зерносклады противопожарными щитами;
- обеспечить постоянный контроль за температурным режимом сохранности зерна, путем оснащения складов термоштангами;
- провести обеззараживание зерна государственного интервенционного фонда.
Обязать СПК «Владимировский» Левокумского района Ставропольского края обеспечить контроль за качеством зерна государственного интервенционного фонда, его сохранность.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Левокумский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Левокумского районного суда М.А.Иванов