Решение по делу № 2-1546/2015 от 26.03.2015

Дело № 2-1546/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Севастополь 26 мая 2015 года

Ленинский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи Калгановой С.В., при секретаре Музыка Б.В., с участием помощника военного прокурора Попова М.В., представителя ФКУ «Управления Черноморского флота» Чуева Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Военного прокурора – войсковая часть 32015 к войсковой части 86863, Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота» о возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда,

УСТАНОВИЛ:

    Военный прокурор – войсковая часть 32015, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к войсковой части 86863, Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота» о возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда в отношении рабочего места лаборанта – 1 единица мотивируя следующим.

Военной прокуратурой – войсковая часть 32015 проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части 86863 требований трудового законодательства в части организации и проведения специальной оценки условий труда. Установлено, что войсковая часть 86863 входит в состав Черноморского флота. Командир войсковой части 86863 является работодателем, который осуществляет прием на работу лиц гражданского персонала (работников) на основании заключенных с ними трудовых договоров. Войсковая часть 86863 сформирована с 01.12.2014, с этого времени введены в эксплуатацию вновь организованные рабочие места лиц гражданского персонала (работников) части, в отношении которых не проведена специальная оценка условий труда, а именно: рабочего места врача-стоматолога – 1 ед. Учитывая, что в данном случае нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, которым Конституцией Российской Федерации гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, прокурор обратился в суд с иском.

Просит обязать войсковую часть 86863 в срок до 01.06.2015 организовать проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда в отношении рабочего места лаборанта – 1 ед.; обязать Федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота» в срок до 01.06.2015 обеспечить финансирование мероприятий по проведению в войсковой части 86863 специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда в отношении рабочего места лаборанта – 1 ед.

Помощника военного прокурора Попова М.В., в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» Чуев Е.В. в судебном заседании против удовлетворения иска возражал, предоставил письменный отзыв, в котором ссылается на безосновательность заявленных требований, поскольку отсутствует факт нарушения законодательства, а также какие-либо нарушения охраняемых законом прав и интересов неопределенного круга лиц. Так же отсутствуют доказательства обращения к прокурору заинтересованных лиц за защитой их прав и законных интересов.

Представитель войсковой части 86863 в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрение дела в его отсутствие.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя войсковой части 86863.

Заслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, исходя из следующего

Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Судом установлено, что военной прокуратурой – войсковая часть 32015 проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части 86863 требований трудового законодательства в части организации и проведения специальной оценки условий труда. Войсковая часть 86863 входит в состав Черноморского флота, сформирована с 01.12.2014 на основании распорядительных документов Министерства обороны Российской Федерации.

Войсковой частью №86863 была сформирована бюджетная заявка на 2015 г. от 18.03.2015 г., в соответствии с которой просили выделить денежные средства в связи с необходимостью проведения комплекса специальной оценке условий труда 20 рабочих мест.

Из ответа начальника Центра финансово-экономического обеспечения ЧФ от 20.05.2015 г., направленного в адрес командира войсковой части 86863 следует, что бюджетная заявка рассмотрена; Черноморскому флоту денежные средства на проведение комплекса работ по специальной оценке условий труда на 2015 г. не выделялись; Центром финансово-экономического обеспечения ЧФ РФ проводятся мероприятия по истребованию от Департамента финансового планирования Министерства Обороны РФ лимитов бюджетных обязательств на эти цели; при поступлении лимитов бюджетных обязательств на Черноморский флот, они будут распределены и доведены в установленном порядке.

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Согласно абз. 10 ч. 2 ст. 212 ТК РФ (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее по тексту - Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2014 г.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями.

В силу ч. ч. 1 и 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено названным Федеральным законом.

Отсутствие специальной оценки условий труда может повлечь за собой неблагоприятные последствия в связи с отсутствием у работников достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. Кроме того, непроведение специальной оценки условий труда может лишить работников, работающих в войсковой части, уволенных, либо вновь принятых, на получение дополнительных льгот, связанных с работой, возможно с вредными и опасными условиями труда.

Судом установлено, что с момента создания войсковой части 86863 01.12.2014 г. до настоящего времени специальная оценка условий труда в отношении принятого работника – лаборанта не проведена, в результате чего были нарушены трудовые права сотрудников указанной войсковой части.

Отсутствие специальной оценки условий труда может повлечь за собой неблагоприятные последствия в связи с отсутствием у работников достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. Кроме того, непроведение специальной оценки условий труда может лишить работников, работающих в войсковой части, уволенных, либо вновь принятых, на получение дополнительных льгот, связанных с работой, возможно с вредными и опасными условиями труда.

При этом доводы ФКУ «Управление Черноморского флота» о том, что указанная оценка может проводиться поэтапно и может быть произведена до 31 декабря 2018 года не основан на нормах действующего законодательства, поскольку положение ч. 4 ст. 27 ФЗ "О специальной оценке условий труда" распространяется только на тех работодателей, которые до дня вступления в силу указанного Федерального закона, то есть до 1 января 2014 года, провели аттестацию рабочих мест по условиям труда, тогда как указанные должности были введены после вступления в силу данного Федерального закона и аттестация данных рабочих мест не проводилась.

В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации. Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации является работодателем в отношении работников воинских частей.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.12.2012 N 3910 "О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" установлено, что представителями Министерства обороны Российской Федерации в отношении работников воинских частей в соответствии со ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации являются, в том числе, командиры воинских частей в отношении работников подчиненных воинских частей.

Вместе с тем, Министерство обороны Российской Федерации для исполнения некоторых своих функций, в частности для реализации обеспечения поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности формирований военного округа и подразделяй, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении, и осуществления управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, создало ФКУ «Управление Черноморского флота» и делегировало созданному учреждению часть своих полномочий.

Указанные действия произведены в соответствии с перечисленными нормами закона с учетом специфики правоотношений в сфере военного управления.

В соответствии с Общим Положением о ФКУ "Управление Черноморского флота", утвержденным Министром обороны Российской Федерации от 11.12.2014, исходя из целей, задач и видов деятельности, в полномочия ФКУ "Управление Черноморского флота" входят заключение в соответствии с законодательством Российской Федерации от своего имени договоров (контрактов) с юридическими и физическим лицами в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, утвержденных бюджетной сметой с учетом их целевого назначения, размещение заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг в соответствии с законодательством Российской Федерациями и в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации (п. 30).

Из вышеуказанного следует, что решение вопроса финансового обеспечения предупредительных мер по охране труда возможно осуществить путем заключения государственного контракта на оплату указанных услуг юридическим лицом - ФКУ "Управление Черноморского флота" на территории и в составе которого находятся воинские части (учреждения, организации).

Таким образом, обязанность по проведению специальной оценки условий труда в войсковой части 86863, путем заключения государственного контракта и оплата указанных услуг лежит на ФКУ "Управление Черноморского флота", как на юридическом лице, на которого такая обязанность прямо возложена Министром обороны Российской Федерации в соответствии с Общим Положением о ФКУ "Управление Черноморского флота".

Вместе с тем, военным прокурором предъявлены требования о возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда на войсковую часть 86863, а на ФКУ "Управление Черноморского флота" – обязанность профинансировать войсковую часть 86863.

Судом в ходе судебного заседания предлагалось военному прокурору уточнить требования в части возложения обязанности по проведению специальной оценки условий труда за счет надлежащего ответчика, однако истец отказался от каких-либо уточнений.

Поэтому суд отказывает в иске военного прокурора о возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда за счет ответчика - войсковой части 86863, как заявленный к ненадлежащему ответчику. С учетом вышеизложенного требования к ФКУ «Управление Черноморского флота» в части обеспечения финансирования войсковой части 86863 на проведение мероприятий по оценки также не подлежат удовлетворению, поскольку оснований для возложения обязанности на войсковую часть по проведению специальной оценки условий труда на последних не имеется, требования в этой части судом оставлены без удовлетворения, как заявленные к ненадлежащему ответчику.

При этом процессуальный истец не лишен возможности обратится в суд с вышеуказанными требования к надлежащему ответчику.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд, -

РЕШИЛ:

    В удовлетворении исковых требований военного прокурора – войсковая часть 32015 к войсковой части 86863, Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота» о возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда - отказать.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя. Решение в окончательной форме составлено 28 мая 2015 года.

Судья Ленинского районного суда

города Севастополя С.В. Калганова

2-1546/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Военный прокурор-войсковая часть 32015 подполковник юстиции Агибалов Д.В.
Ответчики
Федеральное казенное учреждение "Управление Черноморского флота "
Войсковая часть 86863
Суд
Ленинский районный суд города Севастополя
Судья
Калганова Светлана Владимировна
Дело на странице суда
leninskiy--sev.sudrf.ru
26.03.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
26.03.2015Передача материалов судье
30.03.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.04.2015Подготовка дела (собеседование)
23.04.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.05.2015Судебное заседание
28.05.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.06.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.03.2019Дело оформлено
11.03.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее