Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-226/2019 от 11.01.2019

Судья Конкина Е.А. Дело № 33-226

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 февраля 2019 года город Орёл

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Коротченковой И.И.,

судей Букаловой Е.А., Герасимовой Л.Н.,

при секретаре Алешиной Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Третьякова А.С. к администрации Свердловского района Орловской области о выплате задолженности по муниципальной пенсии

по апелляционной жалобе администрации Свердловского района Орловской области на решение Свердловского районного суда Орловской области от 19 ноября 2018 года, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Букаловой Е.А., объяснения представителя третьего лица Свердловского районного Совета народных депутатов Коломенской Ж.М., поддержавшей апелляционную жалобу администрации Свердловского района Орловской области, возражения на жалобу истца Третьякова А.С., изучив доводы жалобы, материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

установила:

Третьяков А.С. обратился в суд с иском к администрации Свердловского района Орловской области о выплате задолженности по муниципальной пенсии.

В обоснование заявленных требований ссылался на то, что является получателем пенсии по выслуге лет муниципальным служащим.

Поскольку с <дата> года по настоящее время муниципальная пенсия ему не выплачивалась, просил суд с учетом уточнения исковых требований взыскать с администрации Свердловского района Орловской области задолженность по муниципальной пенсии в сумме 380636,96 руб.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе администрация Свердловского района Орловской области просит решение суда отменить и вынести новое, которым отказать в удовлетворении исковых требований.

Полагает, что в данном случае правовые основания для удовлетворения требований истца с учетом наличия действующего и обязательного к исполнению решения Свердловского районного Совета народных депутатов от <дата> «О внесении изменений в районный бюджет на <дата> год и плановый период <дата> и <дата> годов», которым был установлен мораторий на выплату кредиторской задолженности по доплате к пенсии, отсутствовали, поскольку истца никто не лишал права на муниципальную пенсию, ему была лишь временно приостановлена ее выплата.

Кроме того, ссылается на применение судом положений закона, не подлежащих применению в данном случае, а также на несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам.

В судебное заседание представитель ответчика администрации Свердловского района Орловской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явилась, ходатайств и заявлений не представила.

Судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия считает, что оно подлежит отмене.

Основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, является, в частности, нарушение или неправильное применение норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).

Как следует из материалов дела, Третьяков А.С. является получателем пенсии за выслугу лет как лицо, замещавшее должность муниципальной службы, которую получал по <дата> года включительно.

Решением Свердловского районного Совета народных депутатов от <дата> было утверждено Положение «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещающим должности муниципальной службы Свердловского района Орловской области» (далее по тексту – Положение), в соответствии с п. которого финансирование расходов на выплату пенсии за выслугу лет производится из средств районного бюджета.

Вместе с тем, решением Свердловского районного Совета народных депутатов от <дата> «О внесении изменений в районный бюджет на <дата> год и плановый период <дата> и <дата> годов» в связи с ухудшением финансового-хозяйственного положения, снижения поступления в районный бюджет доходов, введен мораторий (временное приостановление) на выплату кредиторской задолженности по выплате пенсий за выслугу лет муниципальным служащим и лицам, замещающим муниципальные должности на постоянной основе, до <дата>.

В соответствии со справкой администрации Свердловского района Орловской области задолженность по выплате муниципальной пенсии Третьякову А.С. за период с <дата> года по <дата> года составляет 380636,92 руб.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что введение моратория на выплату кредиторской задолженности на выплату пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и лицам, замещающим муниципальные должности, не является основанием для отказа в удовлетворении их исковых требований, поскольку не распространяется на обязательства, возникшие до его введения.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции.

В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п.п. «ж», «н» ч. 1 ст. 72).

В силу п. 2 ст.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» № 184-ФЗ от 06.10.1999 субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.

Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» № 25-ФЗ от 02.03.2007 (далее – Закон о муниципальной службе) установлено право муниципального служащего на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Также данным законом предусмотрено, что в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (п. 12 ч. 1 ст. 11, п. 5 ч. 1 ст. 23, ч. 1 ст. 24).

Согласно ч. 2 ст. 24 Закон о муниципальной службе определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

При этом условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления (п. 4 ст. 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ от 15.12.2001).

Согласно ч. 3 ст. 23 Закона Орловской области от 09.01.2008 № 736-ОЗ «О муниципальной службе в Орловской области» условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств органов местного самоуправления определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 53 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Указанные нормы права в их взаимосвязи позволяют сделать вывод о том, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления.

По смыслу действующего законодательства, муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) и могут быть оспорены в областном и равном ему по статусу суде, рассматривающем в качестве суда первой инстанции указанные административные дела (ч.ч.2, 3 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 2 ч. 1 ст. 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Вышеуказанное решение Свердловского районного Совета народных депутатов от <дата> «О внесении изменений в районный бюджет на <дата> год и плановый период <дата> и <дата> годов» было опубликовано в районной газете «<...>» <дата> и вступило в силу с момента официального опубликования (ст. 48 Устава Свердловского района Орловской области).

В порядке административного судопроизводства данное решение незаконным не признано, следовательно оснований для взыскания с ответчика задолженности по выплате муниципальной пенсии у суда первой инстанции не имелось.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не может признать обжалуемое решение законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Третьякова А.С. к администрации Свердловского района Орловской области о выплате задолженности по муниципальной пенсии.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

апелляционную жалобу администрации Свердловского района Орловской области удовлетворить.

Решение Свердловского районного суда Орловской области от 19 ноября 2018 года отменить.

Постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Третьякова А.С. к администрации Свердловского района Орловской области о выплате задолженности по муниципальной пенсии отказать.

Председательствующий

Судьи

Судья Конкина Е.А. Дело № 33-226

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 февраля 2019 года город Орёл

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Коротченковой И.И.,

судей Букаловой Е.А., Герасимовой Л.Н.,

при секретаре Алешиной Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Третьякова А.С. к администрации Свердловского района Орловской области о выплате задолженности по муниципальной пенсии

по апелляционной жалобе администрации Свердловского района Орловской области на решение Свердловского районного суда Орловской области от 19 ноября 2018 года, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Букаловой Е.А., объяснения представителя третьего лица Свердловского районного Совета народных депутатов Коломенской Ж.М., поддержавшей апелляционную жалобу администрации Свердловского района Орловской области, возражения на жалобу истца Третьякова А.С., изучив доводы жалобы, материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

установила:

Третьяков А.С. обратился в суд с иском к администрации Свердловского района Орловской области о выплате задолженности по муниципальной пенсии.

В обоснование заявленных требований ссылался на то, что является получателем пенсии по выслуге лет муниципальным служащим.

Поскольку с <дата> года по настоящее время муниципальная пенсия ему не выплачивалась, просил суд с учетом уточнения исковых требований взыскать с администрации Свердловского района Орловской области задолженность по муниципальной пенсии в сумме 380636,96 руб.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе администрация Свердловского района Орловской области просит решение суда отменить и вынести новое, которым отказать в удовлетворении исковых требований.

Полагает, что в данном случае правовые основания для удовлетворения требований истца с учетом наличия действующего и обязательного к исполнению решения Свердловского районного Совета народных депутатов от <дата> «О внесении изменений в районный бюджет на <дата> год и плановый период <дата> и <дата> годов», которым был установлен мораторий на выплату кредиторской задолженности по доплате к пенсии, отсутствовали, поскольку истца никто не лишал права на муниципальную пенсию, ему была лишь временно приостановлена ее выплата.

Кроме того, ссылается на применение судом положений закона, не подлежащих применению в данном случае, а также на несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам.

В судебное заседание представитель ответчика администрации Свердловского района Орловской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явилась, ходатайств и заявлений не представила.

Судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия считает, что оно подлежит отмене.

Основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, является, в частности, нарушение или неправильное применение норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).

Как следует из материалов дела, Третьяков А.С. является получателем пенсии за выслугу лет как лицо, замещавшее должность муниципальной службы, которую получал по <дата> года включительно.

Решением Свердловского районного Совета народных депутатов от <дата> было утверждено Положение «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещающим должности муниципальной службы Свердловского района Орловской области» (далее по тексту – Положение), в соответствии с п. которого финансирование расходов на выплату пенсии за выслугу лет производится из средств районного бюджета.

Вместе с тем, решением Свердловского районного Совета народных депутатов от <дата> «О внесении изменений в районный бюджет на <дата> год и плановый период <дата> и <дата> годов» в связи с ухудшением финансового-хозяйственного положения, снижения поступления в районный бюджет доходов, введен мораторий (временное приостановление) на выплату кредиторской задолженности по выплате пенсий за выслугу лет муниципальным служащим и лицам, замещающим муниципальные должности на постоянной основе, до <дата>.

В соответствии со справкой администрации Свердловского района Орловской области задолженность по выплате муниципальной пенсии Третьякову А.С. за период с <дата> года по <дата> года составляет 380636,92 руб.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что введение моратория на выплату кредиторской задолженности на выплату пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и лицам, замещающим муниципальные должности, не является основанием для отказа в удовлетворении их исковых требований, поскольку не распространяется на обязательства, возникшие до его введения.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции.

В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п.п. «ж», «н» ч. 1 ст. 72).

В силу п. 2 ст.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» № 184-ФЗ от 06.10.1999 субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.

Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» № 25-ФЗ от 02.03.2007 (далее – Закон о муниципальной службе) установлено право муниципального служащего на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Также данным законом предусмотрено, что в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (п. 12 ч. 1 ст. 11, п. 5 ч. 1 ст. 23, ч. 1 ст. 24).

Согласно ч. 2 ст. 24 Закон о муниципальной службе определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

При этом условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления (п. 4 ст. 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ от 15.12.2001).

Согласно ч. 3 ст. 23 Закона Орловской области от 09.01.2008 № 736-ОЗ «О муниципальной службе в Орловской области» условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств органов местного самоуправления определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 53 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Указанные нормы права в их взаимосвязи позволяют сделать вывод о том, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления.

По смыслу действующего законодательства, муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) и могут быть оспорены в областном и равном ему по статусу суде, рассматривающем в качестве суда первой инстанции указанные административные дела (ч.ч.2, 3 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 2 ч. 1 ст. 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Вышеуказанное решение Свердловского районного Совета народных депутатов от <дата> «О внесении изменений в районный бюджет на <дата> год и плановый период <дата> и <дата> годов» было опубликовано в районной газете «<...>» <дата> и вступило в силу с момента официального опубликования (ст. 48 Устава Свердловского района Орловской области).

В порядке административного судопроизводства данное решение незаконным не признано, следовательно оснований для взыскания с ответчика задолженности по выплате муниципальной пенсии у суда первой инстанции не имелось.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не может признать обжалуемое решение законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Третьякова А.С. к администрации Свердловского района Орловской области о выплате задолженности по муниципальной пенсии.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

апелляционную жалобу администрации Свердловского района Орловской области удовлетворить.

Решение Свердловского районного суда Орловской области от 19 ноября 2018 года отменить.

Постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Третьякова А.С. к администрации Свердловского района Орловской области о выплате задолженности по муниципальной пенсии отказать.

Председательствующий

Судьи

1версия для печати

33-226/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Третьяков Анатолий Степанович
Ответчики
Администрация Свердловского района
Суд
Орловский областной суд
Судья
Букалова Елена Алексеевна
Дело на сайте суда
oblsud--orl.sudrf.ru
29.01.2019Судебное заседание
19.02.2019Судебное заседание
01.03.2019Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее