Решение по делу № 2-233/2019 ~ М-80/2019 от 11.02.2019

Дело № 2-233/2019

УИД № 24RS0003-01-2019-000115-13

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Балахта                                12 марта 2019 г.

Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Лябзиной Т.Г.,

с участием помощника прокурора Балахтинского района Красноярского края Леончук А.А.,

представителя ответчика Зыковой Л.П.,

при секретаре Дорш О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах Севостьянова ФИО9 к Отделу социальной защиты населения Администрации Балахтинского района Красноярского края о признании незаконным решения о прекращении предоставления меры социальной поддержки, возложении обязанности возобновить предоставление меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Балахтинского района Красноярского края обратился в суд с иском в интересах Севостьянова Н.И. к Отделу социальной защиты населения Администрации Балахтинского района Красноярского края о признании незаконным решения о прекращении предоставления меры социальной поддержки, возложении обязанности возобновить предоставление меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг, ссылаясь на то, что прокуратурой по обращению Севостьянова Н.И., проведена проверка соблюдения требований законодательства, на предоставление социальной поддержки-льготы инвалидам. Проверкой установлено, что Севостьянов Н.И. является инвали<адрес> группы, зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>1. Севостьянов Н.И. имеет право на предоставление мер социальной поддержки – льготы, предусмотренной ст. 17 Федерального закона 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на оплату не ниже 50 % жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилого фонда). Данной мерой социальной поддержки Севостьянов Н.И. пользовался до 01.07.2018 г. В отдел социальной защиты населения администрации Балахтинского района поступила информация об имеющейся у Севостьянова Н.И. задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за два и более месяца. В связи с тем, что задолженность Севостьянова Н.И. по оплате жилого помещения и коммунальных услуг составила более двух месяцев, принято решение о приостановке мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг с 01.07.2018 г. 08.08.2018 г. принято решение о прекращении предоставления мер социальной поддержки Севостьянову Н.И. с 01.08.2018 г. Принятое решение ОСЗН является незаконным по следующим основаниям. Статьей 17 Федерального закона № 181-ФЗ предусмотрено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 %. Ст. 7 Закона Красноярского края № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» установлено, что меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предоставляются в форме субсидий. С 29.01.2015 г. при предоставлении мер социальной поддержки в виде субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам не может быть отказано в предоставлении мер социальной поддержки, приостановлена либо прекращена выплата предусмотренных законодательством льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг лишь по тем основаниям, что имеется задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг. Требования ст. 20.1 Закона края, содержащие условия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидам только в случае отсутствия задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которые по своей сути противоречат действующему федеральному законодательству о социальной защите инвалидов, не могут быть применены к льготникам – собственникам жилых помещений, у которых имеется задолженность по оплате жилищных услуг и взносов на капитальный ремонт. Любая задолженность за жилищно-коммунальные услуги не является бесспорной, так как зачастую граждане не согласны с предъявляемыми тарифами и расценками ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний. Отдел социальной защиты населения администрации Балахтинского района является органом местного самоуправления, который в сфере социальной защиты населения осуществляет исполнение переданных государственных полномочий по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения в соответствии с федеральным и краевым законодательством. ОСЗН администрации Балахтинского района реализует переданные органам местного самоуправления государственные полномочия по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения, а также предоставляет дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи жителям муниципального образования; обеспечивает правильное и своевременное назначение пособий, компенсационных выплат, субсидий и иных мер социальной поддержки, установленных законодательством. Решение ОСЗН администрации Балахтинского района неправомерно прекращено с 01.08.2018 г. предоставление льготы на оплату не ниже 50 % жилого помещения и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилого фонда) Севостьянову Н.И. Просит признать решение отдела социальной защиты населения администрации Балахтинского района о прекращении с 01.08.2018 г. предоставления меры социальной поддержки в виде компенсация расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 % Севостьянову Н.И. незаконным. Обязать отдел социальной защиты населения администрации Балахтинского района возобновить предоставление Севостьянову Н.И. меры социальной поддержки в виде компенсация расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 % процентов с 01.08.2018 г.

В судебном заседании помощник прокурора Балахтинского района Красноярского края Леончук А.А. исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Истец Севостьянов Н.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика Зыкова Л.П., действующий на основании распоряжения № 4 от 24.01.2019 г., с исковыми требованиями не согласна, представила письменные возражения, считает заявленные прокурором исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме в связи со следующим. В силу требований ст. 4, 5 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу предоставления коммунальных услуг, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, положениям ЖК РФ применяются положения ЖК РФ. Частью 5 ст. 159, ч. 3 ст. 160 ЖК РФ определено, что субсидии или компенсации расходов предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и ЖКУ или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению, что говорит о том, что указанные нормы по своему содержанию являются ограничительными, так как граждане не могут претендовать на получение субсидии или компенсации, если они имеют задолженность по оплате данных услуг и не заключили и (или) не выполняют соглашения по погашению такой задолженности. Следовательно, наличие задолженности по оплате жилья и (или) ЖКУ (если не заключено и (или) не выполняется соглашение по ее погашению) может явиться основанием как отказа в предоставлении субсидии или компенсации, так и приостановления перечисления данных выплат, а впоследствии и прекращения их предоставления. При этом в случае приостановления предоставления таких выплат, как только имеющаяся задолженность погашена должником, возникает основание для возобновления их предоставления. ЖК РФ предусматривается возможность предоставления субсидий или компенсации при наличии задолженности, но при заключении гражданином -должником с кредитором и выполнении соглашения по рассрочке погашения долга, что отвечает целям социальной справедливости, так как дает наименее обеспеченным категориям граждан возможность исключить просроченную задолженность путем ее погашения частями. Структура платы за жилое помещение и ЖКУ для собственников жилых помещений предусмотрена ч. 2 ст. 154 ЖК РФ, согласно которой плата за жилое помещение и ЖКУ для собственников жилых помещений включает в себя плату за содержание жилого помещения, взнос на капитальный ремонт и плату за ЖКУ. Законом края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» для всех категорий граждан, имеющих право на получение МСП по оплате жилья и ЖКУ, установлены одинаковые (равные для всех) требования, соответствующие нормам ЖК РФ, учитывая публичные интересы, в том числе разных групп инвалидов, получающих льготы по оплате жилья и ЖКУ в соответствии с федеральными законами. Федеральный закон № 181-ФЗ является специальным законом, который не может подменять (изменять) общие требования ЖК РФ в части правового регулирования отношений по поводу предоставления коммунальных услуг, внесения платы за жилое помещение и ЖКУ. При этом прокурор, основываясь на п. 15 Правил предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 № 901, Федеральном законе № 181-ФЗ, п. 4 ст. 20.1 Закона края № 13-2804 утверждает, что справка об инвалидности является единственным основанием для предоставления инвалиду льгот по оплате жилья и ЖКУ в соответствии со ст. 17 Федерального закона 181-ФЗ и в отношении инвалида не может быть принято решение о прекращении предоставления МСП при оплате жилого помещения и ЖКУ при наличии задолженности по оплате данных услуг. Правила утратили силу 14.04.2018. Следует отметить, что вопрос применения п. 15 Правил был предметом рассмотрения Верховного Суда РФ, где в апелляционном определении от 16.03.2016 № 15-АПГ16-1 дана надлежащая правовая оценка компетенции субъектов РФ во взаимосвязи с Федеральным законом № 181-ФЗ и ЖК РФ. В частности, Верховный Суд РФ еще раз подтверждает доводы министерства о том, что компенсация расходов на оплату жилых помещений и ЖКУ предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Кроме того, Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу с 30.06.2015, внесены изменения не только в ЖК РФ, но и в ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ в части предоставления мер социальной поддержки на оплату ЖКУ в виде компенсаций расходов, а не скидки для инвалидов, как было ранее в рассматриваемом в определении ВС РФ от 03.06.2015 случае. При этом в исковом заявлений прокурора говорится о том, что наличие инвалидности является безусловным правом льготника на получение МСП и это ни как не взаимосвязано с тем, что МСП в Федеральном законе № 181-ФЗ, регулирующим вопрос представления этих самых МСП, носит характер компенсации на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (статья 17). Согласно ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ инвалидам предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и ЖКУ в размере 50 %. В соответствии со ст. 28.2 Федерального закона № 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению МСП инвалидов по оплате жилого помещения и ЖКУ, в том числе по определению формы предоставления указанных МСП. Согласно ст. 7 Закона края № 13-2804 МСП граждан по оплате жилья и ЖКУ, установленные ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ предоставляются в форме субсидий. Из смысла ст. 1, 24 Закона края № 13-2804 следует, что субсидии - денежные средства, предоставляемые в качестве помощи для оплаты жилья и ЖКУ отдельным категориям граждан, при этом, имеющие целевое назначение (уменьшение фактических затрат граждан по оплате) и включающие в себя полную или частичную предварительную оплату (до установленного срока внесения платы) жилого помещения и ЖКУ. МСП по оплате ЖКУ в соответствии со ст. 20.1, 24 Закона края № 13-2804 предоставляются, в том числе, при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и ЖКУ или при заключении и выполнении гражданами соглашений по ее погашению. В свою очередь, факт установления инвалидности подтверждается справкой, выданной учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы, которая является основанием для предоставления вышеуказанных МСП в порядке и на условиях, установленных Законом края № 13-2804. Определением ВС РФ недействующими признаны п. 1 ст. 13 Закона края № 13-2804 в части слов «документов, содержащих сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за месяц, предшествующий месяцу подачи заявления о предоставлении субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту постоянного жительства (пребывания), и копии соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (в случае, если у гражданина имеется задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг)» и п. 4 ст. 20.1 Закона края № 13-2804 в той мере, в которой их действие распространено на инвалидов. В связи с чем, Законом края от 04.02.2016 № 10-4209 «О внесении изменений в статьи 13 и 20.1 Закона края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» в п. 1 ст. 13 и п. 4 ст. 20.1 Закона края № 13-2804 были внесены соответствующие изменения. При обращении инвалидов за предоставлением МСП на оплату жилого помещения и ЖКУ орган социальной защиты населения, руководствуясь определением ВС РФ, не имеет право требовать в обязательном порядке документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и ЖКУ, начисленных за месяц, предшествующий месяцу подачи заявления о предоставлении субсидий и дополнительных МСП, о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и ЖКУ по месту постоянного жительства (пребывания), и копии соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и ЖКУ (в случае, если у гражданина имеется задолженность по оплате жилого помещения и ЖКУ). Такие документы уполномоченный орган получает (и на момент вынесения ВС определения получал) путем направления межведомственных запросов в организации. Согласно пп. «з» п. 2 ст. 1 Закона края № 11-5397 органы местного самоуправления края наделены государственными полномочиями по заключению соглашений с юридическими лицами, ИП, осуществляющими управление многоквартирными домами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению ЖКУ, о предоставлении сведений о наличии у получателей МСП по оплате ЖКУ задолженности по оплате ЖКУ, заключении и (или) выполнении ими соглашений по погашению задолженности по оплате ЖКУ, направление запросов в указанные организации о предоставлении сведений с соблюдением требований законодательства РФ о персональных данных, что исключает требование данных документов у граждан, получателей МСП на оплату ЖКУ. При этом п. 1 ст. 20.1 Закона края № 13-2804 предусматривается предоставление гражданам МСП на оплату жилого помещения и ЖКУ при отсутствии у них задолженности по оплате этих услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Поскольку в отношении инвалидов данная норма определением ВС РФ не оспорена, то при получении в срок, установленный законодательством для принятия уполномоченным органом решения, информации о наличии у граждан задолженности по оплате ЖКУ либо о неисполнении условий соглашения об ее погашении (при наличии такого соглашения), орган социальной защиты населения принимает решение об отказе инвалиду в предоставлении МСП на оплату жилья и ЖКУ. В соответствии с п. 2 ст. 20.1 Закона края № 13-2804 предоставление субсидий и дополнительных МСП приостанавливается по решению органа местного самоуправления при наличии у получателя субсидий и дополнительных МСП задолженности по оплате жилого помещения и (или) ЖКУ за 2 и более месяца либо невыполнении получателем субсидий и дополнительных МСП условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) ЖКУ для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности, но не более чем на 1 месяц. Предоставление субсидий и дополнительных МСП приостанавливается с 1-го числа месяца, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных МСП. В связи с этим, отдел при получении в рамках информационного обмена сведений о наличии у инвалидов задолженности по оплате ЖКУ за 2 и более месяца либо неисполнении соглашений по погашению такой задолженности в соответствии с п. 2 ст. 20.1 Закона края № 13-2804 принимает решение о приостановлении предоставления МСП для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности, но не более чем на 1 месяц (п. 2 ст. 20.1 Закона края № 13-2804 не был оспорен определением ВС РФ и подлежит применению). Признание определением ВС РФ недействующим п. 4 ст. 20.1 Закона края № 13-2804 в той мере, в какой его действие распространено на инвалидов, не позволяет его применение при предоставлении субсидий и дополнительных МСП инвалидам, получающих МСП в соответствии с Федеральным законом № 181-ФЗ. Вместе с тем, пп. «в» п. 9 ст. 23 Закона края № 13-2804 предусмотрено, что орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления МСП, указанных в ст. 2 - 10.1 Закона края № 13-2804, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) ЖКУ или несогласования срока погашения задолженности в течение 1 месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных МСП (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных МСП. Учитывая, что пп. «в» п. 9 ст. 23 Закона края № 13-2804 не был оспорен определением ВС РФ, при непогашении задолженности по оплате жилого помещения и (или) ЖКУ или несогласования срока погашения задолженности в течение 1 месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных МСП (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных МСП, в соответствии с п. 2 ст. 20.1 Закона края № 13-2804, отдел руководствуется пп. «в» п. 9 ст. 23 Закона края № 13-2804. В соответствии с п. 7 ст. 20.1 Закона края № 13-2804 граждане, которым предоставление МСП на оплату жилого помещения и ЖКУ прекращено по вышеуказанным основаниям, вправе обратиться повторно с заявлением об их предоставлении с приложением к нему требуемых документов, но только после полного погашения задолженности или заключения соглашения (выполнения условий соглашения) по ее погашению. Процитированные положения Закона края № 13-2804 не только соответствуют требованиям ЖК РФ (дублируют), но и совпадают с позицией Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности. Пленум ВС РФ указывает, что МСП по оплате жилого помещения и ЖКУ, по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и ЖКУ и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашении в (ч. 5 ст. 159 ЖК РФ). Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и ЖКУ не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении МСП. В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением МСП по оплате жилого помещения и ЖКУ, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и ЖКУ и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и ЖКУ в предоставлении МСП не может быть отказано. Уважительные причины Пленум ВС РФ связывает с невыплатой заработной платы в срок, тяжелым материальным положением, наличием в семье иждивенцев, инвалидов, и т.п. При этом наличие у льготника инвалидности не говорит безусловно о его тяжелом материальном положении и т.п. Любая уважительная причина должна подтверждаться. Правильность доводов отдела подтверждается решением Бирилюсского районного суда Красноярского края от 05.07.2017, которым в удовлетворении заявленного прокурором района иска в интересах ФИО7 к отделу социальной защиты населения администрации Бирилюсского района Красноярского края о признании незаконным прекращения предоставления МСП и об обязании отдела предоставить МСП отказано в полном объеме, а апелляционным определением Красноярского краевого суда от 13.09.2017 решение Бирилюсского районного суда оставлено в силе (дело № 33-12208/2017). По информации, имеющейся в электронной базе данных ведомственной информационной системы, созданной министерством социальной политики Красноярского края в целях персонифицированного учета отдельных категорий граждан, имеющих право на МСП в соответствии с Законом края от 30.06.2011 № 12-6096 «О государственных информационных системах Красноярского края» и информации отдела: Севостьянов Н.И. - является инвалидом 2-й группы, квартира в собственности. Состав семьи 5 человек, в котором имеется еще инвалид 3-й группы, Севостьянова З.С., МСП не получают с 07.2018. Долг более двух месяцев начисления на момент приостановки и прекращения был следующий: эл.энергия – 2073,42 рубля на 10.07.2018 г. и 1009,81 рублей на 10.08.2018 г. Севостьянову Н.И. 09.07.2018 года и 08.08.2018 года направлялись уведомления о приостановке и прекращении предоставления МСП с подробным разъяснением действующего законодательства. Отдел осуществляет с должниками индивидуальную работу и, при необходимости, оказывают содействие в заключении соглашений о погашении задолженности, если льготник не имеет возможности оплатить долг. Льготники, в интересах которых прокурор обращается в суд, не обращались за помощью в заключении соглашений и также не представили ни в отдел, ни в суд документы, подтверждающие объективные (уважительные) причины образования задолженности. Из анализа вышеизложенного выстраивается следующая иерархия федерального и регионального законодательства, а также судебная практика применения по спорному вопросу: ЖК РФ, Федеральный закон № 181-ФЗ и Закон края № 13-2804; определение ВС РФ от 03.06.2015 № 53-АПГ15-24; Федеральный закон от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступивший в силу с 30.06.2015, Закон края № 13-2804 (с изменениями в соответствии с определением ВС РФ и в соответствии с Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ); апелляционное определение ВС РФ от 16.03.2016 № 15-АПГ16-1; Пленум Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22. Требования прокурора об обязании отдела предоставить льготнику МСП в виде компенсации не основаны на нормах Закона края № 11-5397. У отдела отсутствуют полномочия по выплатам физическим лицам любых МСП в денежной форме. С 01.01.2015 г. публичные обязательства перед физическими лицами в денежной форме (выплаты), установленные законодательством РФ и Красноярского края, осуществляются выплатным центром «Центр социальных выплат Красноярского края», созданным в соответствии с распоряжением Правительства края от 01.09.2014 № 630-р «О создании краевого государственного казенного учреждения «Центр социальных выплат Красноярского края». В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона края от 09.12.2010 № 11-5397 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан» отдел осуществляет в числе прочего подготовку и направление в выплатной центр 22-го числа каждого календарного месяца в электронном виде - расчетных ведомостей с указанием сумм назначенных субсидий и МСП в разрезе отделений почтовой связи и российских кредитных организаций, в электронном виде - поименных списков получателей субсидий и МСП на счета, открытые ими в российских кредитных организациях; в отделения почтовой связи на бумажном носителе или в электронном виде - поименных ведомостей получателей субсидий и МСП. Финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий и дополнительных МСП, в соответствии со статьей 26 Закона края № 13-2804 является расходным обязательством Красноярского края. В данных правоотношениях в качестве главного распорядителя краевых бюджетных средств выступает министерство социальной политики Красноярского края. Принимая во внимание вышеизложенного полагаем, что решение отдела об отказе в предоставлении льготнику МСП на оплату жилого помещения и ЖКУ являлось законным и обоснованным, учитывая и то, что от льготника не поступили документы (льготник не обращался), подтверждающие наличие уважительных причин образования задолженности или ее погашение (заключение соглашения по ее погашению). Просит отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель третьего лица Министерства социальной политики Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В силу ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся истца и представителя третьего лица.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п. «ж» части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу частей 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Законом, определяющим гарантии социальной защиты инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов в Российской Федерации, является Федеральный Закон от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в преамбуле которого установлено, что меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 4 указанного Закона к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты).

Пунктом 2 части 1 ст. 5 Закона установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дополнен нормой ст. 28.2, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Нормы, определяющие условия предоставления льготы, изменения не претерпели.

Указанные меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях, установленных Законом Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг".

Согласно п. п. "в" п. 9 ст. 23 указанного Закона орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1 настоящего Закона, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.

Вместе с тем, согласно п. 4 ст. 20.1 этого же Закона предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Таким образом, законодательный орган исключил право на принятие органами местного самоуправления Красноярского края решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Следовательно, наличие задолженности по оплате коммунальных услуг не может явиться основанием для прекращения в предоставлении инвалиду мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50 процентов по оплате коммунальных услуг.

Судом установлено, что Севостьянов Н.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом II группа инвалидности, по общему заболеванию. Инвалидность установлена бессрочно, что подтверждается справкой серии ВТЭ-56 от 18.05.1992 г. № 10/12.

Согласно паспорта гражданина Российской Федерации, Севостьянов Н.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>.

Севостьянов Н.И. ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением в орган социальной защиты населения администрации района о предоставлении меры социальной поддержки как инвалиду.

Согласно протокола для определения мер социальной поддержки от 01.06.2006 г., ОСЗН Балахтинского района Севостьянову Н.И., инвалиду 2-й группы проживающему по адресу: <адрес>, назначена субсидия за отопление в размере 50%, за газ 50%, за топливо 50%, за электроэнергию 50 %.

Согласно протоколов приостановки выплаты от 09.07.2018 г., Севостьянову Н.И. ОСЗН Балахтинского района приостановил выплату с 01.07.2018 г. субсидии на электроэнергию, и субсидии на холодное водоснабжение по причине задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг.

09.07.2018 г. ОСЗН Балахтинского района Севостьянову Н.И., направлено уведомление № 64 о приостановлении предоставления льгот.

В связи с тем, что Севостьянов Н.И. задолженность не погасил, на основании протоколов закрытия от 08.08.2018 г. выплата ему мер социальной поддержки была прекращена, о чем ему 08.08.2018г. направлено соответствующее уведомление.

Согласно объяснениям Севостьянова Н.И. от 20.01.2019 г., он проживает по адресу: <адрес>, с женой ФИО8 В 2018 году у него возникла задолженность за свет. Он каждый месяц пытался погасить задолженность. На январь 2018 г. у него за свет перечислены деньги на сумму 530 рублей, но в настоящее время меры социальной поддержки ему не возобновлены. Он не согласен с действиями отдела социальной защиты и желает возобновить предоставление социальной поддержки.

При установленных судом обстоятельствах наличие у Севостьянова Н.И. задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за два и более месяца на территории Красноярского края не может являться основанием для прекращения предоставления ему как лицу, являющемуся инвалидом третьей группы, меры социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50% по оплате коммунальных услуг.

Учитывая все исследованные судом доказательства в их совокупности и взаимосвязи, оценив их с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, суд приходит к выводу о незаконности решения ОСЗН администрации Балахтинского района Красноярского края о прекращении предоставления меры социальной поддержки инвалиду 2 группы Севостьянова Н.И., и возложению на ответчика обязанности по предоставлению истцу указанной меры социальной поддержки, предусмотренной положениями ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ"

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Балахтинского района Красноярского края удовлетворить.

Признать незаконным решение Отдела социальной защиты населения администрации Балахтинского района Красноярского края о прекращении с 01.08.2018 г. предоставления меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50% инвалиду 2 группы Севостьянову ФИО10.

Обязать Отдел социальной защиты населения администрации Балахтинского района Красноярского края возобновить предоставление Севостьянову ФИО11, инвалиду 2 группы, меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 % с 01.08.2018 г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 14.03.2019 г.

2-233/2019 ~ М-80/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Севостьянов Николай Иванович
прокуратура Балахтинского района
Ответчики
Отдел социльной защиты населения администрации Балахтинского района
Суд
Балахтинский районный суд Красноярского края
Судья
Лябзина Татьяна Георгиевна
Дело на странице суда
balahta--krk.sudrf.ru
11.02.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.02.2019Передача материалов судье
12.02.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.02.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.02.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.03.2019Судебное заседание
14.03.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.03.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.03.2019Дело оформлено
10.01.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее