Дело № 2-180/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 июля 2012г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г. Смоленска
В составе:
Председательствующего (судьи): Иванова Д.Н.
при секретаре: Ивановой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Руднянского района Смоленской области, действующего в интересах В, к Департаменту Смоленской области по социальному развитию, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании лицами, подвергшимися радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний, внесении в соответствующий реестр учёта граждан и выдаче удостоверений,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Руднянского района Смоленской области, действуя в интересах В, Л, обратился в суд с иском к Департаменту Смоленской области по социальному развитию, МЧС России о признании подвергшимися радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной (накопленной) дозы облучения более 100 сЗв (бэр), распространении на них соответствующих социальных гарантий, выдаче удостоверений единого образца. В обоснование требований ссылается на то, что Л и В проживали в <адрес> Р.Казахстан с 1977 года по 1991 год. Согласно справке войсковой части 06680 В и Л получали среднегодовую эффективную дозу облучения свыше 100 бэр. Однако им было отказано в выдаче удостоверения единого образца как лицам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на том основании, что истцы проживали в пгт.Чаган за пределами периода радиационного воздействия. Однако в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в определениях от 11.07.2006г. № 404-О и от 04.12.2007г. № 960-О-П вопрос о предоставлении мер социальной поддержки в случае, если настаивающий на их получении гражданин не проживал в населенном пункте, включенном Правительством РФ в перечень населенных пунктов, вправе разрешить суды общей юрисдикции в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение соответствующим лицом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр).
Определением суда от 25.07.2012г. требования прокурора Руднянского района Смоленской области в интересах Л выделены в отдельное производство.
В судебном заседании представитель истца требования уточнил и просил признать В подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной (накопленной) дозой облучения 30 сЗв (30 бэр), взыскать судебные расходы, понесенные на цитогенетическое исследование. В остальной части требования поддержал.
Представитель МЧС России в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Представитель Департамента Смоленской области по социальному развитию К требования не признал, считая отказ обоснованным. Кроме того, сослался на то, что цитогенетическое исследование клеток крови, проведено неуполномоченным органом и не подтверждает причинную связь между проживанием истца в пгт.Чаган и получением соответствующей дозы облучения. В настоящее время имеется заключенный контракт между МЧС России и КГБУ «Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем» на проведение исследования полученных доз облучения. Возражал против взыскания судебных расходов.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» установленные данным Федеральным законом меры социальной поддержки гарантируются гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).
Согласно ч.1 ст.5 названного Федерального закона гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления; порядок выдачи этих удостоверений определяется Правительством Российской Федерации.
Действовавшими до 23.11.2009г. Правилами выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 849, было также установлено, что удостоверения выдаются гражданам Российской Федерации, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).
Порядком выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, введенном в действие приказом МЧС России от 18.09.2009г. № 540 данные условия выдачи удостоверения единого образца сохранены.
В соответствии с Правилами отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.11.2004г. № 634 отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), определенных статьей 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке.
Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.
Подтверждением отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, являются удостоверения единого образца, выдаваемые Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (п.5 Правил).
В Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995г. № 356-р, пгт Чаган включен как населенный пункт, подвергшийся радиационному воздействию в результате ядерного испытания на Семипалатинском полигоне 29.08.1949 года, население которого получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25с Зв.
Как установлено судом, В с ноября 1977г. по январь 1991 г.проживал в <адрес> <адрес>.
ФИО1 области по социальному развитию и МЧС России на его заявление по вопросу выдачи удостоверения установленного образца, как подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне было отказано по тем основаниям, что он проживал в пгт.Чаган за пределами периода радиационного воздействия.
Вместе с тем, такой отказ нельзя признать законным по следующим основаниям.
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 11.07.2006г. № 404-О подпункт "б" пункта 3 Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 849) - по его конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования - не может рассматриваться как ограничивающий право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" для лиц, проживавших в 1949 - 1963 годах (после начала ядерных испытаний - 29 августа 1949 года) в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детей в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающих заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей.
Исходя из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 04.12.2007г. № 960-О-П, часть первая статьи 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающая предоставление предусмотренных данным Федеральным законом мер социальной поддержки гражданам, которые получили суммарную (накопленную) дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года, проживая в населенном пункте, который не включен Правительством Российской Федерации в соответствующий перечень.
При этом вопрос о возможности предоставления указанных мер социальной поддержки в случае, если настаивающий на их получении гражданин не проживал в населенном пункте, включенном Правительством Российской Федерации в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, вправе разрешить суды общей юрисдикции в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение соответствующим лицом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Данное Определение Конституционного Суда РФ сохраняет свою силу и является обязательным для всех правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции.
Согласно представленному цитогенетическому исследованию клеток крови В, проведенному ФГУ «Российский научный центр рентгенорадиологии Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи» (ФГУ «РНЦРР Росмедтехнологии»), значение частоты хромосомных аббераций - транслокаций клеток крови соответствует дозе полученного им ионизирующего излучения 0,30 Зв (30 бэр).
Данное исследование проведено лицензированной организацией с применением передовых методов биологической дозиметрии, позволяющих реконструировать поглощенные исследуемым дозы ионизирующего облучения по частоте хромосомных аббераций клеток крови. Исследование проведено согласно медицинской технологии, утвержденной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
Исследованные доказательства удовлетворяют требованиям закона об их относимости и допустимости (ст.59, 60 ГПК РФ).
При этом не могут быть принято во внимание введенные с 04.05.2010г. в действие Методические указания МУ 2.6.1 2574-2010 «Определение суммарных (накопленных) доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», поскольку до настоящего времени вопрос об органе, уполномоченном определять на основании указанных Методических указаний суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения не решен.
Как указал Верховный Суд РФ в решении от 04.03.2011г. № ГКПИ-10-1069 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пункта 1.1 и абзаца второго пункта 1.2 Методических указаний МУ 2.6.1.2574-2010 "Определение суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.01.2010 N 5» отсутствие на день рассмотрения дела судом органов, уполномоченных определять дозы облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и выносить официальные заключения о соответствии (несоответствии) полученных ими суммарных (накопленных) эффективных доз облучения норме Федерального закона, дающей право на получение установленных льгот и компенсаций, не является основанием для признания Методических указаний в оспариваемой части недействующими, поскольку отсутствие надлежащей процедуры реализации гражданином права, гарантированного законом, не может служить препятствием к реализации этого права. В силу статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Применительно к правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 4 декабря 2007 г. N 960-О-П, вопросы о возможности предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, могут быть решены судами общей юрисдикции в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение ими суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр). При этом исходя из того, что обязанность возмещения вреда, причиненного гражданам в результате радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, государство приняло на себя, на соответствующие государственные органы должна возлагаться процессуальная обязанность по доказыванию того обстоятельства, что полученная лицом суммарная (накопленная) эффективная доза облучения менее 5 сЗв (бэр).
В свою очередь, в рамках распределения обязанностей по доказыванию ответчиками в нарушение ст.56 ГПК РФ не приведено каких-либо доказательств в опровержение представленных истцами доводов и доказательств получения суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 бэр.
Гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25сЗв(бэр) в следствии ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные ст.2 Федерального Закона РФ от 10.01.2002г №2-ФЗ, который является законом прямого действия.
Право на основании указанной нормы на получение социальных гарантий является универсальным и не зависит от наличия либо содержания специальных подзаконных правовых актов. Данная позиция подтверждается Определением Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 № 960-О-П.
Ссылка в судебном заседании на заключенный контракт между МЧС России и КГБУ «Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем» на проведение исследования полученных доз облучения, не может быть принята во внимание, поскольку не представлено каких-либо данных, что именно указанное учреждение в установленном законом порядке признано уполномоченным определять дозы облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и выносить официальные заключения о соответствии (несоответствии) полученных ими суммарных (накопленных) эффективных доз.
При таких данных суд находит установленным факт получения В суммарной (накопленной) дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр), что с учетом конституционно-правового смысла положений Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», выявленного в Определениях Конституционного Суда РФ № 404-О и № 960 -О-П, дает ему право на предоставление мер социальной поддержки, установленных указанным Федеральным законом.
При этом, заявленные требования подлежат удовлетворению в соответствии с Действующим в настоящее время Порядком выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденным приказом МЧС России от 18.09.2009г. № 540, согласно п.4 которого уполномоченным органом (Департамент Смоленской области по социальному развитию) осуществляется: прием документов, снятие копий с представленных документов и заверение их в установленном порядке (оригиналы документов возвращаются заявителям); принятие решения о включении их в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; направление в МЧС России заявлений и документов, представлений об оформлении и выдаче удостоверений по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку, к которым прилагаются заверенные в установленном порядке выписки из реестров, копии протоколов решений комиссий, а также копии представленных гражданами документов; после получения от МЧС России (заполненных, подписанных уполномоченным должностным лицом и заверенных в установленном порядке печатью) удостоверений проставление в них и в графе "Личная подпись гражданина и дата получения удостоверения" реестра дату выдачи удостоверения и вручение удостоверения под роспись заявителю.
По правилам ст.98 ГПК РФ с ответчиков в равных долях подлежат взысканию понесенные В в связи с рассмотрением спора судебные расходы на проведение медицинского исследования в сумме <данные изъяты>.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Руднянского района Смоленской области, действующего в интересах В удовлетворить.
Признать В подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной (накопленной) дозой облучения 30 сЗв (30 бэр).
Распространить на В социальные гарантии Федерального закона от 10.02.2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях граждан, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
Обязать Департамент Смоленской области по социальному развитию внести в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне сведения о В, а также направить в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий представление об оформлении и выдаче ему удостоверения единого образца с приложением необходимых документов.
Обязать Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий оформить на имя В удостоверения единого образца, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 10.02.2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях граждан, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» с указанием сведений, предоставленных Департаментом Смоленской области по социальному развитию.
Взыскать с Департамента Смоленской области по социальному развитию, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в равных долях в пользу В судебные расходы в сумме <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца.
Председательствующий судья Д.Н.Иванов
Решение в окончательной форме изготовлено 30.07.2012г.