Дело № 2-449/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июня 2017 года г. Колпашево Томской области
Колпашевский городской суд Томской области в составе:
председательствующего Ольховской Е.В.
при секретаре Ластовской Н.А.
а также истца Терещенко О.А., представителя ответчика ГУ УПФ РФ в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) Великжаниной Е.С. действующей на основании доверенности № от д.м.г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Терещенко О.А. к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда РФ в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) о включении в специальный стаж периода работы и о назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
д.м.г. Терещенко О.А. обратилась в ГУ-Управление Пенсионного Фонда РФ в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью на основании ст.30 п.1 п.п.19 ФЗ "О страховых пенсиях ".
Решением в ГУ- Управление Пенсионного Фонда РФ в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) от д.м.г. Терещенко О.А. отказано в назначении пенсии в виду отсутствия необходимой продолжительности специального стажа, периоды работы в детском саду «.....» в должности музыкального руководителя с д.м.г. по д.м.г. не зачтены в специальный стаж, так как отсутствуют сведения о норме рабочего времени, установленного за ставку заработной платы.
Считая данный отказ в назначении пенсии необоснованным Терещенко О.А. обратилась в суд с иском, с учётом уточнения исковых требований, к ГУ- Управление Пенсионного Фонда РФ в Колпашевском районе Томской области о включении в специальный стаж периода работы и о назначении пенсии по ст.30 п.1 п.п.19 ФЗ "О страховых пенсиях" с момента обращения в связи с наличием у нее необходимого специального стажа. Просит зачесть в специальный стаж периоды ее работы: в должности музыкального руководителя в детском саду «.....» с д.м.г. по д.м.г., как работавшую на полную ставку.
В судебном заседании Терещенко О.А. исковые требования с учетом их уточнения поддержала, дополнительно пояснила, что она проживает в <адрес>. <адрес> относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Представитель ответчика ГУ – Управление ПФ РФ в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) Великжанина Е.С., в судебном заседании исковые требования, с учетом их уточнения, не признала и пояснила, что на момент обращения истца в пенсионный орган за назначением досрочной трудовой пенсии по старости ею не был выработан необходимый специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение указанной пенсии. Спорный период работы с д.м.г. по д.м.г. в должности музыкального руководителя детского сада «.....» не подлежит включению в специальный стаж, поскольку отсутствуют доказательства работы на полную ставку и выполнения нормы рабочего времени. Полагает, что их решение об отказе в назначении пенсии является законным и обоснованным. Считает допрос свидетелей в данном случае не допустимым доказательством.
На основании протокольного определения Колпашевского городского суда Томской области от д.м.г. ГУ- Управление Пенсионного Фонда РФ в Колпашевском районе Томской области было заменено на надлежащего ответчика ГУ- Управление Пенсионного Фонда РФ в Колпашевском районе Томской области (межрайонное).
Суд, заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Терещенко О.А., д.м.г. обратилась в Клиентскую службу на правах отдела в <адрес> в УПФР в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) с заявлением № о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п.1 ст.30 закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ.
Согласно представленным документам и сведениям индивидуального (персонифицированного) учета продолжительность страхового стажа Терещенко О.А. составляет ..... лет ..... месяцев .... дней, стажа в связи с осуществлением педагогической деятельности - ...... года ...... месяцев ...... дня, в том числе по периодам: д.м.г.-д.м.г. - Учёба, учитываемая в общем трудовом стаже (.....), д.м.г.-д.м.г. - Обычные условия (.....) МКС; д.м.г.-д.м.г. Обычные условия (.....) МКС ДЕКРЕТ; д.м.г.-д.м.г. - Обычные условия (.....) МКС; д.м.г.-д.м.г. - Педагогическая деятельность (.....) МКС; д.м.г.-д.м.г. - Педагогическая деятельность (.....) МКС ДЕКРЕТ; д.м.г.-д.м.г. - Обычные условия (......) ДЕТИ; д.м.г.-д.м.г. - Педагогическая деятельность (.....) МКС; д.м.г.-д.м.г. - Обычные условия (.....); д.м.г.-д.м.г. - Педагогическая деятельность (.....) МКС.
Период работы с д.м.г. по д.м.г. г не учтен в подсчет педагогического стажа, так как отсутствуют сведения о норме рабочего времени, установленной за ставку заработной платы в должности музыкального руководителя д\с ......
Согласно копии трудовой книжки Терещенко О.А. д.м.г. она назначена музыкальным руководителем я/с «......» ...... РОНО. д.м.г. переведена учительницей музыки и концертмейстером в ...... среднюю школу №.
Пенсионное обеспечение педагогических работников осуществляется в соответствии со ст. 30 п. 1 пп. 19 Федерального Закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 г. "О страховых пенсиях" и предусматривает досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ (ч. 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Аналогичные положения содержались в пп. 19 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", действовавшего до 01.01.2015 года.
В целях реализации подпункта 19 пункта 1 статьи 30 указанного Закона принято Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Данным Постановлением предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должное ей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения, сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г., не применяется на территории Российской Федерации с 1 октября 1993 года (Постановление совета Министров Правительства Российской Федерации N 953 от 22.09.1993 года).
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781, определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
В суде установлено и подтверждается материалами дела, д.м.г. Терещенко О.А. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении ей досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью.
Ответчик отказал в назначении пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа. Не принят к зачету в педагогический стаж период работы с д.м.г. по д.м.г. в должности музыкального руководителя в детском саду «......», поскольку не подтверждена полная занятость на 1,0 ставку.Постановлением Госкомитета Совмина СССР по вопросам труда и заработной платы от 17.05.1960 года N 662 было утверждено Разъяснение N 19, в соответствии с которым по Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пенсии следует назначать в детских садах музыкальным руководителям (музыкальным работникам) - как руководителям-воспитателям и воспитателям.
В указанном разъяснении говорится, что согласно Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пенсии следует назначать: педагогам-воспитателям, педагогам, педагогам-руководителям, руководителям, музыкальным руководителям (музыкальным работникам) - как руководителям-воспитателям и воспитателям. Данное разъяснение утратило силу с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 года N 953.
В период с д.м.г. по д.м.г. законодателем не был урегулирован порядок включения времени работы в должности музыкального руководителя в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. С принятием Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781, данный пробел законодателем был ликвидирован путем указания в пункте 5 на возможность включения в льготный стаж такой работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа. Эти Правила введены в действие с 1 ноября 2002 года, им не придано обратной силы, они действуют со дня введения их в действие.
Требование о выполнении педагогической или учебной нагрузки педагогическими работниками законодательно введено с 1 сентября 2000 года пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781, согласно которому периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).
Кроме того, копией приказа № от д.м.г. управления образования подтверждается, что Терещенко О.А. была принята на работу музыкальным руководителем, о получении заработной платы свидетельствуют копии лицевых счетов.
Из копии письма ..... от детского сада «....» следует, что групп детей в оспариваемые периоды в детском саду «.....» было не менее 5.
В судебном заседании были допрошены свидетели Ц, Ф, знавшие истца по совместной работе и подтвердившие, что в оспариваемый период Терещенко О.А. работала музыкальным руководителем на 5 групп в детском саду «.....» на 1, 25 ставки.
Согласно справке от д.м.г. № ....., штатные расписания, тарификационные списки детского сада «.....», отдела народного образования ..... за д.м.г.-д.м.г. гг. на хранение в муниципальный архив не поступили. Штатные расписания утрачены ......
Перечни районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей были утверждены в 60 - 70-х гг. XX вв., последние изменения в них вносились в 90-е гг. В настоящее время следует руководствоваться информационным письмом от 28.05.1998 Минтруда России N 1707-14 и Пенсионного фонда РФ N 0628/4114, содержащим Перечень таких районов. <адрес> относится к таким районам.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав гражданина, гарантированных Конституцией РФ (ст. 39). Цель пенсионного обеспечения - предоставление человеку, достигшему определенного возраста и имеющему требуемый трудовой стаж, средств к существованию.
ст. 167 КЗоТ РФ в редакции, действовавшей до 01.10.1992, предусматривала включение декретного отпуска (отпуска по уходу за ребёнком) в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
С 1 декабря 1989 года продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности (п. 2 Постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей").
Согласно разъяснениям Госкомтруда от 29.11.1989 N 23/24-11 при исчислении общего и непрерывного стажа, а также стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.
С учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с д.м.г. по д.м.г. подлежит включению в специальный стаж работы Терещенко О.А. (декрет).
Учитывая правовое регулирование спорных правоотношений, принимая во внимание, что в спорный период Терещенко О.А. работала музыкальным работником детского сада «......», а отсутствие сведений о нормах рабочего времени и выработки ставки в спорный период не может служить основанием для ухудшения условий реализации ее права на пенсионное обеспечение, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в этой части.
При этом суд считает установленным тот факт, что при отсутствии доказательств выполнения работ менее чем на одну ставку Терещенко О.А. не должно повлиять на права работника, в том числе на назначение пенсии, так как истица работала музыкальным работником детского сада, работала с детьми, то есть выполняла работу, которая в соответствии с действующим законодательством должна быть зачислена в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Таким образом, с учетом периода работы, зачтенного ответчиком в специальный стаж – ...... года ...... месяцев ..... дня, а также подлежащего включению настоящим решением, общий специальный стаж истицы на момент обращения за пенсией составил более 25 лет. То есть истица выработала необходимый специальный стаж для назначения пенсии.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (ч. 1 ст. 22 Закона N 400-ФЗ).
В силу разъяснений, содержащихся в абз. 2 п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня его обращения с заявлением в указанный орган, либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом N 173-ФЗ (ст. 18 и 19 Федерального закона N 173-ФЗ).
Принимая во внимание, что с учетом льготного исчисления, истец имела на момент обращения в пенсионный орган специальный стаж необходимой продолжительности для досрочного назначения пенсии по старости, ее требования о назначении досрочной пенсии по старости с момента обращения к ответчику за ее назначением - с д.м.г. подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу Терещенко О.А. также необходимо взыскать судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в виде уплаченной истицей при подаче иска госпошлины.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Терещенко О.А. к ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) о включении периодов работы с д.м.г. по д.м.г. в должности музыкального руководителя в детском саду «.....» в специальный стаж и назначении пенсии с д.м.г. по п.п.19 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда РФ в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) включить Терещенко О.А. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости по п.п.19 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы в детском саду «.....» в должности музыкального руководителя с д.м.г. по д.м.г. и назначить Терещенко О.А. пенсию по старости в соответствии с п.п.19 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с д.м.г..
Взыскать с ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) в пользу Терещенко О.А. судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины при подаче искового заявления в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Колпашевский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного текста решения.
Судья: Е.В. Ольховская
Мотивированный текст решения изготовлен 30 июня 2017 года.
Судья: Е.В. Ольховская