Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-28480/2019 от 27.08.2019

    Судья: Гущина А.И.                                                        Дело № 33а-28480/2019

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    Судебная коллегия по административным делам                               Московского областного суда

        в составе: председательствующего Вороновой М.Н.,

        судей Редченко Е.В., Фенко Е.А.,

        при секретаре Фрейдине В.М.

    рассмотрела в открытом судебном заседании 28 августа 2019 года апелляционные жалобы Большакова И.Е. и <данные изъяты> регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» на решение Сергиево-Посадского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению Лукина С. Б. к Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> об оспаривании решения от <данные изъяты> <данные изъяты> о регистрации Большакова И. Е. кандидатом в депутаты Совета депутатов Сергиево-Посадского городского округа по одномандатному избирательному округу               <данные изъяты>.

    Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,

        объяснения Большакова И.Е., представителей МОРО ПП «РОДП «ЯБЛОКО» - Сюзюмова А.И., Гунько А.В., Крыжова С.Б., представителя ТИК Сергиево-Посадского района - Берзегова А.А., представителя Лукина С.Б. -                     Антонова С.Ю.,

        заключение прокурора Смирновой М.В.,

    установила:

    решением Территориальной избирательной комиссии (далее – ТИК) <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> на <данные изъяты> назначены выборы депутатов Совета депутатов Сергиево-Посадского городского округа <данные изъяты>.

    Решением ТИК <данные изъяты> от 05.08.2019                                     <данные изъяты> кандидатом в депутаты Совета депутатов Сергиево-Посадского городского округа <данные изъяты> по одномандатному избирательному округу <данные изъяты> зарегистрирован Лукин С. Б., основание регистрации – подписи избирателей в поддержку самовыдвижения.

    Решением этой же избирательной комиссии от <данные изъяты> <данные изъяты> кандидатом в депутаты по тому же избирательному округу зарегистрирован Большаков И. Е., основание регистрации – выдвижение избирательным объединением Московское областное региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» (далее – МОРО ПП РОДП «ЯБЛОКО»).

                Считая данное решение незаконным, Лукин С.Б. обратился в суд с административным исковым заявлением о его отмене, ссылаясь на нарушение его, Лукина С.Б., избирательных прав и принципа равенства всех кандидатов. В обосновании иска указал, что в целях заверения списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением МОРО ПП РОДП «ЯБЛОКО», в ТИК был предоставлен протокол конференции, а не решение конференции, что противоречит положениям части 1 статьи <данные изъяты> «О муниципальных выборах в <данные изъяты>», положениям Устава Политической партии «ЯБЛОКО»; в нарушение положений п. 4 ст. 25 Федерального закона «О политических партиях» тайное голосование по вопросу выдвижения списка кандидатов в депутаты Совета депутатов Сергиево-Посадского городского округа по одномандатным округам на предстоящих <данные изъяты> выборах МОРО ПП РОДП «ЯБЛОКО» не проводилось; в нарушение требований п. 2 ч. 3.1 ст. <данные изъяты> «О муниципальных выборах» кандидат Большаков И.Е. представил в ТИК подлинник справки о наличии у него статуса депутата, а не заверенную копию данного документа.

    Решением Сергиево-Посадского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> административный иск удовлетворен: отменено решение ТИК <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> о регистрации Большакова И.Е. кандидатом в депутаты Совета депутатов Сергиево-Посадского городского округа по одномандатному избирательному округу <данные изъяты>.

    Не соглашаясь с данным решением, Большаков И.Е. и МОРО ПП РОДП «ЯБЛОКО» обжалует его в апелляционном порядке, просят отменить, указывая, что суд дал ошибочную оценку фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, неверно истолковал материальный закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.

    Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия пришла к следующему.

    В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

    При этом с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу (часть 10 статьи 239 КАС РФ).

    В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002                                    N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

        Согласно Федеральному закону № 67-ФЗ, определяющему основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, выдвижение кандидата - самовыдвижение кандидата, инициатива избирательного объединения в определении кандидата в выборный орган, на выборную государственную или муниципальную должность (статья 2). Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом (пункт 1 статьи 32 названного Федерального закона).

    Лукин С.Б. и Большаков И.Е. являются зарегистрированными кандидатами на предстоящих <данные изъяты> выборах депутатов Совета депутатов Сергиево-Посадского городского округа <данные изъяты> по одномандатному избирательному округу <данные изъяты>; основание регистрации Лукина С.Б. - подписи избирателей в поддержку самовыдвижения, Большакова И.Е. - выдвижение избирательным объединением МОРО ПП РОДП «ЯБЛОКО».

        В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи.

    Разрешая возникший спор, суд первой инстанции установил, что <данные изъяты> уполномоченный представитель МОРО ПП РОДП «ЯБЛОКО» представил в ТИК <данные изъяты> пакет документов для заверения списка кандидатов в депутаты Совета депутатов Сергиево-Посадского городского округа по 12 одномандатным избирательным округам, выдвинутого данным избирательным объединением, в то числе заявление Большакова И.Е. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов Сергиево-Посадского городского округа по одномандатному избирательному округу <данные изъяты>, протокол конференции МОРО ПП РОДП «ЯБЛОКО» от <данные изъяты> на 44 листах, список кандидатов в депутаты Совета депутатов Сергиево-Посадского городского округа, выдвинутых МОРО ПП РОДП «ЯБЛОКО», иные документы (л.д. 61-63); <данные изъяты> ТИК <данные изъяты> заверила список кандидатов от вышеуказанного избирательного объединения.

    После заверения списка кандидат Большаков И.Е. представил в ТИК собственный пакет документов, в том числе подлинную справку, подтверждающую указанные им в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты сведения о наличии у него статуса депутата представительного органа.

     В соответствии с пунктом 1.1 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат (далее - список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам). В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией.

    Согласно пп. «а» п. 14.1 указанной выше статьи в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в пункте 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, представляет в организующую выборы избирательную комиссию список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в котором указываются фамилия, имя и отчество каждого включенного в него кандидата, дата и место его рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а также номер и (или) наименование одномандатного (многомандатного) избирательного округа, по которому выдвигается кандидат; в силу пп. «е» п. 14.1 - решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком.

    Согласно части 1 статьи <данные изъяты> от 04.06.2013                              N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в <данные изъяты>", регламентирующей выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в части 2 статьи 23 настоящего Закона, не позднее чем за 50 дней до дня голосования представляет в избирательную комиссию, организующую выборы, в числе прочего, следующие документы: список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в котором указываются фамилия, имя и отчество каждого включенного в него кандидата, дата и место его рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а также номер и (или) наименование одномандатного (многомандатного) избирательного округа, по которому выдвигается кандидат (пункт 1 части 1); решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком (пункт 6 части 1).

    Согласно части 2 статьи 27 Закона решение съезда или конференции (общего собрания) избирательного объединения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком оформляется в форме документа, определенного уставом избирательного объединения, подписывается руководителем соответственно избирательного объединения, регионального отделения избирательного объединения, иного структурного подразделения избирательного объединения либо иного органа, предусмотренного уставом избирательного объединения, и заверяется печатью избирательного объединения, регионального отделения избирательного объединения, иного структурного подразделения избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом).

    При этом, согласно пункту 4 части 2 статьи 27 Закона, в документе указывается решение о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и итоги тайного голосования за это решение (с приложением списка кандидатов по одномандатным округам).

Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 25 Федерального закона от <данные изъяты> N 95-ФЗ «О политических партиях» решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии и ее региональных отделений, а также о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления принимаются тайным голосованием.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции установил, что, как следует из представленного в ТИК протокола XXIV Конференции МОРО ПП РОДП «ЯБЛОКО» от <данные изъяты>, в повестку дня конференции под номером 3 был включен вопрос о выдвижении списка кандидатов в депутаты Совета депутатов Сергиево-Посадского городского округа по одномандатным избирательным округам; был оглашен предложенный список кандидатов, счетной комиссии поручено составление бюллетеня для тайного голосования (лист 7 протокола).

На листах 26-27 протокола заседания Конференции отражено, что председатель счетной комиссии зачитала протокол <данные изъяты> заседания счетной комиссии о внесении на утверждение Конференции порядка голосования, формы и содержания бюллетеней для тайного голосования <данные изъяты>-<данные изъяты>, в том числе по вопросу выдвижения кандидатов в депутаты по одномандатным избирательным округам на выборах депутатов Совета депутатов Сергиево-Посадского городского округа (Бюллетень <данные изъяты>).

Далее открытым голосованием было принято решение об утверждении формы и содержания бюллетеней для тайного голосования, в том числе бюллетеня <данные изъяты>, и утвержден порядок тайного голосования по бюллетеням (лист 27 протокола конференции).

Применительно к бюллетеню <данные изъяты> порядок тайного голосования заключался в следующем: голосование осуществляется по поставленному вопросу «за» или «против» выдвижения кандидатуры на соответствующих выборах путем простановки любого знака в одной из соответствующих клеток для голосования по каждому кандидату; голосование за выдвижение кандидата признается недействительным, если в обеих соответствующих клетках для голосования голосующим проставлены знаки или ни в одной знаки не проставлены; в список кандидатов по одномандатным избирательным округам включаются кандидаты, получившие «за» более половины голосов делегатов, зарегистрированных на конференции.

Затем была проведена процедура тайного голосования, счетная комиссия подвела итоги тайного голосования, в том числе по бюллетеню <данные изъяты> (лист 31-32 протокола), председатель комиссии зачитала протокол <данные изъяты> о подведении итогов голосования. В протоколе отражено, что решение по каждому кандидату в депутаты по одномандатным избирательным округам на выборах депутатов Совета депутатов Сергиево-Посадского городского округа (число голосов «за», число голосов «против», недействительных голосов) принято; все кандидаты включаются в список.

Также в протоколе конференции отражено, что принято решение                       <данные изъяты>: на основании и по итогам тайного голосования выдвинуть от <данные изъяты> регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» на выборах депутатов Совета депутатов Сергиево-Посадского городского округа, назначенных на <данные изъяты>, список кандидатов в депутаты по одномандатным избирательным округам (листы протокола 37-38).

Таким образом, сначала были предложены кандидатуры для включения в список, затем открытым голосованием были определены персоналии, которые включаются в бюллетень для тайного голосования, далее тайным голосованием были определены кандидаты, которые подлежат дальнейшему включению в список кандидатов, подлежащий выдвижению по одномандатным округам (число голосов, поданных «за» или «против» каждого кандидата, различно).

    Из буквального содержания представленного в ТИК <данные изъяты> протокола конференции МОРО ПП РОДП «ЯБЛОКО» от <данные изъяты> следует, что на конференции было проведено только одно тайное голосование, - это голосование по отдельным персоналиям для признания их набравшими достаточное количество голосов для последующего выдвижения в составе списка кандидатов по одномандатным избирательным округам. Тайного голосования за весь список кандидатов, подлежащий выдвижению избирательным объединением по одномандатным избирательным округам на выборах депутатов Совета депутатов Сергиево-Посадского городского округа, не проводилось, что является нарушением избирательного законодательства и законодательства о политических партиях: только тайное голосование за список кандидатов в целом позволяет определить волеизъявление участников конференции или собрания, членов регионального отделения политической партии, не только по поводу персонального состава списка кандидатов, но и по поводу необходимости выдвижения именно такого списка кандидатов для участия в соответствующей избирательной кампании.

    Таким образом, при выдвижении МОРО ПП РОДП «ЯБЛОКО» списка кандидатов по одномандатным избирательным округам на предстоящих <данные изъяты> выборах депутатов Совета депутатов Сергиево-Посадского городского округа имело место несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях" и <данные изъяты> «О муниципальных выборах в <данные изъяты>».

В соответствии с п. 3 ч. 24 статьи <данные изъяты> «О муниципальных выборах в <данные изъяты>» основаниями отказа в регистрации кандидата являются для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях".

    Несмотря на указанные выше обстоятельства, избирательная комиссия зарегистрировала Большакова И.Е. кандидатом в депутаты, нарушив требования действующего законодательства и принцип равенства всех кандидатов.

    При таких данных судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения об отмене решения ТИК <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> о регистрации                        Большакова И.Е. кандидатом в депутаты Совета депутатов Сергиево-Посадского городского округа по одномандатному избирательному округу                <данные изъяты>.

    Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что решение избирательного объединения вообще не было представлено в избирательную комиссию, поскольку был представлен протокол конференции: действующее избирательное законодательство не содержит запрета на отражение принятых избирательным объединением решений в протоколе соответствующей конференции (общего собрания) членов избирательного объединения.

    Вместе с тем, данный вывод суда не опровергает правомерность постановленного по делу решения об отмене решения о регистрации кандидата Большакова И.Е.

    Доводы апелляционных жалоб Большакова И.Е. и МОРО ПП РОДП «ЯБЛОКО», касающиеся соблюдения избирательным объединением процедуры выдвижения списка кандидатов по одномандатным избирательным округам на выборах депутатов Совета депутатов Сергиево-Посадского городского округа аналогичны доводам, приводившимся в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения и оценки последнего, они не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на иную, нежели у суда, оценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, основаны на ошибочным толковании апеллянтами положений действующего избирательного законодательства.

    На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311                   КАС РФ, судебная коллегия

    определила:

        решение Сергиево-Посадского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционные жалобы Большакова И.Е. и МОРО ПП «РОДП «ЯБЛОКО» - без удовлетворения.

        Председательствующий

        Судьи

33а-28480/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Лукин С.Б.
Ответчики
ТИК СП
Другие
Большаков И.Е.
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
28.08.2019Судебное заседание
03.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.09.2019Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее