№2-1203/18-2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 марта 2015 года г.Курск
Ленинский районный суд г.Курска в составе:
председательствующего судьи Мазаловой Е.В.,
прокурора Бойченко Т.Н.,
при секретаре Еременко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макеева <данные изъяты> к ГУ МЧС России по <адрес> о признании незаконным приказ ГУ МЧС России по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении, восстановлении в должности, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Макеев В.В. обратился в суд с иском к ГУ МЧС России по <адрес> о признании незаконным приказа ГУ МЧС России по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении, восстановлении в должности, компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указал, что до ДД.ММ.ГГГГ состоял в должности начальника отдела надзорной деятельности по Солнцевскому и <адрес>м. ДД.ММ.ГГГГ был уведомлен о предстоящем увольнении по сокращению штатов. Согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ был уволен из ГУ МЧС России по <адрес> по п. «е» ст.58 (по сокращению штатов) с ДД.ММ.ГГГГ Обязательным условиям при увольнении со службы по сокращению штатов является невозможность дальнейшего использования в службе высвободившегося сотрудника. Однако с момента уведомления о предстоящем увольнении и до фактического момента увольнения ему не было предложено ни одной вакантной должности, в том числе, нижестоящей, он не был ознакомлен со штатным расписанием о наличии или отсутствии вакантных должностей, имеющихся в ГУ МЧС России по <адрес>, ему не было сообщено кем и когда принято решение о ликвидации отдела по Солнцевскому и <адрес>м, кем принято новое штатное расписание. В связи с этим просил признать незаконным приказ ГУ МЧС России по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении, восстановить его в ранее занимаемой должности либо в должности, соответствующей его квалификации, и взыскать с ГУ МЧС России по <адрес> компенсацию морального вреда в размере 50000 руб. 00 коп..
В судебное заседание истец Макеев В.В., надлежаще извещенный о рассмотрении дела, не явился, обратился с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором также уточнил, что просит восстановить его в ранее занимаемой должности, также имеет право претендовать и претендует как на равнозначную должность, так и на любую нижестоящую должность. При этом указал, что имел право претендовать на вакантные должности заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы, заместителя начальника отдела предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций управления гражданской защиты, начальника тыла и резерва материальных средств управления материально-технического обеспечения, инспектора отдела надзорной деятельности по Рылскому, Глушковскому и <адрес>м управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <адрес>, старшего инженера отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <адрес>.
Представители ответчика ГУ МЧС России по <адрес> по доверенностям Кожухарь А.В. и Мачикин В.Н. в судебном заседании исковые требования не признали по основаниям, указанным в письменном отзыве. Считают, что процедура увольнения истца была соблюдена. Пояснили, что ряд из вакантных должностей были вышестоящими и не могли быть предложены истцу. Те должности, на которые Макеев В.В. мог бы претендовать, ранее были предложены другим лицам, подлежащим сокращению, и те согласились их занять. Предложение же одной и той же должности нескольким сотрудникам действующим законодательством не предусмотрено. Также указали, что Макеев В.В. в период 2013-2014 г. имел несколько дисциплинарных взысканий, каким-либо преимуществом перед сотрудниками, принятыми на вакантные должности, не имел. Просили в удовлетворении иска отказать.
Выслушав объяснения стороны, заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 ФЗ от 25.07.2002 г. №116-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности» на лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, переходящих на службу в Государственную противопожарную службу МЧС РФ, а также на лиц, вновь поступающих на службу в Государственную противопожарную службу МЧС РФ, до принятия федерального закона, регулирующего прохождение службы в Государственной противопожарной службе МЧС РФ, распространяет действие Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утв.постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 г. №4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации» (далее - Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации).
Согласно пункту «е» ч.1 ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утв. Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 г. №4202-1 сотрудник может быть уволен со службы по сокращению штатов - при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел в случае невозможности использования сотрудника на службе.
Пунктом 155 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утв. приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № увольнение сотрудника по сокращению штатов по инициативе руководителя организации МЧС России может производиться в случае невозможности в результате проводимых организационно-штатных изменений дальнейшего использования соответствующих сотрудников, при их отказе от назначения на иную должность в данной организации МЧС России или перемещения по службе в иную организацию МЧС России, в том числе в организацию МЧС России, находящуюся в другой местности.
До увольнения из организации МЧС России сотруднику предлагаются все имеющиеся соответствующие его квалификации вакантные должности (в том числе нижестоящие).
Сотрудники, имеющие специальные звания среднего, старшего и высшего начальствующего состава не могут быть назначены на должности младшего начальствующего состава.
В соответствии с п.10 приказа МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации», структура и штатное расписание Главного управления МЧС России по <адрес> утверждаются Министром.
В соответствии с приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» Центральный региональный центр МЧС России, как вышестоящий орган управления, осуществляет руководство Главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации.
Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организационно-штатной работе в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» утверждена Инструкция по организационно-штатной работе в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в соответствии с разделом V которой изменения в штатное расписание вносятся в установленном порядке с момента получения Главным управлением МЧС России по <адрес> из вышестоящего органа управления (а именно Центрального регионального центра МЧС России) перечня изменений.
В судебном заседании установлено, что истец Макеев В.В. проходил службу в ГПС МЧС России по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ г., в должности начальника отдела надзорной деятельности по Солнцевскому и <адрес>м управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ г., что сторонами не оспаривалось и следует из выписки из приказа №23-ВК от ДД.ММ.ГГГГ г., представления к увольнению от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.63).
ДД.ММ.ГГГГ был издан приказ Центрального регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий №67-НС (л.д.64) об увольнении подполковника внутренней службы Макеева В.В. с занимаемой должности по п. «е» ч.1 ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, после чего он был зачислен в распоряжение ГУ МЧС России по <адрес>.
Приказом ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №144-НС (л.д.69) Макеев В.В. уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России по п. «е» ч.1 ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ (по сокращению штатов).
Также судом установлено, что Центральный региональный центр МЧС России в соответствии с Инструкцией по организационно-штатной работе…, утв. приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №537, и во исполнение директивы МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № направил в Главное управление МЧС России по <адрес> указание от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении организационных мероприятий» с приложением выписок из директивы МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.50-58).
Протоколом заседания организационно-штатной комиссии Главного управления МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № было принято решение представить проект нового штатного расписания территориальных подразделений надзорной деятельности с ДД.ММ.ГГГГ г., в котором сократить отдел надзорной деятельности по Солнцевскому и <адрес>м штатной численностью 6 единиц; наименования отдела надзорной деятельности по Мантуровскому и <адрес>м дополнить <адрес>ом, а отдела надзорной деятельности по Обоянскому и <адрес>м дополнить <адрес>ом, увеличив их штатную численность; оставшуюся сокращаемую численность распределить на 10 отделов и исключить по одной (две) штатной единицы из каждого территориального отдела надзорной деятельности с учётом количества обслуживаемых объектов и населения района.
В соответствии с указанием Центрального регионального центра МЧС России Главное управление МЧС России по <адрес> издало приказ от ДД.ММ.ГГГГ № «О реализации директивы МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.40-49), которым утверждены основные организационно-штатные мероприятия по ее исполнению, согласно которым сокращены как отдел надзорной деятельности по Солнцевскому и <адрес>м штатной численностью 6 единиц, где проходил службу истец, так и должность начальника отдела надзорной деятельности по Солнцевскому и <адрес>м управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по <адрес>, занимаемая истцом.
В обоснование заявленных требований Макеев В.В. ссылается на нарушение порядка его увольнения по сокращению.
Проверив данные доводы с учетом представленных в суд документов, суд не может согласиться с данной позицией истца.
Так, во исполнение ст.60 Положения о службе в органах внутренних дел РФ Макеев В.В. ДД.ММ.ГГГГ был уведомлен под роспись о предстоящем сокращении его должности государственной службы, о чем в материалах дела имеется копия уведомления (л.д.62).
Из представления к увольнению от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.63), выписки из протокола № заседания комиссии ГУ МЧС по <адрес> по сокращению численности сотрудников от ДД.ММ.ГГГГ г., листа беседы следует, что Макеев В.В. ДД.ММ.ГГГГ был поставлен в известность, что представить другие вакантные должности, в том числе нижестоящие, соответствующие его квалификации и уровню образования, в связи с сокращением не представляется возможным. Преимущественным правом оставления на службе Макеева В.В. не обладает.
Макеев В.В. был ознакомлен с представлением к увольнению по пункту «е» ч.1 ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
Таким образом, процедура уведомления и срок данного уведомления соблюдены.
Также судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГУ МЧС России по <адрес> имелись следующие вакантные должности: заместителя начальника ГУ МЧС России по <адрес>, заместителя начальника ГУ – начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <адрес> (главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору), заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <адрес>, заместителя начальника отдела предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций управления гражданской защиты ГУ МЧС России по <адрес>, начальника отдела тыла и резерва материальных средств управления материально-технического обеспечения ГУ МЧС России по <адрес>, начальника отдела централизованных расчетов, бухгалтерского учета и отчетности финансово-экономического управления ГУ МЧС России по <адрес>, заместителя начальника отдела информационных технологий, автоматизированных систем управления и связи, что подтверждается списком (л.д.108), представленным ответчиком.
При этом вакансии заместителя начальника ГУ МЧС России по <адрес>, заместителя начальника ГУ – начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <адрес> (главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору), заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <адрес> не могли быть предложены Макееву В.В., так как являются вышестоящими по отношению к занимаемой им должности до увольнения.
Что касается должностей начальника отдела тыла и резерва материальных средств управления материально-технического обеспечения ГУ МЧС России по <адрес>, начальника отдела централизованных расчетов, бухгалтерского учета и отчетности финансово-экономического управления ГУ МЧС России по <адрес>, заместителя начальника отдела информационных технологий, автоматизированных систем управления и связи, то Макеев В.В. не мог на них претендовать ввиду несоответствия квалификационным требованиям, предъявляемым по ним, которые указаны в соответствующих должностных инструкциях (л.д.150-156, 157-161, 162-166).
Должность заместителя начальника отдела предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций управления гражданской защиты Главного управления МЧС России по <адрес> была предложена другому сотруднику – ФИО8, который ранее занимал должность старшего инженера отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по <адрес> и также подлежал сокращению, что подтверждается уведомлением об увольнении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.176), выпиской из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.177-179). На данную должность ФИО7 назначен приказом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.187-188).
При этом из представленных в суд документов следует, что ФИО8 состоял в резерве руководящих кадров для выдвижения на должности, назначение по которым осуществляется начальником ГУ МЧС России по <адрес>, о чем свидетельствует выписка из данного списка (л.д.180), еще до уведомления о сокращении был направлен для прохождения стажировки (л.д.186).
На должность старшего инженера отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по <адрес>, ранее занимаемую ФИО8 и являющуюся для Макеева В.В. нижестоящей, ДД.ММ.ГГГГ назначена ФИО9, также предупрежденная ДД.ММ.ГГГГ о предстоящем сокращении должности старшего инспектора отделения надзорной деятельности по <адрес> отдела надзорной деятельности по <адрес> и <адрес> управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по <адрес>.
Также истец в уточнениях указывал, что ему не была предложена должность старшего инспектора отделения надзорной деятельности по <адрес> отдела надзорной деятельности по <адрес> и <адрес> управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по <адрес>, которую ранее занимала ФИО9
Однако из штатного расписания, введенного с ДД.ММ.ГГГГ г., следует, что данная должность в нем отсутствует, то есть сокращена.
Что касается ссылок на то, что Макееву В.В. не была предложена вакантная, по его мнению, должность инспектора отдела надзорной деятельности по Рыльскому, Глушковскому и <адрес>м управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <адрес>, то они не могут быть приняты во внимание, поскольку приказом от ДД.ММ.ГГГГ № на эту должность был назначен ФИО10, ранее занимавший равнозначную должность инспектора отдела надзорной деятельности по Солнцевскому и <адрес>м управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по <адрес>, которая также была сокращена.
На представителя нанимателя не возложено обязанности предлагать истцу должности, относительно занятия которых высказали свое согласие другие сотрудники, также подлежащие сокращению.
При этом каким-либо преимуществом перед назначенными на вышеуказанные должности ФИО8, ФИО9, ФИО10 истец не обладал.
Как указано выше ФИО8 состоял в резерве руководящих кадров для выдвижения на должности, имеет образование, соответствующее должности, проходил повышение квалификации, получает высшее юридическое образование; ФИО9 имеет 2 высших образования и в настоящее время получает высшее образование в ФГБОУ ВПО «Академия гражданской защиты МЧС России»; ФИО10 имеет среднее профессиональное образование пожарно-технического профиля, а также высшее профессиональное образование.
Данные лица соответствовали квалификационным требованиям, предъявляемым по соответствующим должностям, которые они заняли.
Как следует из представленных в суд документов Макеев В.В., несмотря на наличие грамот и награждение медалями и нагрудными знаками, в течение 2013-2014 г. неоднократно привлекался к дисциплинарной ответственности. При аттестации в августе 2014 г. аттестационной комиссией ГУ МЧС России по <адрес> сделан вывод о соответствии Макеева В.В. занимаемой должности при условии улучшения работы с повторной аттестацией через 6 месяцев, что подтверждается выпиской из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ г., листом аттестации от ДД.ММ.ГГГГ г..
При установленных обстоятельствах суд считает, что процедура увольнения Макеева В.В. в полном объеме соответствует действующему законодательству, оснований для признания приказа ГУ МЧС России по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении незаконным, восстановлении Макеева В.В. в должности не имеется, и отказывает в удовлетворении данных требований. В связи с этим не подлежат удовлетворению производные требования о компенсации морального вреда.
Руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Макеева <данные изъяты> к ГУ МЧС России по <адрес> о признании незаконным приказа ГУ МЧС России по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении, восстановлении в должности, компенсации морального вреда отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: