Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1203/2015 ~ М-457/2015 от 28.01.2015

№2-1203/18-2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 марта 2015 года г.Курск

Ленинский районный суд г.Курска в составе:

председательствующего судьи Мазаловой Е.В.,

прокурора Бойченко Т.Н.,

при секретаре Еременко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макеева <данные изъяты> к ГУ МЧС России по <адрес> о признании незаконным приказ ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении, восстановлении в должности, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Макеев В.В. обратился в суд с иском к ГУ МЧС России по <адрес> о признании незаконным приказа ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении, восстановлении в должности, компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указал, что до ДД.ММ.ГГГГ состоял в должности начальника отдела надзорной деятельности по Солнцевскому и <адрес>м. ДД.ММ.ГГГГ был уведомлен о предстоящем увольнении по сокращению штатов. Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ был уволен из ГУ МЧС России по <адрес> по п. «е» ст.58 (по сокращению штатов) с ДД.ММ.ГГГГ Обязательным условиям при увольнении со службы по сокращению штатов является невозможность дальнейшего использования в службе высвободившегося сотрудника. Однако с момента уведомления о предстоящем увольнении и до фактического момента увольнения ему не было предложено ни одной вакантной должности, в том числе, нижестоящей, он не был ознакомлен со штатным расписанием о наличии или отсутствии вакантных должностей, имеющихся в ГУ МЧС России по <адрес>, ему не было сообщено кем и когда принято решение о ликвидации отдела по Солнцевскому и <адрес>м, кем принято новое штатное расписание. В связи с этим просил признать незаконным приказ ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении, восстановить его в ранее занимаемой должности либо в должности, соответствующей его квалификации, и взыскать с ГУ МЧС России по <адрес> компенсацию морального вреда в размере 50000 руб. 00 коп..

В судебное заседание истец Макеев В.В., надлежаще извещенный о рассмотрении дела, не явился, обратился с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором также уточнил, что просит восстановить его в ранее занимаемой должности, также имеет право претендовать и претендует как на равнозначную должность, так и на любую нижестоящую должность. При этом указал, что имел право претендовать на вакантные должности заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы, заместителя начальника отдела предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций управления гражданской защиты, начальника тыла и резерва материальных средств управления материально-технического обеспечения, инспектора отдела надзорной деятельности по Рылскому, Глушковскому и <адрес>м управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <адрес>, старшего инженера отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <адрес>.

Представители ответчика ГУ МЧС России по <адрес> по доверенностям Кожухарь А.В. и Мачикин В.Н. в судебном заседании исковые требования не признали по основаниям, указанным в письменном отзыве. Считают, что процедура увольнения истца была соблюдена. Пояснили, что ряд из вакантных должностей были вышестоящими и не могли быть предложены истцу. Те должности, на которые Макеев В.В. мог бы претендовать, ранее были предложены другим лицам, подлежащим сокращению, и те согласились их занять. Предложение же одной и той же должности нескольким сотрудникам действующим законодательством не предусмотрено. Также указали, что Макеев В.В. в период 2013-2014 г. имел несколько дисциплинарных взысканий, каким-либо преимуществом перед сотрудниками, принятыми на вакантные должности, не имел. Просили в удовлетворении иска отказать.

Выслушав объяснения стороны, заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 ФЗ от 25.07.2002 г. №116-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности» на лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, переходящих на службу в Государственную противопожарную службу МЧС РФ, а также на лиц, вновь поступающих на службу в Государственную противопожарную службу МЧС РФ, до принятия федерального закона, регулирующего прохождение службы в Государственной противопожарной службе МЧС РФ, распространяет действие Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утв.постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 г. №4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации» (далее - Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации).

Согласно пункту «е» ч.1 ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утв. Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 г. №4202-1 сотрудник может быть уволен со службы по сокращению штатов - при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел в случае невозможности использования сотрудника на службе.

Пунктом 155 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утв. приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ увольнение сотрудника по сокращению штатов по инициативе руководителя организации МЧС России может производиться в случае невозможности в результате проводимых организационно-штатных изменений дальнейшего использования соответствующих сотрудников, при их отказе от назначения на иную должность в данной организации МЧС России или перемещения по службе в иную организацию МЧС России, в том числе в организацию МЧС России, находящуюся в другой местности.

До увольнения из организации МЧС России сотруднику предлагаются все имеющиеся соответствующие его квалификации вакантные должности (в том числе нижестоящие).

Сотрудники, имеющие специальные звания среднего, старшего и высшего начальствующего состава не могут быть назначены на должности младшего начальствующего состава.

В соответствии с п.10 приказа МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации», структура и штатное расписание Главного управления МЧС России по <адрес> утверждаются Министром.

В соответствии с приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» Центральный региональный центр МЧС России, как вышестоящий орган управления, осуществляет руководство Главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации.

Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ «Об организационно-штатной работе в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» утверждена Инструкция по организационно-штатной работе в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в соответствии с разделом V которой изменения в штатное расписание вносятся в установленном порядке с момента получения Главным управлением МЧС России по <адрес> из вышестоящего органа управления (а именно Центрального регионального центра МЧС России) перечня изменений.

В судебном заседании установлено, что истец Макеев В.В. проходил службу в ГПС МЧС России по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ г., в должности начальника отдела надзорной деятельности по Солнцевскому и <адрес>м управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ г., что сторонами не оспаривалось и следует из выписки из приказа №23-ВК от ДД.ММ.ГГГГ г., представления к увольнению от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.63).

ДД.ММ.ГГГГ был издан приказ Центрального регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий №67-НС (л.д.64) об увольнении подполковника внутренней службы Макеева В.В. с занимаемой должности по п. «е» ч.1 ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, после чего он был зачислен в распоряжение ГУ МЧС России по <адрес>.

Приказом ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №144-НС (л.д.69) Макеев В.В. уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России по п. «е» ч.1 ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ (по сокращению штатов).

Также судом установлено, что Центральный региональный центр МЧС России в соответствии с Инструкцией по организационно-штатной работе…, утв. приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №537, и во исполнение директивы МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ направил в Главное управление МЧС России по <адрес> указание от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении организационных мероприятий» с приложением выписок из директивы МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.50-58).

Протоколом заседания организационно-штатной комиссии Главного управления МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение представить проект нового штатного расписания территориальных подразделений надзорной деятельности с ДД.ММ.ГГГГ г., в котором сократить отдел надзорной деятельности по Солнцевскому и <адрес>м штатной численностью 6 единиц; наименования отдела надзорной деятельности по Мантуровскому и <адрес>м дополнить <адрес>ом, а отдела надзорной деятельности по Обоянскому и <адрес>м дополнить <адрес>ом, увеличив их штатную численность; оставшуюся сокращаемую численность распределить на 10 отделов и исключить по одной (две) штатной единицы из каждого территориального отдела надзорной деятельности с учётом количества обслуживаемых объектов и населения района.

В соответствии с указанием Центрального регионального центра МЧС России Главное управление МЧС России по <адрес> издало приказ от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации директивы МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.40-49), которым утверждены основные организационно-штатные мероприятия по ее исполнению, согласно которым сокращены как отдел надзорной деятельности по Солнцевскому и <адрес>м штатной численностью 6 единиц, где проходил службу истец, так и должность начальника отдела надзорной деятельности по Солнцевскому и <адрес>м управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по <адрес>, занимаемая истцом.

В обоснование заявленных требований Макеев В.В. ссылается на нарушение порядка его увольнения по сокращению.

Проверив данные доводы с учетом представленных в суд документов, суд не может согласиться с данной позицией истца.

Так, во исполнение ст.60 Положения о службе в органах внутренних дел РФ Макеев В.В. ДД.ММ.ГГГГ был уведомлен под роспись о предстоящем сокращении его должности государственной службы, о чем в материалах дела имеется копия уведомления (л.д.62).

Из представления к увольнению от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.63), выписки из протокола заседания комиссии ГУ МЧС по <адрес> по сокращению численности сотрудников от ДД.ММ.ГГГГ г., листа беседы следует, что Макеев В.В. ДД.ММ.ГГГГ был поставлен в известность, что представить другие вакантные должности, в том числе нижестоящие, соответствующие его квалификации и уровню образования, в связи с сокращением не представляется возможным. Преимущественным правом оставления на службе Макеева В.В. не обладает.

Макеев В.В. был ознакомлен с представлением к увольнению по пункту «е» ч.1 ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

Таким образом, процедура уведомления и срок данного уведомления соблюдены.

Также судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГУ МЧС России по <адрес> имелись следующие вакантные должности: заместителя начальника ГУ МЧС России по <адрес>, заместителя начальника ГУ – начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <адрес> (главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору), заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <адрес>, заместителя начальника отдела предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций управления гражданской защиты ГУ МЧС России по <адрес>, начальника отдела тыла и резерва материальных средств управления материально-технического обеспечения ГУ МЧС России по <адрес>, начальника отдела централизованных расчетов, бухгалтерского учета и отчетности финансово-экономического управления ГУ МЧС России по <адрес>, заместителя начальника отдела информационных технологий, автоматизированных систем управления и связи, что подтверждается списком (л.д.108), представленным ответчиком.

При этом вакансии заместителя начальника ГУ МЧС России по <адрес>, заместителя начальника ГУ – начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <адрес> (главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору), заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <адрес> не могли быть предложены Макееву В.В., так как являются вышестоящими по отношению к занимаемой им должности до увольнения.

Что касается должностей начальника отдела тыла и резерва материальных средств управления материально-технического обеспечения ГУ МЧС России по <адрес>, начальника отдела централизованных расчетов, бухгалтерского учета и отчетности финансово-экономического управления ГУ МЧС России по <адрес>, заместителя начальника отдела информационных технологий, автоматизированных систем управления и связи, то Макеев В.В. не мог на них претендовать ввиду несоответствия квалификационным требованиям, предъявляемым по ним, которые указаны в соответствующих должностных инструкциях (л.д.150-156, 157-161, 162-166).

Должность заместителя начальника отдела предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций управления гражданской защиты Главного управления МЧС России по <адрес> была предложена другому сотруднику – ФИО8, который ранее занимал должность старшего инженера отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по <адрес> и также подлежал сокращению, что подтверждается уведомлением об увольнении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.176), выпиской из протокола от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.177-179). На данную должность ФИО7 назначен приказом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.187-188).

При этом из представленных в суд документов следует, что ФИО8 состоял в резерве руководящих кадров для выдвижения на должности, назначение по которым осуществляется начальником ГУ МЧС России по <адрес>, о чем свидетельствует выписка из данного списка (л.д.180), еще до уведомления о сокращении был направлен для прохождения стажировки (л.д.186).

На должность старшего инженера отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по <адрес>, ранее занимаемую ФИО8 и являющуюся для Макеева В.В. нижестоящей, ДД.ММ.ГГГГ назначена ФИО9, также предупрежденная ДД.ММ.ГГГГ о предстоящем сокращении должности старшего инспектора отделения надзорной деятельности по <адрес> отдела надзорной деятельности по <адрес> и <адрес> управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по <адрес>.

Также истец в уточнениях указывал, что ему не была предложена должность старшего инспектора отделения надзорной деятельности по <адрес> отдела надзорной деятельности по <адрес> и <адрес> управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по <адрес>, которую ранее занимала ФИО9

Однако из штатного расписания, введенного с ДД.ММ.ГГГГ г., следует, что данная должность в нем отсутствует, то есть сокращена.

Что касается ссылок на то, что Макееву В.В. не была предложена вакантная, по его мнению, должность инспектора отдела надзорной деятельности по Рыльскому, Глушковскому и <адрес>м управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <адрес>, то они не могут быть приняты во внимание, поскольку приказом от ДД.ММ.ГГГГ на эту должность был назначен ФИО10, ранее занимавший равнозначную должность инспектора отдела надзорной деятельности по Солнцевскому и <адрес>м управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по <адрес>, которая также была сокращена.

На представителя нанимателя не возложено обязанности предлагать истцу должности, относительно занятия которых высказали свое согласие другие сотрудники, также подлежащие сокращению.

При этом каким-либо преимуществом перед назначенными на вышеуказанные должности ФИО8, ФИО9, ФИО10 истец не обладал.

Как указано выше ФИО8 состоял в резерве руководящих кадров для выдвижения на должности, имеет образование, соответствующее должности, проходил повышение квалификации, получает высшее юридическое образование; ФИО9 имеет 2 высших образования и в настоящее время получает высшее образование в ФГБОУ ВПО «Академия гражданской защиты МЧС России»; ФИО10 имеет среднее профессиональное образование пожарно-технического профиля, а также высшее профессиональное образование.

Данные лица соответствовали квалификационным требованиям, предъявляемым по соответствующим должностям, которые они заняли.

Как следует из представленных в суд документов Макеев В.В., несмотря на наличие грамот и награждение медалями и нагрудными знаками, в течение 2013-2014 г. неоднократно привлекался к дисциплинарной ответственности. При аттестации в августе 2014 г. аттестационной комиссией ГУ МЧС России по <адрес> сделан вывод о соответствии Макеева В.В. занимаемой должности при условии улучшения работы с повторной аттестацией через 6 месяцев, что подтверждается выпиской из протокола от ДД.ММ.ГГГГ г., листом аттестации от ДД.ММ.ГГГГ г..

При установленных обстоятельствах суд считает, что процедура увольнения Макеева В.В. в полном объеме соответствует действующему законодательству, оснований для признания приказа ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении незаконным, восстановлении Макеева В.В. в должности не имеется, и отказывает в удовлетворении данных требований. В связи с этим не подлежат удовлетворению производные требования о компенсации морального вреда.

Руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Макеева <данные изъяты> к ГУ МЧС России по <адрес> о признании незаконным приказа ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении, восстановлении в должности, компенсации морального вреда отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:

2-1203/2015 ~ М-457/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Макеев Владимир Валентинович
Ответчики
ГУ МЧС России по Курской области
Суд
Ленинский районный суд г. Курска
Судья
Мазалова Елена Валентиновна
Дело на сайте суда
lensud--krs.sudrf.ru
28.01.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.01.2015Передача материалов судье
28.01.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.01.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.01.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.02.2015Предварительное судебное заседание
25.02.2015Предварительное судебное заседание
17.03.2015Судебное заседание
20.03.2015Судебное заседание
25.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.06.2016Дело оформлено
16.06.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее