Судебный акт #3 (Решение) по делу № 2-5963/2021 от 02.07.2021

Производство № 2-5963/2021

УИД 27RS0002-01-2021-000918-39

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 августа 2021 года город Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Возыка О.В.,

при секретаре Кудиновой А.В.,

с участием представителя истца ИН, представителя филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны России - АВ

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора Благовещенского гарнизона, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны России о признании бездействия незаконным, возложении обязанности произвести замену труб теплоснабжения,

УСТАНОВИЛ:

Военный прокурор Благовещенского гарнизона, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, в обоснование которого истец указал, что военной прокуратурой Благовещенского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации, в том числе филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по Восточному военному округу законодательства Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в частности исполнения обязательств по организации содержания и обслуживания труб теплоснабжения, расположенных на территории военного городка № 5 по адресу: ***.

По результатам проверки установлено, что в собственности Министерства обороны Российской Федерации находятся наружные сети теплоснабжения котельной № 717, расположенные на территории военного городка № 5 по адресу: ***, которые переданы в оперативное управление ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России. Трубы теплоснабжения указанной котельной находятся в неудовлетворительном техническом состоянии (100% износ) и требуют замены. Посредством указанных сетей котельной осуществляется теплоснабжение военного городка № 5, ввиду их износа предоставление теплоснабжения в казарменно-жилищный фонд военного городка надлежащим образом не осуществляется, средняя температура в зданиях казарм в период отопительного периода 2020-2021 гг. составляла 14-16 ?С. Трубопровод теплосетей в общей объеме составляет 4111 погонных метров выслужили срок эксплуатации, имеют коррозию и частичное нарушение изоляции, в связи с чем требуют замены.

Поскольку собственником тепловых сетей котельной является Министерство обороны РФ, ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны является учреждением подведомственным Министерству, которое в рамках задания и в пределах предоставленного финансирования осуществляет деятельность по эксплуатации объектов инфраструктуры, находящихся в собственности Министерства, обязанности по замене труб теплоснабжения котельной истец считает необходимым возложить на ответчика – Министерство обороны Российской Федерации.

На основании изложенного, уточнив заявленные требования, истец просит суд признать бездействие Министерства обороны Российской Федерации, связанное с не проведением замены труб теплоснабжения котельной инв. № 717, расположенных на территории военного городка № 5 по адресу: ***, протяженностью 4111 погонных метров – незаконным; обязать Министерство обороны Российской Федерации в срок до 01 декабря 2021 года произвести замену труб теплоснабжения котельной инв. № 717, расположенных на территории военного городка № 5 по адресу: ***, протяженностью 4111 погонных метров.

В судебном заседании представитель истца на иске настаивал, приведя доводы, аналогичные доводам, изложенным в иске с учетом уточнений.

Представитель филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ (по Восточному военному округу) считал, что обязанность по замене труб теплоснабжения надлежит возложить на Министерство обороны РФ, поскольку ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ действует в рамках задания и в пределах финансирования, предоставленного Министерством.

В судебное заседание не явился представитель ответчика Министерства обороны РФ надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении суду не представили. С учетом положений статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, а также неопределенного круга лиц.

Согласно статье 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора органов прокуратуры являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом 5 Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в этом пункте (пункт 1).

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (часть 2).

Из искового заявления следует, что предъявляя на разрешение суда настоящие исковые требования, прокурор действует в интересах неопределенного круга лиц - жителей военного городка № 5, расположенного по адресу: ***.

Учитывая предмет настоящего спора, суд считает, обоснованным данные доводы прокурора, поскольку спорные тепловые сети, обеспечивают теплоснабжение объектов, расположенных на территории военного городка № 5, ненадлежащее содержание указанного имущества может привести к возникновению чрезвычайной ситуации в условиях отопительного сезона, что может привести к причинению вреда жизни и здоровья, а также созданию неблагоприятных условий для жизни неопределенного круга лиц – жителей военного городка № 5.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в собственности Министерства обороны Российской Федерации находятся тепловые сети котельной с инвентарным номером 717, расположенной в военном городке № 5 по адресу: ***.

На основании передаточного акта № 141/6/01/17 от 10 октября 2017 года указанное имущество на праве оперативного управления закреплено за ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации.

Из паспорта котельной с инвентарным номером 717 следует, что данная котельная 1974 года постройки, трубопровод теплосети имеет 100% износ, дефекты: выслужен срок эксплуатации, коррозия, множественные следы ремонтов, частичное нарушение изоляции, износ запорной арматуры, для устранения указанных дефектов необходимы работы: замена тепловой сети, запорной арматуры, восстановление изоляции, что следует из акта осмотра системы теплоснабжения, утвержденным заместителем командира по вооружению военной части № 43819 от 22.09.2020 года.

Согласно ответу Филиала № 1 ФГКУ «411ВГ» МО РФ в 2019-2020 гг. произошло три аварийных порыва участков тепловых сетей: в октябре 2019 года перед зданием поликлиники, где был заменен участок трубы длиной 5 метров на глубине около 2 метров, 30 сентября под зданием лечебного корпуса заменен участок трубы длиной 3 метра (прогнил, проржавел в результате длительного срока эксплуатации); 09 октября на этом же участке заменен участок трубы длиной 2 метра, что также подтверждается актами открытия аварий и актами выполненных работ.

Из объяснений начальника производственного участка №7/6 ЖСК № 7 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ ДГ следует, что в отопительном периоде 2020-2021 гг. произошло 5 аварий на теплосетях Минобороны РФ, а именно в военном городке № 5 (госпиталь) две аварии. Аварии на теплосетях происходят ввиду 100% износа трубопровода тепловой сети. В настоящее время необходима полная замена тепловых сетей.

По результатам, проведенной проверки, военным прокурором Благовещенского гарнизона в адрес начальника ЖКС №7 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны России по Восточному военному округу направлено представление об устранении нарушений закона, которое на момент рассмотрения спора не исполнено, что ответчиком в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не опровергнуто.

В соответствии с ч.ч. 1, 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 данного Кодекса.

На основании части 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В силу части 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Согласно части 4 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления в соответствии со ст. ст. 294, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. № 1082, а также Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооружённых Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооружённых Сил (подпункт 71 пункта 7 положения).

Приказом Министра обороны РФ от 30.12.2017 № 860 «Об утверждении Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации» Министерства обороны Российской Федерации, основной целью деятельности которого определено содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации (п. 3). А также созданы филиалы Учреждения, перечень которых по военным округам содержится в Приложении к данному приказу, одним из которых является филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по Восточному военному округу.

В соответствии с пунктом 13 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России основными целями деятельности учреждения является осуществление (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся в пункте 10.1 Положения о филиале ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ (по Восточному военному округу).

Финансово-хозяйственная деятельность учреждения осуществляется за счет средств федерального бюджета (субсидии) с учетом государственного задания на очередной финансовый год. Государственное задание для учреждения в соответствии с предусмотренными Уставом основными видами деятельности формирует и утверждает Министерство обороны Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 года N 190-ФЗ «О теплоснабжении» тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 30.12.2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.

Здания и сооружения должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы в процессе их эксплуатации обеспечивалось эффективное использование энергетических ресурсов и исключался нерациональный расход таких ресурсов (статья 13 указанного Закона).

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 07.12.2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций. Входящие в состав централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения здания и сооружения, включая сети инженерно-технического обеспечения, а также связанные с такими зданиями и сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) должны соответствовать требованиям Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

В соответствии со статьёй 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1). Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать своё имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2). С

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Из приведённых положений закона следует, что собственник по своему усмотрению владеет и пользуется принадлежим ему имуществом и определяет расходы, необходимые для его содержания или ремонта. Возложение на собственника обязанностей по содержанию или ремонту (капитальному, текущему) его имущества возможно, если это предусмотрено законом, либо если ненадлежащее содержание собственником своего имущества нарушает права и законные интересы других лиц.

Из совокупности представленных в материалы дела доказательств следует, что собственником тепловых сетей военного городка № 5, расположенного по адресу: *** является Министерство обороны Российской Федерации, основной задачей ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО является эксплуатация объектов инфраструктуры, следовательно, обязанность замене труб теплоснабжения должна быть возложена на ответчика - Министерство обороны Российской Федерации.

Представленными в материалы дела доказательствами – актами осмотра 2020 гг., аварийными актами подтверждается, что объекты инженерных сетей – тепловые сети военного городка № 5 находятся в ненадлежащем состоянии, процент их износа составляет 100 %, что свидетельствует о необходимости замены данных тепловых сетей.

В нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каких-либо доказательств, подтверждающих приведение указанных тепловых сетей в надлежащие состояние, ответчиком в материалы дела не представлено.

Принимая во внимание, что какие-либо реальные и действительные меры к приведению тепловых сетей военного городка № 5 в надлежащее состояние, исключающее, возникновение аварийных ситуаций, в том числе в зимний период ответчиком не предприняты, на момент рассмотрения спора, с 2020 года до настоящего времени тепловые сети имеют 100% износ, суд считает незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, связанное с не проведением замены труб теплоснабжения котельной с инвентарным номером 717, расположенных на территории военного городка № 5 по адресу: ***, протяженностью 4 111 погонных метра.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиками, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом установленных при рассмотрении спора обстоятельств, суд считает необходимым обязать Министерство обороны Российской Федерации в срок до 01 декабря 2021 года произвести замену труб теплоснабжения котельной с инвентарным номером № 717, расположенных на территории военного городка № 5 по адресу: ***, протяженностью 4 111 погонных метра.

Устанавливая срок, для выполнения ответчиком возложенной судом обязанности, суд считает, что данный срок соответствует критериям разумности, является достаточным. Каких-либо доказательств, невозможности исполнения постановленного по делу решения в указанный срок, ответчиком в материалы дела не представлено.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать бездействие Министерства обороны Российской Федерации, связанное с не проведением замены труб теплоснабжения котельной с инвентарным номером 717, расположенных на территории военного городка № 5 по адресу: ***, протяженностью 4 111 погонных метра – незаконным.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации в срок до 01 декабря 2021 года произвести замену труб теплоснабжения котельной с инвентарным номером № 717, расположенных на территории военного городка № 5 по адресу: ***, протяженностью 4 111 погонных метра.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд Амурской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья О.В. Возыка

Решение в окончательной форме изготовлено 01 сентября 2021 года.

2-5963/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
военный прокурор Благовещенского гарнизона
Ответчики
ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации
Министерство обороны Российской Федерации
Филиал ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации (по Восточному военному округу)
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
Возыка О.В.
Дело на сайте суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
02.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
03.07.2021Передача материалов судье
09.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.08.2021Судебное заседание
10.08.2021Судебное заседание
31.08.2021Судебное заседание
01.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #3 (Решение)
Судебный акт #2 (Определение)
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее