Дело № 2-4853/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 сентября 2014 года город Саратов
Кировский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Кравцовой Ю.Н.,
при секретаре Кузнецовой В.Д.,
с участием помощника прокурора Кировского района Сидоровой Н.В.,
представителя ответчика министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области Фениной Л.А.,
представителя третьего лица ООО «Дх» Гукасяна Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новоузенского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, третьи лица: закрытое акционерное общество «Ду», общество с ограниченной ответственностью «Дх», ГБУ «Да» об обязании совершить действия,
установил:
Прокурор Новоузенского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к Министерству транспорта и дорожного хозяйства об обязании ответчика привести в соответствие с ГОСТ 50597-93 автодороги обх. <адрес> протяженностью 4,179 кв.; <адрес> – <адрес> – <адрес> протяженностью 46 км.; <адрес> – <адрес> протяженностью 2 км.
Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой Новоузенского района Саратовской области во исполнение приказа Генерального прокурора РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения.
В рамках проверки проведена оценка транспортно-эксплуатационного состояния дорожного полотна автодорог: обх. <адрес> протяженностью 4,179 кв.; <адрес> – <адрес> – <адрес> протяженностью 46 км.; <адрес> – <адрес> протяженностью 2 км.
В ходе проверки установлено, что состояние дорожного полотна вышеуказанных автодорог не соответствует требованиям Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", принятого постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 221.
Так, в ходе проверки установлено, что согласно п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Однако, в нарушение указанной нормы на всей протяженности дорожного полотна указанных автодорог имеются выбоины на проезжей части автодороги, превышающие допустимые пределы.
Общая протяженность участков дороги, на котором имеются ямы, выбоины и иные повреждения, затрудняющие движение автотранспорта, составляет 52,179 км.
Истец указывает, что на ответчика возложена обязанность по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения на территории области, в связи с чем просит обязать ответчика привести указанные автодороги в соответствие с ГОСТ 50597-93.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Кировского района г. Саратова Сидорова Н.В. поддержала исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области Фенина Л.А. в судебном заседании исковые требования не признала, представила суду свои возражения.
Представитель третьего лица ООО «Дх» Гукасян Г.В., в судебном заседании пояснил, что в связи с недостаточным финансированием указанные автодороги находятся в неудовлетворительном состоянии.
Третьи лица ЗАО «Ду», ГБУ «Да дорог» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщили.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся третьих лиц в порядке ст.167 ГПК РФ.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 26.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» для осуществления своих полномочий, в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, в том числе имущество, необходимое для их обслуживания.
В соответствии с ч. 8 ст. 5, ч. 5 ст. 6, п.п. 6, 11, ч.ч. 1-2 ст.ст. 17-18, 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. К собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правил расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей. Порядок ремонта автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования.
От имени Саратовской области комитет дорожного хозяйства Саратовской области (государственный заказчик) и ЗАО «Дорожный участок» (подрядчик) заключили Государственный контракт, согласно которому подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения, искусственных сооружений на них, находящихся в государственной собственности области, в том числе в Новоузенском районе Саратовской области.
В соответствии с данным государственным контрактом от имени и по поручению государственного заказчика комитета дорожного хозяйства Саратовской области контроль за исполнением контракта осуществляет казенное предприятие Саратовской области «Да». Интересы подрядчика по контракту представляет генеральный директор ЗАО «Ду». Подрядчик при исполнении Контракта может привлечь субподрядные организации. Подрядчик может заключить договор субподряда только после получения соответствующего письменного разрешения государственного заказчика.
Согласно указанного выше государственного контракта государственный заказчик (комитет дорожного хозяйства Саратовской области) имеет право без участия дирекции осуществлять контроль за исполнением подрядчиком данного контракта, включая организацию и проведение контроля качества работ и материалов, производить оценку уровня содержания региональных дорог. Подрядчик обязан выполнить в полном объеме работы, указанные в задании, выдаваемом уполномоченными лицами ежемесячно. При необходимости выполнения дополнительных работ, не предусмотренных заданием, подрядчик уведомляет об этом государственного заказчика для принятия решения и выдачи дополнительного задания. В течении срока действия Контракта подрядчик и его полномочные представители обязаны взаимодействовать с администрациями районов, на которых находятся обслуживаемые региональные автомобильные дороги. Подрядчик обязан устранять нарушения, зафиксированные в предписаниях органов ГИБДД. Указанные в предписаниях органов ГИБДД виды, объемы работ и адреса выполнения предварительно согласуются с государственным заказчиком.
ДД.ММ.ГГГГ между ЗАО «Ду» (подрядчик) и ООО «Дх» (субподрядчик) был заключен договор субподряда № 2. При этом управление Договором от имени и по поручению Государственного Заказчика осуществляет Казённое предприятие Саратовской области Да» (п.2.1.)
Приложением № 3.1 к указанному договору утвержден перечень автомобильных дорог регионального значения и искусственных сооружений на них, находящихся в государственной собственности области, где указаны в числе прочих автодороги обх. <адрес> протяженностью 4,179 кв.; <адрес> – <адрес> – <адрес> протяженностью 46 км.; <адрес> – <адрес> протяженностью 2 км.
Постановлением Правительства Саратовской области от 27.03.2014 г. № 179-П комитет транспорта Саратовской области и комитет дорожного хозяйства Саратовской области реорганизованы путем из слияния в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области.
Постановлением Правительства Саратовской области от 22.04.2014 г. №246-П «Вопросы министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской» утверждено Положение о министерстве транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области.
В соответствии с Положением о министерстве транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, Министерство является правопреемником комитета транспорта Саратовской области и комитета дорожного хозяйства Саратовской области (п.4).
В силу п. 9 данного Положения основными задачами Министерства являются:
разработка и осуществление мероприятий в транспортном комплексе области, направленных на удовлетворении нужд области, населения и экономики в качественных и безопасных перевозках грузов и пассажиров;
организация устойчивого функционирования дорожного комплекса области, эксплуатация (содержание, ремонт и капитальный ремонт) и развитие (строительство, реконструкция) автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения (далее – автомобильные дороги) на территории области, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), предоставляемых на платной основе или без взимания платы, в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения и потребностями в автомобильных перевозках;
взаимодействие с Министерством транспорта Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере совместной деятельности в целях обеспечения свободного перемещения пассажиров и грузов на территории Российской Федерации;
формирование и совершенствование правовых основ функционирования транспортного и дорожного комплексов области;
обеспечение эффективного управления государственной собственностью области в транспортном и дорожном комплексе области;
содействие повышению эффективности работы организаций и индивидуальных предпринимателей транспортного комплекса и росту конкурентоспособности российский транспортных операторов на российском и зарубежном рынках транспортных услуг;
обеспечение в пределах своей компетенции интересов области при заключении соглашений с федеральными органами исполнительной власти в области дорожного хозяйства;
участие в разработке и реализации государственных программ развития транспортного и дорожного комплекса области;
осуществление в соответствии с федеральным законодательством и в пределах своей компетенции государственного регулирования, управления и контроля по обеспечению безопасного, устойчивого и эффективного функционирования транспортного и дорожного комплексов области;
содействие проведению экономических реформ, институциональных преобразований и структурной перестройки транспортного и дорожного комплекса области;
реализация единой экономической, финансовой, научно-технической, инвестиционной и социальной политики на транспорте и в дорожной отрасли;
обеспечение целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных на финансирование расходов в сфере транспорта и дорожного хозяйства;
организация осуществления мониторинга состояния автомобильных дорог и сооружений на них.
В силу п. 10 данного Положения основными функциями, необходимыми для реализации Министерством возложенных задач в том числе, являются:
осуществление функции государственного заказчика дорожных и мостовых работ по эксплуатации (содержанию, ремонту и капитальному ремонту) и развитию (реконструкции и строительству) дорожного комплекса области;
осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения;
осуществление в соответствии с законодательством строительного контроля по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, капитальном ремонте, реконструкции и содержании автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Саратовской области;
утверждение в установленном порядке проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог и мостов;
осуществление подготовки и обоснование бюджетной заявки по транспортному и дорожному комплексам области при разработке проекта областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Из указанных выше норм права следует, что ответчик является государственным заказчиком в области обеспечения содержания и ремонта дорог регионального значения в целях обеспечения безопасности дорожного движения, осуществляя при этом функции контроля и надзора за качеством выполнения данных работ, утверждает разработанные проектную и сметную документацию по ремонту, содержанию и реконструкции дорог регионального значения, утверждает объем необходимого финансирования в целях осуществления данной деятельности.
Постановлением Правительства Саратовской области от 06 мая 2008 года № 175-П утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения, согласно приложения № к которому к дорогам общего пользования регионального значения отнесены в том числе участки автодорог: обх. <адрес>; <адрес> – <адрес> – <адрес>; <адрес> – <адрес>.
Пунктами 1-4 приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден порядок оценки технического состояния автомобильных дорог, который определяет состав и периодичность работ по определению соответствия комплекса характеристик технического уровня автомобильной дороги и ее эксплуатационного состояния, обеспечивающего требуемые потребительские свойства автомобильной дороги, полученного на основании результатов комплекса работ по обследованию, сбору и анализу информации о параметрах, характеристиках и условиях функционирования автомобильной дороги, о наличии повреждений ее элементов и причин их появления, о характеристиках транспортных потоков, требованиям технических регламентов. Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения. Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится: в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год. По результатам оценки технического состояния автомобильной дороги: устанавливается степень соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов, обосновывается возможность движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам, на основании данных диагностики путем проведения специальных расчетов.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Новоузенского района совместно с начальником отдела инженерного обеспечения автодорог ГБУ СО «Да», главным специалистом отдела инженерного обеспечения автодорог ГБУ СО «Да», генеральным директором ООО «Дх» в рамках проверки соблюдения безопасности дорожного движения проведена оценка транспортно-эксплуатационного состояния дорожного полотна вышеуказанных автодорог.
В ходе проверки установлено, что состояние дорожного полотна вышеуказанных автодорог не соответствует требованиям Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", принятого постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 221.
Так, в ходе проверки установлено, что согласно п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Однако, в нарушение указанной нормы на всей протяженности дорожного полотна указанных автодорог имеются выбоины на проезжей части автодороги, превышающие допустимые пределы.
Общая протяженность участков дороги, на котором имеются ямы, выбоины и иные повреждения, затрудняющие движение автотранспорта, составляет 52,179 км.
О неудовлетворительном состоянии участков вышеуказанных дорог свидетельствует акт проверки от 26.06.2014, а также договор субподряда № на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них, находящихся в государственной собственности области, заключенный между ЗАО «Ду» и ООО «Дх».
В ходе рассмотрения дела никем не оспаривалось, что вышеуказанные автодороги нуждается в ремонте, поскольку не соответствуют вышеуказанным требованиям ГОСТа.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В силу положений ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог установлены ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (принят постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ №221).
В соответствии с разделом 1 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» настоящий стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведение которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска об обязании ответчика привести в соответствие с ГОСТ 50597-93 автодороги обх. <адрес> протяженностью 4,179 кв.; <адрес> – <адрес> – <адрес> протяженностью 46 км.; <адрес> – <адрес> протяженностью 2 км.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ 50597-93 ░░░░░░░░░░ ░░░. <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░ 4,179 ░░.; <░░░░░> – <░░░░░> – <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░ 46 ░░.; <░░░░░> – <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░ 2 ░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░